Урок-игра "В мире математики", 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


“Учиться можно только весело…чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”

Анатоль Франс.

I. Представление команд (Домашнее задание):

Начать игру здесь каждый рад

И первый конкурс представление команд

1 место – 3 балла

2 место – 2 балла

3 место – 1 балл

Команда А:

Этот турнир ждали мы.
По нему истосковались умы.
Дружно будем задачи решать -
Мы очень хотим математику знать.

Команда Б:

Как же нам не веселиться?
Не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить!

Команда В:

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим
И просто так победу вам не отдадим.
Придется попотеть и постараться.
За каждое очко мы будем драться.

II. Конкурс “Разминка”

Чтоб вы примеры в алгебре решали без заминки

Проводим конкурс под названием “Разминка”

Количество баллов – по количеству правильно решенных примеров.

1. 16=2 6.224=2
2. 625=5 7. 4416=4
3. 1296=6 8.339=3
4. 256=2 9. 4*52-62=8
5. 6561=3 10. 3(0,42+0,11)=0,9

III. Конкурс “Путешествие вглубь веков”

Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет.
Загадок больше, чем отгадок,
И поискам предела нет!

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Вопросы из истории математики:

1. Заслугу наименования чисел многие народы приписывали легендарным героям. Греки думали, что числа дал Прометей, китайцы за это чтили императора Фу-Хи, мексиканцы – пернатого змея Кецалькоатля.

Вопрос: В какой стране за это чтили получеловека-полурыбу Оаннеса?

Варианты ответа: Япония, Вавилон, Египет.

Правильный ответ: Вавилон.

2. Древние римляне говорили: “Слова улетают – написанное остается”. И вот, примерно пять тысяч лет тому назад, было сделано замечательное открытие: люди догадались писать вместо группы единиц один знак.

Вопрос: Как записывались цифры в Египте?

Варианты ответа: 1) IX; 2) = ; 3) .

Правильный ответ: 3.

3. Вопрос: В египетской пирамиде на гробнице начертано число. Что это за число?

Варианты ответа: 2520, 1001, 666.

Правильный ответ: 2520. Это число делится на все без исключения натуральные числа от 1 до 10.

4. О числах первым начал рассуждать Пифагор, который родился на острове Самос в VI веке до нашей эры. Много легенд сложили греки об этом мыслителе.

Вопрос: Какое из высказываний принадлежит Пифагору?

Варианты ответа: 1) “Умеренность и соразмерность всюду становятся красотой”; 2) “Все прекрасно благодаря числу”; 3) “Красота спасет мир”.

Правильный ответ: “Все прекрасно благодаря числу”.

5. Пифагор много путешествовал по странам Востока. Египетские жрецы и вавилонские халдеи привили Пифагору пристрастие к восточным таинствам и числовой мистике. Возвратившись на родину, Пифагор создал школу.

Ученик: Учитель, научи меня.

Пифагор: Я могу научить тебя, если ты сам захочешь учиться у меня.

Ученик:

Клянусь именем Тетрактис,
Ниспосланной нашим душам.
В ней источник и корни вечно
Цветущей природы.

Вопрос: Какие числа образовывали тетрактис?

Варианты ответа: 1) 1, 2, 3, 4; 2) 10, 100, 1000; 3) 4, 40.

Правильный ответ: Сумма чисел, образующих тетрактис, равна 10=1+2+3+4. Она считалась священным числом и олицетворяла всю Вселенную.

6. Архимед научился называть громадные числа. Просто единица – единица чисел первых, миранду миранд, то есть 100 000 000 – единица вторых чисел. Но хотя названия громадных чисел у Архимеда уже были – обозначать он их не умел: не хватало самой малости…нуля.

Вопрос: Где впервые догадались писать нули в конце записи числа?

Варианты ответа: Египет, Китай, Индия.

Правильный ответ: Предположительно это было сделано в Индии полторы тысячи лет тому назад.

7. В XIV веке нашей эры венецианский купец Марко Поло совершил неслыханное до той поры путешествие – добрался до Китая. Здесь он увидел полеты пороховых ракет, книгопечатание, изготовление фарфора. Когда он вернулся, рассказам не было конца. И чаще всего в его рассказах повторялось слово “миллион” – большая тысяча. Французский математик Шюке назвал миллион миллионов словом “биллион”.

Вопрос: Сколько нулей в квадрильоне?

Варианты ответа: 12, 15, 18.

Правильный ответ: 15 нулей.

8. У греков счетные доски назывались абаки. В России пользовались счетами.

Вопрос: В какой стране счеты называли соробан?

Варианты ответа: в Китае, в Японии, в Индии.

Правильный ответ: В Японии. Родичем русских счетов является японский соробан. До сих пор в Японии устаиваются состязания по счету на соробанах.

9. Для счета с помощью абаков использовали бобы, камешки, шарики.

Вопрос: От какого из предметов счета на абаках произошло слово “калькуляция”, а современный счетный прибор получил название “микрокалькулятор”?

Варианты ответа: Бобы, камешки, шарики.

Правильный ответ: Камешки у римлян назывались калькулюс.

10.

Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в математике действий без знаков.

Знаки действий плюс, минус, умножить появились в XV веке.

Вопрос: В каком веке появился знак деления?

Правильный ответ: В XVII веке.

IV. Конкурс Капитанов.

Сейчас мы посмотрим битву титанов

Начинаем конкурс капитанов.

1 место – 3 балла

2 место – 2 балла

3 место – 1 балл

Найди ошибки:

  1. 3600=600
  2. 0,64=0,8
  3. (2V3)2=12
  4. 20*5=10
  5. 2 7/9=5/9
  6. 72/V2=6
  7. (72)2=14
  8. 82=16
  9. 1/26 169=1/2
  10. 1 11/25= 1 1/5

Правильный ответ: 1, 5, 7, 8.

V. Конкурс “Веселый поезд”

Чтоб преобразования знать на совесть

Проводим конкурс мы “Веселый поезд”

Команды составляют номер поезда из получившихся ответов.

Команда правильно определившая номер поезда получает 2 балла.

Команда А:

(4-13)(4+13)=3

(v3+2)2-2v6=5

(7+4)(4-7)=9

Правильный ответ: 359

Команда Б:

  1. (3+7)(3-7)=2
  2. (5-2)2+210=7
  3. (5+3)(3-5)=4

Правильный ответ: 274

Команда В:

  1. (2-3)(2+3)=1
  2. (7+1)2- 27=8
  3. (11+4)(4-11)=5

Правильный ответ: 185

VI. Музыкальный конкурс (Домашнее задание)

Предметы в школе все важны
Ведь знания разные нужны.
А чтоб учиться было интересней
Нам в этом всем поможет песня.
Мир чисел нам всем очень интересен
Про них мы знаем много песен.

Команды исполняют песни, частушки, где встречаются числительные или математические понятия.

Подведение итогов. Награждение победителей.