Применение современной технологии – метод проекта в условиях школьной библиотеки

Разделы: Организация школьной библиотеки


Поскольку школьная библиотека есть компонент педагогической системы образовательного учреждения, то соответственно работа школьной библиотеки должна строиться на сотрудничестве педагогов и библиотекарей на основе общего проблемного поля посредством использования библиотечно-информационных ресурсов, вменяя в практику работы с детьми инновационные технологии и научный подход к делу.

Сейчас метод проектной деятельности приобрел широкую популярность в России. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а в перечень параметров нового качества образования – способность проектировать.

Поэтому, изучив метод проекта, применила его на практике работы в школьной библиотеке. Данный метод развивает познавательные интересы читателей-учащихся, способствует умению самостоятельно конструировать знания при работе с книгой, журналом, ориентироваться в информационном пространстве, развивать мышление и творческие умения читателей. Позволяет синтезировать усилия педагогического коллектива на основе принципов личностно ориентированного подхода, гуманистической педагогики, которые заявлены в качестве приоритетных во всех нормативных документах.

Проект-это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проект ориентирован на самостоятельную деятельность читателей – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, имеет широкое общедидактическое значение, и применим как к библиотеке, так и ко всем предметам гуманитарного цикла.

Метод проекта требует от библиотеки создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей. В определенном смысле библиотекарь становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:

  • исследователя: выявляет проблему, подвергает её научному изучению, методом наблюдения, анкетирования, анализа выявляет одаренных детей;
  • экспериментатора: производит научный опыт;
  • энтузиаста: повышает мотивацию учащихся-читателей, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей;
  • специалиста: обладает знаниями и умениями в нескольких областях;
  • консультанта: организует доступ к информационным ресурсам;
  • научного руководителя;
  • координатора всего группового процесса;
  • эксперта: дает чёткий анализ результатов выполненного проекта.

В качестве “рабочего” метода использовалась система формирования лидерских качеств А.Тубельского. Однако эта методика не вполне оправдала себя в ходе работы, так как лидерские качества должны сочетаться с умением действовать в коллективе. Поэтому обратилась к технологии коллективных творческих дел (КТД), разработанной И.П.Ивановым.

Использование метода проекта является составной частью технологического обучения школьников, которое осуществляется в рамках личностно ориентированной, развивающей Педагогической Концепции нашей школы “Школы формирования гражданской культуры”.

Метод проектной деятельности в условиях школьной библиотеки способствует:

  • росту познавательной активности читателей;
  • раскрытию творческого потенциала;
  • формированию самостоятельности и ответственности;
  • стимулированию самореализации;
  • улучшению качества знаний;
  • повышению мотивации учащихся к чтению;
  • созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем, учителем и учащимися.

Критерии успеха над проектом:

  • достижение конечного результата-продукта;
  • создание активной команды читателей-участников проекта, способной продолжить работу в будущем;
  • практическое применение конечного результата проекта в учебно-воспитательном процессе школы;
  • распространение информации о проекте;
  • получение удовлетворения от своей деятельности.

Результат проектной деятельности зависит от состава и организации работы, в ходе которой особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • баланс ролей,
  • четкость целей,
  • согласованность задач, поставленных перед каждым членом проекта,
  • выработка единой системы ценностей,
  • воспитание поддержки и взаимного доверия,
  • разработка подходящей методики работы,
  • обеспечение успешного руководства,
  • регулярный отчет о проделанной работе,
  • ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка,
  • развитие навыков общения.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата, однако можно выделить общие этапы работы над проектом:

  • Выбор участников.
  • Информирование.
  • Объяснение задачи.
  • Работа индивидуально и в группах под руководством библиотекаря, в классах под руководством учителей-предметников.
  • Продукт совместной деятельности.
  • Совместная работа библиотекаря с учителем предметником по оформлению, корректировке материала.
  • Доработка творческой работы ребёнком.
  • Представление продукта совместной деятельности.

Для развития творческих способностей школьников нужно включать их в творческую деятельность. В ходе работы над осуществлением проекта необходимо применять следующие эффективные стимулы, чтобы побудить детей к творчеству: похвала, оценка, рейтинг, награды, портфолио, выдвижение школьников к научно исследовательской работе.

Творчеству надо учить! И постепенно вести учащихся от подражания и ремесленного исполнения дела к искусному, своеобразному. Что возможно осуществить в условиях школьной библиотеки через применение современной технологии – метод проекта.

Конечный результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на интегрированных и библиотечных уроках, на занятиях библиотечного кружка, раскрытие творческого потенциала одаренных личностей, самореализация своих профессиональных качеств библиотекаря-библиографа.

Паспорт проектной работы.

Название проекта: Сибирячок.

Тип проекта:

а). по доминирующей деятельности учащихся : творческий.

б). по предметному содержанию: межпредметный.

в). по продолжительности: долгосрочный.,

Проблема: снижение интереса детей к чтению, к истории и культуре своего края.

Цели проекта: активизация чтения детей младшего и среднего возраста (7-14 лет).

Образовательная: развитие у читателей интереса к творческой работе через применение современных технологий – метод проекта.

Воспитательная: воспитание чувства любви к малой родине, сибирской литературе, интереса к истории своего края.

Задачи проекта:

  • творческая самореализация читателей в проектной деятельности,
  • активизация познавательного интереса читателей к детскому областному литературно-художественному журналу “Сибирячок”,
  • совершенствование навыков работы с книгой и журналом,
  • выявление способных и одаренных детей и развитие у них интереса к творческой работе,
  • развитие межпредметной интеграции,
  • совершенствование интеллектуальных, коммуникативных навыков читателей,
  • раскрытие библиотечного фонда.

Актуальность данного проекта:

1. Направленность на реализацию:

  • национальной программы поддержки и развития чтения,
  • концепции воспитания подрастающего поколения Иркутской области – гражданин, ученик,
  • региональной программы “Сибирский характер как ценность”,
  • регионального курса “Писатели Восточной Сибири”,
  • школьной Педагогической Концепции “Школа формирования гражданской культуры”.

2. Проектная деятельность способствует устранению проблемы мотивации детей к чтению, улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей.

3. Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы.

Состав учащихся: учащиеся начального и среднего звена. (1-7 класс).

Режим работы: использование учебных часов (библиотечных уроков, уроков ИЗО, труда, музыки, внеклассного чтения, литературы, истории), занятий дополнительного образования (библиотечный кружок).

Дополнительно привлекаемые участники (специалисты):

учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, истории, ИЗО, музыки, редакционная группа журнала “Сибирячок”, писатели ангарского литературного объединения.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

использование библиотечного фонда, современных технических средств: компьютера, мультимедиааппаратуры; фотоаппаратуры.

3. Ожидаемые результаты и предполагаемый продукт проекта:

  • Активизация познавательного интереса читателей-учащихся к книге;
  • Повышение интеллектуального уровня детей;
  • Формирование гражданской культуры личности читателя-ученика.
  • Обеспечение стабильных потребностей и навыков работы с книгой;
  • Выявление способных и одарённых личностей;
  • Формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности;
  • Создание читательского клуба “Сибирячок” и осуществление его систематической деятельности;
  • Создание дидактического, наглядного материала: картотек, плакатов, электронных презентаций, которые будут иметь практическое применение для проведения интегрированных библиотечных уроков, массовых мероприятий, выполнения учащимися домашних заданий по предметам гуманитарного цикла.

Описание проектной деятельности и её результаты:

В нашем областном центре г. Иркутске издается детский литературно -художественный журнал “Сибирячок”, который богатым краеведческим содержанием очень помогает в практической работе с читателями.

Идеей создания данного проекта послужило приглашение редакционной группы областного детского литературно-художественного журнала “Сибирячок” к творческому сотрудничеству читателей через страницы журнала. Это вылилось в конкретные дела:

  • встреча с коллективом редакции,
  • посещение выставки оригиналов иллюстраций художников журнала “Сибирячок” в Галерее современного искусства в “Доме художника” г. Иркутске,
  • участие в областных конкурсах детского творчества, детских праздниках, научно-практических конференциях, участие в заседаниях “круглого стола”, фестивалях “Дни русской духовности и культуры “Сияние России”, объявленных редакцией журнала.

Результатом проектной деятельности стало:

- Создание фотогазет и оформление наглядного краеведческого материала с целью их практического применения на библиотечных уроках, уроках литературы, истории, географии, массовых мероприятиях.

- Пополнение фонда библиотеки редакционными изданиями: книгами о Байкале, сборниками игр, плакатными материалами.

- Создание новых рубрик в краеведческой картотеке “Край, в котором ты живешь”: “Жизнь и творчество писателей Восточной Сибири”, “Ангарские писатели и поэты”, “Мир дикой природы Байкала”, которые пополняются на основе журнального материала.

- Создание диска-презентации конкурсных работ ребят.

- Демонстрация лучших рисунков на областной выставке конкурсных работ.

-Получение дипломов лауреатов конкурсов, благодарственных писем.

-  Публикация рассказа на страницах журнала “Сибирячок”.

- Создание читательского клуба, который внесен в базу данных Иркутской области как Детское Творческое Объединение (ДТО) при библиотеке МОУ “СОШ №20” г. Ангарска.

Читательский клуб “Сибирячок” – это клуб сетевого взаимодействия на базе опорной школы №20г.Ангарска, модель детского творческого объединения, деятельность которого строится на принципах уважения к книге, чтению и читателю, его интересам и пристрастиям в чтении, на условиях творческого сотрудничества и позитивного общения. Это творческий центр, который объединяет продвинутых читателей, книгочеев и книголюбов, эрудитов и знатоков слова, русского литературного языка, одарённых и талантливых личностей, собирателей и коллекционеров книг.

Деятельность клуба основывается на принципах:

  • добровольности – каждый член клуба добровольно выбирает для себя вид деятельности;
  • равноправия – все члены клуба равны, каждый имеет право на свое мнение, должен быть терпимым к мнению другого;
  • ответственности – члены клуба несут равную ответственность за результаты совместной деятельности;
  • гласности – все решения общего сбора и Совета доводятся до всех членов клуба;
  • коллегиальности – решения о деятельности принимаются после обсуждения на Совете;
  • обратной связи – осуществляя рефлексию деятельности, образовательное учреждение – член клуба имеет возможность дать оценку, внести свои предложения в работу.

Цели и задачи читательского клуба:

  • Воспитание гражданственности как ведущей черты личности, которая проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития города, страны и своего собственного.
  • Формирование гражданской культуры как важнейшего показателя активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах.
  • Стимулирование детского интереса к чтению, поощрение активных читателей, книголюбов, эрудитов, знатоков книги;
  • Оказание консультативной помощи ребёнку в выборе источника чтения;
  • Создание условий для реализации творческих способностей ребёнка с учётом его возраста, интересов, особенностей развития;

План работы Читательского Клуба сетевого взаимодействия:

- Организация стендовых и электронных презентаций, творческих лабораторий, круглых столов межшкольного клуба.

- Связь с другими читательскими клубами области через журнал “Сибирячок”.

- Участие в фестивалях Дни русской духовности и культуры “Сияние России”.

- Создание и пополнение сайта публикациями методических разработок, рекомендаций, обмена опытом с целью информационного обмена и оказания помощи в проведении мероприятий руководителями и членами читательских клубов сетевого взаимодействия школ города.

- Создание межшкольного Центра общения по заявкам школ города и его символики.

- Организация деятельности Совета Клуба и “Школы лектора”.

- Проведение творческих вечеров, конкурсов, игр, читательских конференций.

- Участие в творческих конкурсах разного уровня.

- Формирование банка данных о читательских клубах “Сибирячок”, налаживание контактов с региональными отдельными клубами;

-Трансляция опыта работы и творческой деятельности в рамках семинаров, круглых столов, творческих лабораторий, мастер-классов, научно-практических и читательских конференций.

- Размещение информации в СМИ.

Используемые ресурсы.

Ресурсы Имеющиеся
Внутренние Внешние
Человеческие Педагогический коллектив, обладающий знаниями, опытом работы учебной и творческой деятельности. Партнеры по организации клубной деятельности школ города:

учителя русского языка и литературы, начальных классов, музыки; ИЗО.

Консультанты: писатели, поэты, члены ангарского литературного объединения;

Редакционная группа областного детского журнала “Сибирячок”.

Информационные Все педагоги, работающие с Клубом, прошли курсовую подготовку по работе с учащимися, по организации коллективной творческой деятельности.

Библиотечный фонд: книги, пособия, журналы.

Видеотека.

Радио “7 этаж”, Телекомпании “НТА”, “АКТИС”.

Городские газеты “Подробности”, “Вся неделя”, “Ангарские ведомости”, “Время”, “Свеча”.

Областной журнал “Сибирячок”.

Областной фестиваль “Сияние России”.

Всероссийский фестиваль педагогических идей.

Материально-технические Помещения для занятий Клуба: Библиотека МОУ “СОШ №20”. Учреждения культуры: ЦБС г.Ангарска,

Областная библиотека им.Уткина,

Редакция журнала “Сибирячок”.

Технологии Коллективный способ обучения;

Групповые технологии;

Технологии развивающего обучения: КТД;

Игровые технологии;

Развитие творческих способностей учащихся;

Тренинги;

Практикумы.

Имидж учреждения Администрация школы ценит результаты работы библиотекаря и педагогов, материально стимулирует, успехи учитывает при аттестации. Межличностные отношения партнерские и дружеские. Партнеры длительное время сотрудничают со школой, привлекая к муниципальным, областным мероприятиям. В 2006г. состоялась встреча с редакционной группой журнала “Сибирячок”. Читатели и библиотекарь школы №20 были приглашены на областные мероприятия, организованные редакцией в Дни русской духовности и культуры “Сияние России”.
Финансовые Дифференцированная оплата руководителя читательского клуба.

Дифференцированная оплата по факту выполненных работ членам педагогического коллектива.

Спонсирование за родительские средства.

 

На основании полученных результатов от проектной деятельности можно сделать вывод, что метод проекта эффективен и является интегрированным компонентом структурированной системы образования.

Проектная деятельность способствует привлечению детей и педагогов как руководителей к научно-исследовательской, поисковой работе.

Работа над проектом:

  • помогает раскрыть творческие, организаторские способности, как библиотекаря,
  • показывает, что Школьная Библиотека в XXI веке является образовательным, научным, воспитательным, информационным центром, центром общения и психологической поддержки,
  • убеждает, что печатную книгу не заменят никакие электронные носители, а библиотекаря – компьютеры.

Реализация данного проекта осуществляет все поставленные цели и задачи: активизация интереса чтения детей к чтению, к сибирской литературе, к истории и культуре своего края, формирование социально-активной, творческой личности читателя-ученика-гражданина.

Представленный проект является творческим, жизнеспособным, эффективным и нужным в учебно-воспитательном процессе школ, в деятельности научных обществ учащихся.