Проект "Интеграция предметов естественно-гуманитарного цикла"

Разделы: География, Литература, Экология, МХК и ИЗО


Актуальность и постановка проблемы.

Ускоренное социально-экономическое развитие нашей страны предъявляет все новые требования к человеческому фактору не только в области производства, но и в сфере образования, которая должна лучше готовить молодежь к жизни и труду.

Необходимо, чтобы обучение формировало новый тип мышления, новый стиль деятельности, ориентированный на более эффективное решение производственных, социальных, культурных и многих других проблем.

О все еще недостаточной эффективности обучения говорят многие факты. Далеко не в полной мере решена проблема школьной перегрузки. Под влиянием растущего объема информации непрерывно пополнялось содержание школьного образования. Чтобы успевать за нарастанием научно-практической информации, школа увеличила сроки обязательного обучения. Но этот процесс не может быть бесконечным.

Другая тенденция в гонке системы образования за убегающей вперед наукой и производственной технологией проявляется в непрерывном увеличении числа учебных предметов. Но ведь многопредметность усложняет учебный процесс, разрывает научные связи, ведет к дублированию материала, не способствует созданию, у учащихся, целостной картины мира.

Проанализировав программно-методические материалы 5-8 классов, мы увидели дублирование следующих тем, например:

5 класс

“Природа живая и неживая”. Охрана животных. Природа – наш друг. Правила поведения в природе. (биология).

“Человек, как часть природы”. Природа как источник жизни человека (экология).

В.И. Белов “Скворцы”. Астафьев “Васюткино озеро”, “Белогрудка”, “Слёзы тигра”.

Родная земля в стихах и прозе русских писателей XX века.

Региональный компонент: сибирский фольклор: сказки, сказы, легенды. Н.С. Устинович, рассказы о животных. (литература).

6 класс

“Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир” (биология).

Живопись и графика: иллюстрации “Мир природы” Е. Рачёва, В. Коваленко “Кладовая солнца” (МХК)

“Воздействие человека на природные комплексы”. (география).

М.И. Пришвин “Кладовая солнца”.

Региональный компонент: И. И. Пантелеев “Алешка с Агула”. Тема защиты природы от браконьеров. В. Н. Белкин, лирика. Тревога за завтрашний день природы.

8 класс

А.Н. Немтушкин “Мне снятся небесные олени”. Природа как живая стихия. Человек и природа в произведениях Б.М. Петрова “Тайна в наследство”, “В островах охотник” (литература)

Памятники природы. Охрана природы. Человек и природа.

Рациональное природоиспользование. Экологическая ситуация в России (география)

При традиционном подходе к обучению у учащихся не формируются базовые компетенции. Вот почему дальше идти таким путем нельзя. Жизнь требует искать пути рациональной интеграции уже имеющихся учебных предметов.

Цель: Формирование учебной мотивации через интеграцию предметов естественно-гуманитарного цикла.

Задачи:

  1. Разработать и провести интегрированные уроки и внеклассные мероприятия
  2. Повысить информативную емкость содержания обучения.
  3. Формировать учебно-познавательную компетентность.
  4. Создать методическую копилку интегрированные мероприятий предметов естественно-гуманитарного цикла.

Целевая группа проекта 5-9 классы.

Сроки реализации проекта: август 2007 - июнь 2008

Подготовительный этап.

Цель: осуществление подготовительных мероприятий для запуска проекта.

Мероприятия Сроки Ответственные
1 Установочное совещание организаторов проекта. 21 августа Руководители МО естественно-гуманитарного цикла.
2 Формирование рабочей группы. 27-31 августа Руководитель МО русского языка и литературы И.В.Сафоклова.
3 Планирование мероприятий и составление графика работы по проекту. Сентябрь Е.А.Зотова, руководитель рабочей группы
4 Диагностика мотивации обучения. Сентябрь-октябрь Психолог Керн Г.В.

Основной этап

Цель: осуществление мероприятий проекта, направленных на формирование, у учащихся, учебной мотивации.

Мероприятия Цель Сроки Ответственные
1. Цикл интегрированных уроков в рамках регионального компонента

“Всему свой час ….”

(5-е классы)

“Человек – хозяин природы?”

Интегрирование предметов по темам: “Природа наш друг”(биология), “Природа как источник жизни человека” (экология), “Гуманизм рассказов Астафьева “Белогрудка”, “Слёзы тигра”(литература).

Формирование, у учащихся, нравственных ценностей, утверждение мудрого, доброго отношения к природе. ноябрь Учителя- предметники, работающие в 5- ых классах.
2. 7-ые классы:

“С памятью к памяти….”

Интегрирование предметов по темам: “Человек на войне”. В.П. Астафьев рассказ “Сибиряк”.(литература)

“Сибиряки на ВОВ” (история)

Воспитание чувства патриотизма и гордости за земляков май Зотова Е.А.

Сафоклова И.В.

3. 8-ые классы:

“На Часовенной горке”.

Интегрирование предметов по темам: “Твой след на земле”. В. П. Астафьев “Далёкая и близкая сказка”, К. Лисовский “На Часовенной горке” и др. сибирские поэты (литература)

“От основания до наших дней”(краеведение, МХК)

Учить бережно относиться к прошлому своего народа и воспитывать любовь к родной земле ноябрь Витютнева Н.М.
4. Участие в экологическом конкурсе памяти Е. Крутовской (5-9 классы).

(Создание творческих работ)

Интегрирование предметов

(география и литература):

“Экологические проблемы”,

“Охрана природы”, “Тревога за завтрашний день”.

Обучение высказыванию по обозначенной проблеме. декабрь Мациенко Л.В., учитель русского языка и литературы.

Блюдина Н.В., учитель географии.

5. Интегрированный урок.

“Культура народов Севера” (5- е классы)

Интегрирование предметов:

МХК, литературы, экологии.

Познакомить учащихся с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера. январь Хохлова Н.В., учитель литературы, Витютнева Н.М., учитель МХК. Григорьева Н.В., учитель информатики.
6. Заочная экскурсия в художественную галерею. “Фольклорно-поэтические мотивы в литографюрах В.И. Мешкова.” (7-9 классы).

Интегрирование предметов: МХК, литературы.

Воспитывать у учащихся уважение к народной культуре, формировать эстетический вкус февраль Хохлова Н.В., учитель литературы. Сафоклова И.В. учитель литературы. Витютнева Н.М., учитель МХК.

Григорьева Н.В., учитель информатики.

7. Интегрированный урок.

“Кладовая солнца”. (Пейзажные зарисовки в живописи и графике В. Коваленко и в сказке – были М. Пришвина “Кладовая солнца” (6 классы).

Интегрирование предметов: МХК, литературы.

Развивать у учащихся способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира через наблюдение за природой, изображенной в произведениях М. Пришвина и пейзажных зарисовках В. Коваленко март Хохлова Н.В., учитель литературы. Сафоклова И.В. учитель литературы. Витютнева Н.М., учитель МХК.

Григорьева Н.В., учитель информатики.

8. Литературно-экологический журнал. Страница 1(5-6 кл)

“По следам “Красной книги” Красноярского края”. Интегрирование предметов: литературы(стихи поэтов Красноярского края, творческие работы учащихся), экологии, биологии.

Прививать любовь к малой родине, развивать творческие способности учащихся. апрель Зотова Е.А., учитель русского языка;

Мациенко Л.В. учитель русского языка и литературы

9. Литературно-экологический журнал. Страница 2 (7-8 кл)

“По следам “Красной книги” Красноярского края”. Интегрирование предметов: литературы (стихи поэтов Красноярского края, творческие работы учащихся), экологии, биологии.

Прививать любовь к малой родине, развивать творческие способности учащихся. апрель Сафоклова И.В.,

Хохлова Н.В.,

Анциферова О.С.

Заключительный этап

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Мероприятия Сроки Ответственные
1 Диагностика учебной мотивации учащихся 02.05 – 13.05 Керн Г. В.

(психолог)

2 Заседание рабочей группы проекта по результатам его реализации 17.05 Руководитель МО

(Сафоклова И.В.)

3 Оформление отчетной документации Июнь 2008 г Руководитель МО

(Сафоклова И.В.)

4 Систематизация материала для создания методической копилки интегрированных мероприятий предметов естественно-гуманитарного цикла Июнь 2008 г Руководитель МО

(Сафоклова И.В.)

Риски реализации проекта.

  1. Согласовать расписание проводимых мероприятий с завучем по УР.
  2. Согласовать работу актового зала, библиотеки и кабинета информатики.
  3. Принять во внимание эпидемиологическую обстановку в школе.

Смета

Затраты на материально-техническое обеспечение

Наименование Количество Стоимость
Ватман 30 270 руб.
Гуашь 3 210 руб.
Краски акварельные. 2 50 руб.
Кисти 10 50 руб.
Маркеры 15 225 руб.
Офисная бумага Xerox обыч., A4, белая Performer, 1 x 500 л. 3 465 руб.
Альбом “Живопись и графика В.Коваленко” 1 400 руб.
Наглядное пособие: Животные леса (худ. Зимина С.В., Колганов В.Д., Мосалов А.А. и др.) 1 60 руб
Пугал Н.А. Козлова Т.А.

Наглядное пособие: Экосистемная организация живой природы (под ред. Антошина М.К.)

1 72 руб
Виктор Астафьев Последний поклон. Повести

Том 1 из собрания сочинений в 2 тт. издательство: У-Фактория, 2003 г.,

15 1890 pуб.
Наглядное пособие: Народы России (худ. Чалтыкьян Д.А., Митрюкова Л.Т.) 1 54 руб
Чудеса природы. Энциклопедия школьника

Издатель: ИДДК, 2007

Количество дисков: 1 CD-ROM

1 139 руб.
Живопись природы (DVD-BOX)

Издатель: ДиректМедиа

Дата выпуска: 2007

Количество дисков: 1 DVD-ROM

1 234 руб.
Сивоглазов В.И.

Наглядное пособие: Среда обитания; Редкие и исчезающие виды животных

1 140 руб
Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия 2006

Издатель: NMG

Количество дисков: 2

1 215 руб.
Наглядное пособие: Природа России (худ. Колганов В.Д., Максимова И.В., Сичкарь А.Н.) 1 58 руб
Природа России Издатель: Новый Диск

Количество дисков: 1

1 129 руб.
Путеводитель: Национальные парки России: Урал и Сибирь: 11 национальных парков; 13 картосхем; 176 фотографий и др. (под ред. Кусый И.А.) 1 282 руб
Экология. Охрана природы

Производство: Центрнаучфильм, Студия "Кварт", Леннаучфильм Россия 2001

1 266 руб.
Глобальная экология. Количество – 3 видеокассеты

Производство: Студия "Кварт", Россия 2000

1 798 руб.
Видеоэнциклопедия для народного образования. Биосферные заповедники

Производство: Леннаучфильм Россия

1 266 руб.
GEO: Диалог со всем миром. Загадки Сибири (видеоприложение к журналу GEO)

Производство: DWW Россия 2004

1 258 руб
Audio CD. Пролетный гусь. Астафьев Виктор

Количество CD дисков: 2. Издательство: Империя звука . дата выпуска: 2003 г.

1 346 руб.
Гродницкий Д.Л., Морозов П.П., Михайлова И.А.

ЭКОЛОГИЯ В КАРТИНКАХ

Иллюстрированое приложение к школьному учебнику экологии. Красноярск: КК ИПК РО, 1999

1 70 руб.
Принтер/сканер/копир HP LaserJet M1005 CB376A 1 6290 руб.
Телевизор JVC AV-2105EE 1 6100 руб.
DVD-проигрыватель Pioneer DV-696AV 1 5500 руб.
Видеомагнитофон JVC HR- J775EE 1 4989 руб
CD-R 2 36 руб.
Итого   30096 руб.