Урок мировой художественной культуры на основе краеведческого материала с использованием ИКТ: "Омские художники. Лики природы Евгения Дорохова"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  1. Формирование представлений о творчестве омского художника.
  2. Развитие эстетического вкуса учащихся на основе анализа произведений изобразительного искусства.
  3. Воспитание чувства гордости за свою школу и свой край.

Ход урока

I. Мотивация: Любите ли Вы цветы? Часто ли получаете их в подарок?

- Хотелось бы чаще, но увы…

Позвольте сегодня вместе с нашим бывшим выпускником, омским художником Евгением Дмитриевичем Дороховым подарить их Вам. Ведь если верить Евгению Дмитриевичу, то самое прекрасное в “земном подлунно-солнечном” мире это – цветы. Именно их “лики” запечатлены на многих его холстах. (Слайд 1)

II. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством художника Дорохова, постараемся понять замысел его произведений и полюбоваться ими.

Ш. Знакомство с творчеством художника (активные формы работы):

Визитная карточка: (Слайд 2)

О творчестве художника мы узнаем из газетных вырезок, красочных каталогов, из личных встреч. Евгений Дмитриевич – открытый человек, с ним очень приятно беседовать, открывая для себя необычное в обыденном, интересно прикоснуться к полотнам, ощущая их теплоту и стремление постичь то, что скрыто за образами. Начинаем с вами путешествие к красоте и гармонии.

В одном из интервью газете “Вечерний Омск” в 2002 году Евгений Дмитриевич на вопрос журналистки Ирины Пожарицкой: “Какие занятия Вы бы включили в свой список удовольствий?” ответил: “Я получаю настоящий кайф от работы! В Доме творчества, бывает, заработаешься и не замечаешь времени. Вот уже солнце встает, птицы поют, потом прибегают соседи-художники и показывают, кто что сделал. И чувствуешь такой подъем и удовольствие от работы!”

Результатом активной творческой позиции художника являются его достижения и награды. (Слайд № 3)

В другом интервью новосибирской журналистке Елене Канунниковой художник определяет круг своих занятий: “В основном занимаюсь живописью, иногда делаю графику или монументальные работы. Участвовал в выставках самого различного уровня – городских, республиканских, международных. (Слайд № 4)

Творческий путь Евгения Дмитриевича отмечен постоянным поиском новых форм выразительности живописного языка. Его работы отражают интерес художника. Порой Дорохов работает как археолог или астроном, ботаник или философ. (Слайд № 5)

Живопись Дорохова искусствоведы называют беспредметной (абстрактной). (Слайд №6)

Поэтому к живописи Евгения Дмитриевича трудно подобрать определение, а может и совсем не надо! В одном случае его картины необыкновенные, жизнерадостные, наполненные светом, брызжущие яркими красками. (Слайд № 7)

Другие же работы гораздо сложнее по замыслу, несут неоднозначность восприятия и рассчитаны на вдумчивого, сопереживающего зрителя. У каждого художника свой зритель. У Дорохова – это романтик, эстет, философ.

Давайте попробуем и мы соприкоснуться с миром прекрасной мечты. Евгений Дмитриевич дарит Вам, своим зрителям, целые охапки цветов, и трудно оторвать глаза от его букетов. Они полны жизни и энергии! (Слайд № 8)

Наблюдая за цветами, изучая их форму, художник как истинный романтик связывает образ цветка с человеческими эмоциями. Несмотря на то, что художник называет свои композиции букетами, они не вписываются в традиционное понятие о жанре натюрморта. Цветы не поставлены в вазы, а погружены в природную среду, брошены в пространство, летят навстречу зрителю. Омский искусствовед Галина Мысливцева назвала их “летящими букетами”. Художник создает свой язык цветов, для понимания которого требуется не только знание символики, но и непосредственное восприятие.

В статье омского искусствоведа О. Норенко анализируется дороховский язык живописных ассоциаций. Как художник искал свой неповторимый подход передачи художественного образа?

“Живописное пространство холстов, акварелей, гуашей Дорохова с каждым годом уплотнялось. Постепенно воздух перестал быть прозрачным. Утратил свою силу прямая перспектива. Да это и не воздух совсем, а цветное марево, где-то темное, а где-то светлое, с участками напряжения и расслабления, приближения и удаления, сгущения и разряжения. Мазки красного цвета вызывают радость, зеленые – спокойствие и уверенность, черные – штрих трагизма, синие – таинственную поэтичность, золотистый – солнечностью Гамму чувств, ассоциаций порождает живопись Дорохова. Живопись такого плана всегда тяготеет в поэзии” (раздаточный материал, ксерокопии статьи).

(Слайд № 9)

Таким образом, Дорохов заставляет зрителя вступить с ним в сотворчество, будит воображение и фантазию. Давайте попробуем создать свои ассоциации. (Слайды №10,11,12,13)

Цветочная тема присутствует во многих картинах художника. Почему она его привлекает? Ответ в статье Е. Канунниковой, где художник отвечает на этот вопрос так:

“Любовь к растительному миру сформировалась через любовь к цветам. Я рос во дворе, который полностью был засажен цветами, и эта любовь продолжалась. Периодически в своих работах на холстах и на бумаге я обращался к теме цветов”.

Вот один из всплесков в виде “Ботанического проекта”. (Слайд № 14) Но в нем букеты мало похожи на настоящие. Это абстрактные, беспредметные работы. Но разве слушая музыку, мы непременно требуем ее объяснения. Так же музыкальные ритмы, силуэты, сочетания цветов и оттенков в листах художника. Эти работы выполнены в технике монотипии с применением коллажа. (Слайд № 15), (Вернуться на слайд № 14)

Перед вами два букета: “Утренний” и “Вечерний”. Определите, где какой? Почему? Ассоциации: излучает тепло “Вечерний букет” – золотистые оттенки. “Утренний букет” – свежесть, чистота – белый свет.

Любимая тема для художника – это подсолнухи. (Слайд № 16) Перед вами портреты подсолнухов: групповые, одиночные. Яркие, яростно-солнечные цветы, живущие как настоящее солнце, и летом, и зимой. Почему их можно назвать портретами?

Летние подсолнухи – летнее солнце, тяжелые лепестки, горячие краски, энергия жизни. (Слайд № 17)

Зимние подсолнухи не спят под снегом в тишине, они продолжают быть солнцами. (Слайд № 18) Пластика жестких, перекрученных временем стеблей и сухих листьев уравновешиваются мягкостью снега. Они как будто уверены в своем вечном бытии на холстах художника и на любом лоскутке земли, куда упадет черная семечка. “Расколи его – будет зернышко, посади его – будет солнышко”. Тема подсолнуха отражена и в новом проекте “ За околицей звезды”. (Слайд №19)

IV. Вывод: Живопись Дорохова. требует длительного и внимательного всматривания. И только тогда откроется глазу все новые и новые нюансы цвета, детали рисунка, тонкости фактуры. Музыкальность ритма его картин и цветовых пятен передают неповторимую мелодию цветов каждому зрителю, ценящему живопись. (Слайд № 20)

V. Рассматривание выставки: буклеты, каталоги, ксерокопии статей

VI. Рефлексия: Какие картины художника остались в вашей памяти? Чем они запомнились? О каких проектах художника вы хотели бы еще узнать?