Урок русского языка в 4-м классе по теме "Склонение имен существительных"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Обучающая цель: научить распознавать склонение имён существительных, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.

Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда.

Воспитательная цель: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Ход урока

1 этап. Целеполагание.

- Добрый день!

- Урок русского языка. Откройте тетради. Запишите дату.

1. Задание.

На доске слова, спишите, вставьте пропущенные буквы – это подскажет вам, какие буквы мы будем писать на минутке – чистописания:

В…сёлый, ж…лание, к…рабль, т…рпеливый, б…лет, гор…зонт, л…нейка.

- Дети объясняют написание слов, доказывая, почему вставляют данную гласную.

- Вывод. Чтобы правильно написать эти слова нужно знать правило, как пишутся безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением. Вставить надо гласные буквы: -е-, -и-.

2. Чистописание:

- Значит, сегодня мы пишем соединение этих гласных.

Образец на доске.

еи, ии, ее, ие.

- Придумай и запиши 2-3 слова с такими соединениями.

(весеннее, синие, змеиный…)

3. Задание.

- А теперь разделите данные слова на группы:

(дети предлагают разные варианты)

1. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

2. Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением.

3. Прилагательные.

4. Существительные и т. д.

- А что вы знаете об именах существительных?

(высказывания детей)

- Я правильно вас поняла? Я могу это изобразить так.

(На доске появляется запись)

Грамматические признаки.

Р
Ч
Сущ. П
Скл.

- Какие вы молодцы! Вы так много знаете об имени существительном.

- Умеете ли вы определять род существительного? Как? (Приведи пример).

- Умеете ли вы определять число существительного? Как?

- Умеете ли вы определять падеж? Склонение?

- Из всего сказанного я хотела бы выделить слова:

(на доске появляются слова)

Склонение Падежи Окончания -е, -и.

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Тема: “Склонение имён существительных”.

- Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

- Согласны?

Физминутка.

2 этап. Содержание.

4. Работа в 2 группах.

(каждой группе выдаётся задание).

Алгоритм действий учащихся:

  1. Спиши.
  2. Вставь пропущенные буквы и объясни.
  3. Объясни, пошагово, как вставить окончание существительного.
  4. Сделай вывод и смоделируй свой ответ.
  5. Озаглавь текст.
  6. Докажи какая часть текста первая.

Текст на экране.

1 группа.

Это было лет… во время похода. Р…бята вышли на бер…г л…сной речк… и увидели уд…вительное сооружение.

Оно было сделано из поваленных д…ревьев, веток и ила. Эту плотину соорудили б…бры. Около самой в…ды у бобров домик-хатка.

2 группа.

В нижней част… домика – вход, внутри – коридор и комн…ты. В домик… б…бры чу…ствуют себя в безопасност…. Вход скрыт под в…дой, и к хатк… трудно подобрат…ся.

Проверка.

- Давайте сделаем выводы и расскажем о своих действиях по шагам.

Работа 1 группы.

(В первой группе каждый ученик, объясняет по одному слову, командир группы делает вывод).

Летом – окончание -ом-.

Ребята – безударная гласная, непроверяемая ударением.

Берег – безударная гласная, непроверяемая ударением.

Леснойлес, безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Речки – сущ.; 1 скл.; проверяем по слову “на берегу земли”, окончание -и-.

Удивительное – диво.

Деревьев – дерево.

Бобры – бобр.

Воды – водный.

Вывод. (командир группы).

- Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо:

1 шаг. Определить склонение имени существительного.

2 шаг. По волшебному слову определить окончание существительного.

(1 скл. – “земля”, 2 скл. – “слон”, 3 скл. – “степь”).

- Мы думаем, что наша часть текста – первая, т. к. начало текста: “Это было…”.

Работа 2 группы.

( Вторая группа – к доске выходят 5 человек и объясняют свои действия, разделив слова на 5 части, по орфограммам).

1 ученик.

В части – 3 скл. П. п.

В домике – 2 скл. П. п.

В безопасности – 3 скл. П.п.

К хатке – 1 скл. Д.п.

2 ученик.

Комнаты – безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.

3 ученик.

Бобры – бобр. (безударная гласная в корне)

Под водой – воды.

4 ученик.

Подобраться – глагол Н.Ф.

5 ученик.

ЧувствуютЧУ – ЩУ, “В” – непроизносимая согласная.

- Чтобы правильно писать безударное окончание существительных надо:

1 шаг. Задать вопрос (падежей) к данному слову.

2 шаг. Сравнить с таблицей.

Падежи. 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. – ы -, – и - – а – , – я - – и -
Д.п. – е - – у – , – ю – – и -
П.п. – е - – е - – и -

Командир 2 группы делает вывод: (таблица)

-Наша часть текста – вторая, заголовок текста “Бобры”.

5. Выводы совместных действий.

  • Определи часть речи. (Существительное).
  • Определи часть слова. (Безударное окончание).
  • Определи склонение и падеж имени существительного.
  • Подставь “волшебное слово” и узнай правильное окончание.

Физминутка.

6. Самостоятельная работа.

- А сейчас я хотела, чтобы каждый из вас выполнил следующее задание самостоятельно.

Учебник с 116, упр. № 227.

Прочитал в (газета, журнал, книга, календарь),

написал (Елизавета Петровна, дядя Миша),

ехал по (дорога, шоссе),

летел из (Риги, Вологда, Пермь, Ярославль),

привезли на (автомобиль, тележка, грузовик).

Проверка с объяснением.

(Каждый ученик оценивает себя на полях. Нет ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”, и т.д.)

7. Рефлексия.

  • Какую задачу мы ставили в начале урока?
  • Как была выполнена работа?
  • Какие трудности встретились на уроке?
  • Оцените свою работу на уроке.

(Дети закрашивают пустой квадратик в тетради: цвет – настроение, качество работы показывает количество закрашенного места, пустота – пробел в знаниях).

- Спасибо за хорошую работу!