Модульный урок истории в 6-м классе по теме "Владимир Святославович: от язычества к христианству"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: модульный урок с использованием информационных технологий.

Цель урока: сформировать образно-пространственное, целостное, системное представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны.

Методика проведения:

I. Входной контроль осуществляется в виде творческой викторины (2-3 мин) и даёт возможность логично перейти к изучению нового материала (загадки разработаны автором).

II. Изучение нового материала включает несколько блоков:

1. С целью активизации познавательной деятельности ребят применяется игровая методика, которая позволяет сформулировать основную проблему (мини- сценка «Гости из прошлого»). Эксперты-актёры заранее готовятся к уроку, изучают материал, совместно с учителем разрабатывают сценку.

2. Постановка основной учебно–познавательной задачи происходит в форме сотворчества учителя и учащихся, что повышает заинтересованность ребят (обсуждение 3-5 минут).

3. Самостоятельная работа в группах с текстами (15 мин.).

Цель лабораторной работы заключается в самостоятельном, первичном осмыслении информации, развития аналитических умений работать с текстами, находить и различать факты, формировать собственное аргументированное мнение о событии.

Для оптимизации деятельности применяется технология групповой работы.

Текст «Обращения» получает каждая группа. В ходе работы необходимо найти в представленных источниках контраргументы, либо аргументы, т.е. согласиться с авторами обращения.

Пункты письма распределяются внутри группы – каждый ищет аргументы на определенный пункт, затем идет обсуждение внутри группы и заполнение второй графы таблицы. Учащиеся работают самостоятельно.

В слабом классе, с низкой техникой чтения, учитель может дать каждой группе только один пункт «Обращения» и соответствующий текст к нему.

Учитель в течение работы консультирует учащихся, осуществляет контроль, эксперты помогают учителю в консультации групп.

Группы работают на постоянной основе по принципу внешней дифференциации, то есть выделяют слабые и сильные группы им предоставляется разной сложности источники и документы, эксперты слабым группам оказывают помощь. Внутренний контроль осуществляет сама группа.

4. Ответ «Гостям из прошлого» (выступления групп 2-3 мин.).

Каждая группа представляет свои аргументы по каждому пункту письма. Эксперты теперь выступают вновь в роли «Гостей», активно участвуют в обсуждении: задают вопросы, соглашаются или нет, идет диалог (возможен и мини-диспут).(10 минут).

Цель: показать неоднозначность восприятия события современниками ипотомками, оценить деятельность Владимира Святославовича.

5. Закрепление материала(3 мин.). Презентация (Приложение 2).

Презентация сопровождается комментариями учителя.

Цель: сформировать образно-пространственное, целостное, системное представление о событии.

III. Контроль и самоконтроль.

Контроль осуществляет учитель в форме тестов (Приложение 2).

Самоконтроль (рефлексию) осуществляют учащиеся при помощи графического изображения:

Круг – мне было работать интересно, я все понял.

Квадрат - было интересно работать, но не во всем разобрался.

Треугольник – было неинтересно, понял очень мало.

Проведение модульного урока в среднем звене имеет, на мой взгляд, некоторые особенности: обязательно должен присутствовать игровой момент, необходимо применение наглядных средств и небольших по объему адаптированных текстов. Кроме этого необходимо учитывать, что урок должен быть рассчитан на 1 час учебного времени (45 мин.). Модульный урок способствует максимальному усвоению новых знаний, поэтому позволяет обойтись без традиционного домашнего задания, хотя возможно творческое задание (например, составить вопросы по изученной теме).

Методы:

  • словесный;
  • проблемно – поисковый;
  • рефлексии;
  • эмпатического участия;
  • элементы игровые технологии;
  • диалоговая методика;
  • самостоятельные работы с исторической информацией;
  • персонифицирующий;
  • наглядно–иллюстративный.

Оборудование:

  • раздаточный материал (Приложение 1);
  • Учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века»;
  • проектор, экран.

Место урока в системе: Данный урок является ключевым в изучении темы «Русь Древняя».

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Ход урока

I-й этап: повторение материала.

Загадки: О ком идет речь?

1.

Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он.

(Игорь)

2.

Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда.

(Святослав)

3.

Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей.

(Ольга)

4.

Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром.

(Олег)

5.

Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно.

(Рюрик)

6.

Он начал с наведения порядка на Руси
Железною рукой громил болгар, поляков.
Отправил он из Киева варягов,
И в веру христианскую он русичей крестил.

(Владимир Святославович)

(Если возникнет трудность с ответом на последнюю загадку, заглядываем в учебник (§ 5)).

II-й этап: изучение нового материала.

Вводное слово учителя, использование презентации. (Приложение 2, Слайд 1).

Итак, давайте вспомним последовательность правления князей династии Рюриковичей. (Приложение 2, Слайд 2).

В 980 году начал править Владимир Святославович, в народе его называли Красное Солнышко. (Приложение 2, Слайд 3)

Он начал свое правление с укрепления страны: завершил объединение восточно-славянских племен, на юге построил сильную оборонительную линию от печенегов, присоединил Перемышль и Червонную Русь (работа с картой).  (Приложение 2, Слайд 4)

Но главным событием правления Владимира Святославовича стало Крещение Руси.

А давайте вспомним, какая вера была до крещения?

Что значит язычество?

В каких богов верили? Почему?

Итак, вера восточных славян была связана с их занятиями и отражала их общинное равенство.

И вот теперь Владимир Святославович решил принять христианство.

Посмотрите, к нам пожаловали гости – делегация Киевлян.

Мини – сценка «Гости из прошлого»:

1-й: Здравствуйте, люди добрые.

2-й: Мы приехали к вам издалека за правдой, за справедливостью!

Мы, Владимира, князя нашего, сильно любим, ласково его называем Красное Солнышко.

Много он пользы земле нашей русской принес: и порядок навел, и от печенегов защитил, и пиры для нас, простых жителей устраивал. Но вот одного мы понять не можем, зачем он нас крестил?

1-й: Мы считаем, что он совершил большую ошибку.

  1. Ведь он скинул нашего бога Перуна в Днепр, и мы его долго оплакивали.
  2. Князь Владимир даже толком не узнал об этой православной вере ничего, а нас всех заставил силой креститься.
  3. Он думал только о себе, о своей власти, а не о нас простых жителях Руси, (купцах, ремесленниках, крестьянах).
  4. Князя Владимира мы называли Красное Солнышко, но после принятия Христианства, он очень изменился. Не знаем хорошо это или плохо.
  5. И главное ничего хорошего ни мы, ни Русь не получили. Вот мы и просим рассудить нас. Или мы неправы?

Ребята, это проблема. Как вы думаете, ребята, можем ли мы помочь киевлянам?

Давайте вместе подумаем, как помочь. Что мы должны сделать?

Итак, нам нужны определенные факты и аргументы, чтобы разобраться в том, кто прав. У вас на столах лежат карточки с текстами.

Давайте поработаем в группах и найдем подтверждение словам киевлян или опровергнем их рассуждения.

Работа в группах.

Каждая группа получает распечатанное «Обращение» киевлян.

Работа с историческими источниками, текстами (Приложение 1).

Эксперты оказывают помощь слабым группам.

Ответ «Гостям из прошлого».

Представление работы групп.

Эксперты-артисты вновь воспроизводят текст «Обращения», останавливаясь на каждом его пункте для обсуждения, каждая группа поочередно представляет свои аргументы или контраргументы.

Закрепление материала (Приложение 2, Слайды 4-43).

III-й этап: контроль и самоконтроль.

Контроль проводится в виде викторины (Приложение 2).