Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

"Перенос слов". Урок русского языка в 1-м классе

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель:

  1. Ознакомить учащихся с правилами переноса слов, учить проводить исследование;
  2. Развивать умения видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова с изученными орфограммами;
  3. Закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки;
  4. Воспитывать чувство взаимопомощи, любви к родному языку, природе.

Оборудование: таблица «Правила переноса слов», карточки для работы в группе, рисунок улитки, DVD диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», компьютер, магнитофон, кассета с записью звуков природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке
Книги, ручки и тетрадки?

II. Чистописание.

Я тетрадочку возьму
И как надо положу
Я, друзья, от Вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

1. Работа в тетрадях.

-Рассмотрите рисунок на странице 9.

-Куда спешит улитка? Кто её там ждёт?

-Какие буквы живут в этом домике? (ъ, ь, ы)

-Сегодня мы с вами поможем улитке добраться до домика. Расчистить дорожку мы сможем, выполняя различные задания.

-Нарисуем улитку на строчке.

(Показ на доске: сначала е- образные рожки, затем туловище и «домик»)

(Показ улитки на компьютере)

-Осенью, особенно в сырую погоду, на огородах и в лесу можно найти множество улиток-слизней. Называются они так, потому что часто оставляют свои следы в виде тонкой плёнки – застывшей слизи. Глаза улитки могут отличать только свет от тьмы. Свою пищу, улитки находят по запаху. Запахи они могут улавливать за 1-2 метра. Носа у улиток нет, но у них есть рожки – щупальца, их даже две пары. Нижней парой они ощупывают поверхность во время движения. Верхняя пара рожек – зрение и обоняние. Это и есть главные органы чувств улиток.

- Подчеркните самую красивую улитку, которую вы написали

2. Роль твёрдого и мягкого знаков.

-Какие буквы написаны на следующей строчке? (ь, ъ, ы)

-Обратите внимание на одинаковые элементы написания этих букв, на соединения с этими буквами.

(Ученики проговаривают написания букв и прописывают по образцу).

Он очень вежлив Мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить.

А Твёрдый знак отличается молчаливостью и твёрдостью. Там где он появляется, слышится чёткость.

3. Прочитайте слова в тетради и скажите, какую роль выполняют Буквы Ъ и Ь?

Моль; платье; съел; объявил; рыбы.

-Назовите односложные, двусложные, трёхсложные слова?

- В каких словах звуков и букв поровну?

- Запишите слова, подчеркните ь и ъ знаки

4. Упражнения для самоконтроля.

Улитка в гости к буквам поспешила,
А адрес дома взять она забыла.
Вам надо за неё решить,
Куда отправиться гостить!
Принять её готовы, факт,
«Ы», твёрдый или мягкий знак!?

(Лучшую из букв ученики вписывают в окошечко домика.)

- Мы уже с вами помогли улитке добраться до болота, а чтобы его обойти надо на помощь позвать лягушек.

Физкультминутка.

На болоте две лягушки, две весёлые подружки.
Ножками топали: раз, два, три.
Ручками хлопали: раз, два, три.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям: «Физкультпривет!»

III. Словарная работа (с. 18-19 учебника).

-Итак, улитка добралась до яблоневого сада, но пройти через него можно, если соберём урожай.

-Перед вами необычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и волшебные с буквами.

Сорвать эти яблоки сможет только тот, кто подберёт для каждого из них подходящее слово.

На доске:

Ученики подбирают для каждого слова яблоко, снимают их и прикрепляют на месте пропусков.

-Напишите слова, поставьте ударение, подчеркните буквы, сорванные с яблони.

-Найдите однокоренные слова, выделите корень

-Какое слово лишнее? («заяц»- в нём все согласные твёрдые; безударная гласная во втором слоге, а в остальных словах - в первом; в нём звуков больше, чем букв, а в других словах- поровну.)

Обозначьте цветными карандашами звуковой состав слова.

IV. Постановка проблемного вопроса.

Сообщение темы.

-Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строке не хватает?

-Как вы думаете, а существуют ли правила переноса слов? Что бы вы предложили?

-Итак, ваша задача определить правила переноса слов.

V. Ознакомление с новым материалом.

1. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов.

Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.

I группа IIгруппа III группа IVгруппа V группа
Ре-бя-та;

Пас-тух;

Сол-ныш-ко.

Вывод: Слова переносятся по слогам.

Май-ка;

Зай-ка;

Вой-на.

Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.

Боль-шой;

Буль-он;

Отъ-езд.

Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.

Кас-са;

Ван-на;

Мас-са.

Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.

Ася-яма;

Ава-рия;

Яго-да.

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

-Улитке осталось перебраться через луг, поможем ей.

2. Работа на доске под руководством учителя.

- Запишите предложение:

Бродит стадо по лугам.

- Разделите слова на слоги.

3. Заучивание правила.

Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.

4. Чтение правила в учебнике. (с. 21)

5. Выполнение упражнения 21. (по заданию).

VI. Закрепление пройденного.

1. Упражнение в делении слов для переноса.

Выполняется на доске и в тетрадях с объяснением:

Огонь, подъ-ём, конь-ки, змея, лей-ка, мас-са.

Пальчиковая гимнастика.

Идёт по парте человек,
Переставляет ножки,
А если ножки смотрят вверх,
То получились рожки.

2. Метаграмма.

(Загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы на другую получается новое слово.)

-Какие слова зашифрованы? О каких словах идёт речь?