Формирование ориентировочной основы деятельности при обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Одним из приоритетных направлений общества является реформирование системы образования. Результатом этого стала разработка концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где была определена главная задача – обеспечение современного улучшенного качества образования.

Потребность современного динамически развивающегося общества в инициативных, энергичных, обладающих нестандартным мышлением, творческой активностью граждан, готовых к инновационной деятельности, обусловливает необходимость усовершенствования системы образования, т.е. видов, содержания, форм деятельности, которые будут предоставлять большие возможности для развития познавательной деятельности учащихся. Одним из ведущих направлений образовательной политики стало повышение качества современного образования учащихся на всех ступенях обучения за счет создания эффективных педагогических условий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся.

В концепции модернизации российского образования ставится ряд задач по усилению практической ориентации и инструментальной направленность общего среднего образования. Это предполагает установку не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков, освоение технологий. Способность познавать окружающий мир, действовать адекватно полученной информации, является важной чертой современного образованного человека, ответственность которого за сохранение цивилизации за последнее время значительно возросла. В соответствии с социальным ожиданием нашего общества перед образованием встает задача воспитать человека, имеющего адекватные социальные и методологические установки, владеющего познавательными методами и средствами, обладающего потребностью и готовностью находить решения проблем разного уровня сложности. Результативность и действенность найденных и принятых решений во многом зависит от уровня сформированности познавательных умений, в том числе исследовательских умений: проводить исследования, формулировать проблемы и решать их, нести ответственность за принятое решение. Таким образом, формирование исследовательских умений в процессе подготовки человека как к профессиональной деятельности, так и к жизнедеятельности в целом, должны стать предметом пристального внимания системы образования.

В реальной школьной практике этим вопросам уделяется недостаточное внимание. Учебно-воспитательный процесс организуется без учета современных психолого-педагогических требований к процессу обучения, не способствует овладению учащимися методологическими знаниями, реализуемыми в рамках системно-структурного подхода.

Анализ учебных пособий по иностранному (английскому, французскому) языку свидетельствует о том, что, к сожалению, лексико-грамматический материал, предусмотренный программой, дается не в системно-структурном виде, что крайне затрудняет процесс усвоения учащимися иноязычной речи. Так, например, в новом издании учебника французского языка для 5 класса “Синяя птица” А.Береговской учащимся с первых страниц учебника предлагается материал для чтения (диалоги, стихи, песни и пр.), который учащиеся не могут прочитать самостоятельно, не освоив правила чтения, особенности французской фонетики. Правила чтения автором учебника вводятся постепенно, на протяжении всего учебника (причем с русской транскрипцией!), но слова, с неизученным орфоргаммами начинают встречаться с первых уроков курса! К конце вводного курса дается сводная таблица правил чтения, однако она дается неполно, с использованием русской транскрипции, что крайне затрудняет дальнейшее освоение предмета учащимися, так как в словаре дается латинская транскрипция, а ученик ее прочитать не научен, значит, мы, таким образом, искусственно закрываем учащемуся путь дальнейшего самостоятельного обучения иностранному языку! Кроме того во французском языке содержится ряд звуков, отсутствующих в русском языке, как же их произносить? В сводной таблице учебника в этом случае написано, что в русском языку такого звука нет. А дальше? Что делать ученику? Искать преподавателя, который сможет ему произнести эти звука? В чем же тогда смысл учебника? Разве не он должен выступать ориентировочной основой процесса освоения иноязычной речи?

Обучение иностранному языку, как и любому другому предмету, станет успешным лишь в том случае, когда ученик будет иметь полную ориентировочную основу действий, в этом случае он сможет решать практические задачи любого уровня сложности в рамках заданной темы. Ориентировочная основа деятельности может быть дана ученику в готовом виде, но, как показывает практика, процесс освоения иностранного языка идет успешнее, если ориентировочная основа деятельности формируется самим учеником, под руководством учителя. Ученик сам определяет цели и задачи своей деятельности, подбирает необходимые средства, выстраивает свою деятельность по добыванию недостающих знаний, их обобщению, составлению плана своих действий по решению практических задач. Но для того, чтобы он смог таким образом выстроить свою деятельность, необходимо, чтобы у него было учебное пособие, помогающее выстроить исследование и добыть недостающие знания, а также учитель, умеющий проектировать учебно-воспитательный процесс, умеющий организовать исследовательскую деятельность ученик, выстроить процесс интериоризации на уроке, умеющий создать психолого-педагогические условия для организации процесса усвоения учащимися.

Организация процесса обучения, построенная на традиционной схеме урока с попараграфной системой освоения материала и преобладанием словесно-репродуктивных методов, не дает нужного качества знаний и сформированности умений.

Учебное исследование учитель может и должен организовывать на каждом уроке, не давать учащимся готовые знания, а вести их в мир познания, выводить законы и правила, подводить к формулированию определений, выявлению причинно-следственных связей. Ведь еще в XIX веке А.Дистервег говорил: “Плохой учитель сообщает истину, хороший - учит ее находить”.

Проблема неуспешности школьников в учебной деятельности является постоянной темой педагогических советов, заседаний предметных лабораторий каждой школы. К сожалению, данная проблема далека от ее разрешения. Как оптимизировать учебно-воспитательный процесс? Как сделать процесс усвоения на уроке максимально эффективным? Как предупредить неуспешность ученика на уроке? Разрешение данных вопросов возможно при внедрении принципов психологической теории деятельности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев и др. ) и системного подхода к обучению (З.А.Решетова и др.) в практику учебно-воспитательного процесса. В школе необходимо создать психолого-педагогические условия организации деятельности усвоения и решения практических задач.

Практика учебно-воспитательного процесса показывает, что, к сожалению, главным методом на уроке остается объяснительно-иллюстративный метод обучения. Исследовательская деятельность учащихся на уроке организуется немногими учителями от случая к случаю. Обучение же идет эффективнее, если учащийся сам добывает знания, необходимые для решения практических задач, под руководством учителя обобщает их, схематизирует. Продуктом исследовательской работы ученика на уроке может выступить обобщенная таблица (ОТ) знаний, а также, что особенно важно опорная карта (ОК) действий по решению практических задач.

Научить любого ученика независимо от его способностей и индивидуальных особенностей самостоятельно, без помощи извне проводить исследовательскую деятельность и добывать знания! А для этого каждый учитель должен проектировать учебно-воспитательный процесс с точки зрения системно-деятельностного подхода. Продуктом деятельности учителя, умеющего проектировать УВП, являются дидактические материалы, используя которые можно организовывать учебное исследование на уроке, научить учащихся планировать свою деятельность, а ОТ и ОК, составленные на уроке помогут ученику, в случае затруднений, восполнить недостающие знания, проверить алгоритм своей деятельности, а в случае ошибки скорректировать результат.

Ниже приводится фрагмент урока по формированию умения строить предложения на французском языке с использованием глагола “être” - “быть”.

Исследовательское задание.

1) Определи, почему глагол être (быть, находиться, являться) относится к неправильным.

2) Прочитай предложения. Переведи их на русский язык.

3) Заполни ОТ “Спряжение глагола être в настоящем времени” и ОК “Способ выбора нужной формы глагола être в настоящем времени”.

Je suis journaliste.
Tu es dans la chambre.
Il est espagnol.
Elle est Française.
Nous sommes agronomes.
Vous êtes Anglais.
Ils sont à Nice.
Elles sont belles.

ОТ. “Спряжение глагола être в настоящем времени”.

ед.ч. être мн.ч. être
Je   Nous  
Tu   Vous  
Il, elle, on   Ils, elles  

ОК. “Способ выбора нужной формы глагола être в настоящем времени”.

действие операции
   
 
 

Языковая задача 1. Вставь нужную форму глагола être.

Je ……. alpiniste.

Elle …… chanteuse.

Ils ……….capitaines.

Nous……… dans la chambre.

Je……….à la maison.

Il …… diplomate.

Vous ……… ministres.

Elles ……… pédagogues.

Vous ……… garagistes.

Il ……… saxaphoniste.

Nous ………artistes.

Tu……… soldat.

Il …… dans la classe.

Elles ………. à Paris.

Tu ………acrobate.

Языковая задача 2. Вставь нужную форму глагола être или личного местоимения.

….. suis astronome. …… sommes dans le parc. Max et Nik ………à Londres.
………… sont acteurs. ………….êtes chauffeurs. …………sont actrices.
………est sportif. ………est sportive. Luc ……….. brave.
Marie …… achéologue. ……es Français. Nina et Nicolas…… à Riga.

Языковая задача 3. Вставь нужную форму глагола être или avoir.

J` … un ami. Il s`appelle Jule. Il ……Fraçais. Il habite Bordeau. Il ……dix ans.

Jule….. un frère. Il …… petit. Il …… trois ans. Il s`appelle Paul.

J`……….. une chambre. Elle …………grande. C`………… une table et ça c`……….. une télé.

Les roses …………… dans le vase. Le vase ………….. sur la table.

В начале урока, учитель, исходя их темы урока, предлагает учащимся сформулировать цель урока. (Научиться строить предложения с использованием глагола “быть”).

Далее учитель предлагает учащимся определить, каких знаний им не хватает, чтобы строить предложения. (Необходимы знания по тому, как спрягается глагол “быть”).

Учитель предлагает учащимся провести учебное исследование (см. выше) и полученные знания занести в опорную таблицу (ОТ), а способ действия - в опорную карту (ОК).

После этого учащимся предлагается решить ряд языковых задач (1, 2, 3), сначала ход задачи проговаривается вслух, затем каждый ученик проговаривает решение задачи про себя. Такая поэтапная интериоризация знаний позволяет сформировать устойчивый навык решения практических задач данного класса. При затруднениях учащиеся имеют возможность сверить ход своих действий с ОК и ОТ.

Так осуществляется автоматизация умения решать задачу через ОК без ошибок.

Опорная таблица и опорная карта позволяют школьникам правильно провести самоконтроль, самооценку и самокоррекцию выполняемой деятельности. Учитель не исправляет ошибку, а лишь обращает внимание ученика на нее, а школьник уже сам с помощью ОТ и ОК выявляет причину допущенной ошибки, ее характер, исправляет ее. Тем самым снимается проблема неуспешности учащихся в учебной деятельности, повышается мотивация к обучению. ОК, составленная самим учеником в результате проведенного исследования, позволить ученику правильно выстраивать свою деятельность, проводить рефлексию, корректировать полученный результат.

Поэтапному формированию умственных действий способствует также и то, что в ориентировочную основу действия с самого начала включаются не только теоретические знания, но и такие операции, которые позволяют найти искомые величины в конкретном материале. Знания формируются без предварительного заучивания, в процессе применения к решению задач.

Подобное проектирование учебно-воспитательного процесса позволяет формировать знания и умения в системно-структурном виде, а формирование ориентировочной основы деятельности учащегося на уроке (в виде ОТ и ОК) дает возможность учащимся решать любые практические задачи в рамках данной темы.