Родная природа в стихотворениях сибирских поэтов

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством сибирских поэтов
  • формировать умение анализировать лирическое произведение;
  • повторить изобразительно-выразительные средства языка;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • Записи на доске:
    • Пейзаж – 1. Вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении.
    • Коверкать – портить, уродовать; никнуть - опускать, пригибать; меркнуть - постепенно утрачивать яркость, блеск.
  • Демонстрация портретов поэтов (И.Д. Рождественского, К. Л. Лисовского, З.Я. Яхнина) с помощью проектора и экрана или интерактивной доски.
  • Иллюстрации и фотографии с изображением сибирской природы.

Урок необходимо проводить в компьютерном классе или в обычном кабинете, используя систему Wi-Fi.

Эпиграф:

Я им завидую,
Этим растениям.
Я перед ними
Склоняюсь растерянный.
Мне б их упорство…
З.Я. Яхнин

Ход урока

Слово учителя. Стихотворения о природе – ценнейшая часть нашей литературы. Их называют “пейзажная лирика”.

- Что такое лирика?

Какие особенности лирического произведения вам известны? (У лирического стихотворения нет сюжета. В нём главное не события, а чувства и переживания)

А теперь давайте посмотрим в словарь и узнаем точное значение слова пейзаж.

Попробуйте самостоятельно дать определение термину “пейзажная лирика”. (Это описание природы в стихотворениях (лирических).)

Описывая природу, поэт старается создать картину, а мы мысленно представляем эту картину, слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой или лёгкая грусть. Всё можно выразить словом, но главное – надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать, понимать.

 Постановка проблемы. Перед вами строчки разных стихотворений. Давайте прочтём их и попробуем понять, что хотели нам сказать сибирские поэты о северной природе.

1 этап

Чтение отрывков стихотворений.

1.

В арктической тундре
На острове Диксон
Желтый цветок
Весною родился —
На сером граните
Зеленая накипь.
Между камнями
Полярные маки
Тянутся к свету
Прожилкою каждой...

2.

Здесь все не то и все не так,
Земли оттаял лишь кружок,
Но все ж расцвел полярный мак,
Он, как флажок, снежок прожег.

3.

Они мохнаты, как зверьки,
Цветы высокой параллели,
Их сроки жизни коротки,
Их солнце греет еле-еле.

Учитель. О чём говорится в этих строчках? (О цветах, которые растут на Севере.)

Что общего в изображении этих цветов? (Прекрасные цветы, напоминающие о тепле, солнце, выросли на Севере, где стужа и морозы.)

Учитель. Это строчки из стихотворений сибирских поэтов Зория Яковлевича Яхнина и Игнатия Дмитриевича Рождественского.

Давайте прочитаем их целиком и подумаем, какое настроение пытаются передать поэты своим читателям.

Чтение стихотворений.

ПОЛЯРНЫЙ МАК

Здесь только в августе весна
Всего лишь на десяток дней,
Что по-февральски холодна,
А может, даже холодней.

Здесь все не то и все не так,
Земли оттаял лишь кружок,
Но все ж расцвел полярный мак,
Он, как флажок, снежок прожег.

Там у тебя полдневный жар
И по утрам прохлады нет,
Там у тебя листва чинар,
Магнолий белопенный цвет.

Что им: красуйся и расти
На знойном берегу.
А вот попробуй расцвести,
Как мак багряный, расцвести
На стуже, на снегу.
И.Д. Рождественский

 ЦВЕТЫ ТУНДРЫ

Они мохнаты, как зверьки,
Цветы высокой параллели,
Их сроки жизни коротки,
Их солнце греет еле-еле.

Они растут у снежных груд.
Их вьюги сотни раз отпели,
И всё-таки они цветут
И дальше к полюсу идут —
Цветы высокой параллели.
И.Д. Рождественский

ЦВЕТЫ ПОДО ЛЬДОМ

В арктической тундре
На острове Диксон
Желтый цветок
Весною родился —
На сером граните
Зеленая накипь.
Между камнями
Полярные маки
Тянутся к свету
Прожилкою каждой...

Хмурым утром
Я видел однажды:
Туман опустился
На стылые земли,
Густо укутал
Тонкие стебли,
На листья осела
По капле вода,
Маки покрылись
Корочкой льда.

Я им завидую,
Этим растениям.
Я перед ними
Склоняюсь растерянный.
Мне б их упорство.
Но я не о том...
Маки цветут подо льдом.
З.Я. Яхнин

 (Поэты восхищаются стойкостью, упорством и выносливостью хрупких цветов, выросших в условиях сурового Севера. Зорий Яхнин даже завидует этим растениям и преклоняется перед ними..)

Учитель. Как авторам удаётся передать свои чувства и переживания читателю? ( Они передают их с помощью образов, ритма, рифмы, языковых средств.)

Учитель. С помощью каких языковых средств поэты передают своё восхищение этими смелыми цветами? (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.) (Учащиеся вспоминают определения понятий тропов и ищут примеры в текстах стихотворений.)

Учитель. Давайте попробуем найти в текстах стихотворений сибирских поэтов эти языковые средства. Ученики делятся на 3 группы (по количеству стихотворений) и ищут в текстах языковые средства.

Учитель. А какими были эти поэты? Давайте познакомимся с ними.

(Заранее подготовленные сообщения учеников.)

2 этап

Учитель. А теперь посмотрите, как описывают сибирские поэты берёзку. (Чтение стихотворения учителем.)

КАРЛИКОВАЯ БЕРЕЗКА

Эти ветви пурга коверкала,
Гнула, гнула,
К земле пригибала.
Ты согнулась, поникла, померкла
И такой покорною стала.

Где краса твоя прежняя, смелая?
Бьется ль сердце под белою блузкой?
Эх, пурга! Ну чего ты наделала
С белоствольной красавицей русской?
З.Я. Яхнин

Учитель. Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Поэту грустно: суровая природа Севера покорила маленькую берёзку, хотя приложила к этому немало усилий. Автор переживает за судьбу дерева, опасаясь, не погибла ли она вовсе. Он сожалеет о случившемся.)

Учитель. Как поэт передаёт стремление северной природы покорить берёзку? (С помощью повтора глаголов, а также глаголов-синонимов.)

Учитель. - Обращаясь к словарю (С.И. Ожегова), раскройте значение слов коверкала (портила, уродовала), поникла (опустилась, пригнулась), померкла (постепенно утрачивала яркость, блеск).

- Что общего во всех этих словах? (Создаётся ощущение близкой гибели берёзки, потери последних жизненных сил)

- Зачем автор использует эти слова? (Показать стремление суровой северной природы погубить, испортить, покорить дерево.)

3 этап

Учитель. Теперь давайте посмотрим, как изобразил берёзку другой сибирский поэт Казимир Лисовский. Но перед чтением прослушаем биографическую справку о К. Л. Лисовском. (Заранее подготовленное сообщение)

Чтение стихотворения.

БЕРЁЗКА

Крохотная, сквозная,
С тундрой вступая в спор,
Она не напоминает
Стройных своих сестер.

Она на них непохожа
Ни ростом, ни красотой,
Ни темного цвета кожей,
Ни редкой, скупой листвой.

И весны ее не греют,
И вместо земли — гранит...
Она над рекой Тореей
Былинкой малой стоит.

Но как глубоко, упорно,
Тоненьки и густы,
Вплелись ее нити-корни
В серого мха пласты.

А ну-ка, полярный ветер,
Попробуй ее сломать!
Она за себя на свете
Сумеет, друг, постоять!

Ягель сухой и жесткий.
Тундра — в седом дыму.
Молча дивлюсь, березка,
Мужеству твоему.

Учитель. - Чем отличается эта берёзка от тех, которые растут в средних широтах? (Она не похожа на своих сестёр в средних широтах ни своим внешним обликом, ни погодными условиями, в которых она вынуждена расти.)

А что же тогда заинтересовало поэта в этой не похожей ни на кого берёзке? Зачитайте строчки из стихотворения. (“Но как глубоко, упорно … вплелись её нити-корни в серого мха пласты”, “…попробуй её сломать!”, “…она за себя … сумеет … постоять!”)

О чём говорят все эти строки? (Поэт говорит о мужестве и непокорном нраве берёзки, вступающей в спор с тундрой и продолжающей жить вопреки всему.)

Какие языковые средства использует поэт при описании берёзки?

(сравнение (“былинкой малой стоит”), метафора (“вплелись её нити-корни в серого мха пласты”), эпитеты (“крохотная, сквозная…”), олицетворения (“…вступая в спор…”, “она за себя на свете сумеет… постоять”) и т.д.)

Выводы.

Учитель. Что же особенного в изображении природы сибирскими поэтами? (Она всегда находится в состоянии борьбы с погодными условиями сурового Севера, растения стремятся выжить, выстоять, не покориться враждебной стихии).

Тест по теме.

Рефлексия.

Учитель. Обратите внимание, перед вами на экране иллюстрации и фотографии, подобранные и выполненные вашими одноклассниками.

Какие стихи, на ваш взгляд, созвучны данным фотоматериалам? Попробуйте подобрать к ним строки из прочитанных стихотворений. (Ученики выполняют небольшие презентации, защищая их пред классом.)

Домашнее задание. Сделать фотографии или подобрать иллюстрации к стихотворениям В.Н Белкина “Белые леса”, “Весна в тайге”, “Лето”; И.Д. Рождественского “Осень”.