Урок химии по теме "Кислород. Оксиды. Горение". 8-й класс

Разделы: Химия, Русский язык

Класс: 8


Цель урока: С помощью соревновательного урока-вертушки обобщить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках химии по данной теме.

Задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать пройденный материал по теме: “Кислород”.
  2. Отработать практические навыки работы с химическим оборудованием и реактивами.
  3. Воспитывать у учащихся культуру речи, поведения.
  4. Возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжённость при ответах в присутствии “гостей”.

Тип урока: обобщающий.

Форма проведения урока: урок-вертушка.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа по станциям: “Теоретическая ”, “Химическая лаборатория”, “Угадай-ка!”, “Реши задачу”, “Что в имени тебе моём?”
  3. Заключительное слово учителя.

Виды работы учащихся:

  • индивидуальная и групповая.
  • актуализация знаний и опыта, на основе которых делаются самостоятельные выводы и обобщения.

Контроль знаний:

  1. Ведение группового листа ответов.
  2. Ответы на вопросы в течение урока.

Подготовительная работа:

  1. Подготовка учеников-консультантов из числа учащихся старших классов.
  2. Подготовка кабинета – расстановка столов (подготовка оборудования для станции “Химическая лаборатория”), места для команд и гостей.

Ход урока

Учитель. Сегодня на уроке мы обобщаем и систематизируем материал по теме: “Кислород.Оксиды.Горение.”. Урок у нас не совсем обычный, мы будем играть!

Он повсюду и везде:
В камне, воздухе, в воде;
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.

Ребята, о каком химическом элементе идёт речь? Конечно, о кислороде!

Для того, чтобы повторить теоретический материал проведём химический диктант (5-7минут). /За диктант каждый ученик получает отметку/

1этап. /индивидуальный/. Химический диктант. /прим. Если утверждение соответствует простому веществу – кислород, то ставим “+”, если нет “-”.

  1. В промышленности получают из воздуха.
  2. Хорошо растворим в воде.
  3. Взаимодействует с простыми и сложными веществами.
  4. Применяют в качестве топлива.
  5. Сложное вещество.
  6. Получают при разложении оксидов.
  7. При обычных условиях – бесцветный газ.
  8. Взаимодействует со щелочами.
  9. Газ, имеющий запах.
  10. Собирают вытеснением воздуха.
  11. Принимает участие в процессах окисления.
  12. В природе встречается только в связанном виде.
  13. Простое вещество.
  14. В лаборатории получают при разложении перманганата калия.
  15. Поддерживает горение.
  16. Легче воздуха.
  17. Собирают в сосуд, поставленный обычно на дно.
  18. Горит бесцветным пламенем.
  19. Применяют для получения минеральных удобрений.
  20. Малорастворим в воде.
  21. В природе встречается в свободном и связанном виде.
  22. При обычных условиях – жидкость.
  23. Разлагается при нагревании.
  24. Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд.
  25. Тяжелее воздуха.
  26. При Т= -1830С превращается в жидкость.
  27. В промышленности получают из природного газа.
  28. Входит в состав минералов.
  29. Необходим для дыхания.
  30. Применяют для сварки и резки металлов.

Учитель. Мы вспомнили теорию, а теперь в путь, по станциям! Удачи!

(Капитан каждой команды берёт путевой лист, в котором консультант будет отмечать отметки участников команды). (Приложение 1 )

Каждой команде следует пройти все туры и на каждом выполнить определённое задание. В перерыве между выполнением заданий каждой команде следует решить кроссворд по теме: “Кислород”. (Приложение 2)

2 этап (командный).

1 тур. Теоретический.

  1. Какие процессы относятся к реакциям окисления?
  2. Какие уравнения называются термохимическими?
  3. Что такое простые вещества?
  4. Горение – это…
  5. Какие явления называют химическими?
  6. Какие явления называют физическими?
  7. Что такое оксиды?
  8. Какие уравнения называются экзотермическими?
  9. Дайте определение реакции соединения.
  10. Дайте определение реакции разложения.
  11. Дайте определение реакции замещения.
  12. Какие уравнения называются эндотермическими?
  13. Что такое катализатор?
  14. Что называют тепловым эффектом?
  15. Перечислите, какие виды топлива вы знаете.

2 тур. Угадай-ка!

1задание. Найдите соответствие между формулой вещества и его названием.

1 H2О Оксид водорода
2 Li2O Оксид магния
3 MgO Оксид натрия
4 Na2O Оксид лития
5 NO Оксид кальция
6 Al2O3 Оксид калия
7 K2O Оксид азота (II)
8 CaO Оксид алюминия
9 SiO2 Оксид фосфора (V)
10 Cr2O3 Оксид кремния
11 P2O5 Оксид хрома (III)
12 Mn2O7 Углекислый газ
13 SO3 Оксид меди (I)
14 FeO Оксид железа (II)
15 Cu2O Оксид серы (VI)
16 CO2 Оксид марганца (VII)
17 ZnO Оксид олова (II)
18 BaO Оксид ртути (II)
19 HgO Оксид цинка
20 SnO Оксид бария
21 KMnO4 Хлорат калия – Бертолетова соль
22 KCIO3 Перманганат калия
23 H2O2 Пероксид водорода

2задание. Выберите из предложенных формул - формулы простых и сложных веществ. Дайте им название.

Al(OH)3 BaO Ba
NaCl H2 HBr
Na K SiO2
O2 Cl2 Pb

3 тур. Что в имени тебе моём? (прим. Для каждой команды задание выполнить, для одного вещества).

Задание:

  1. Дайте название вещества.
  2. Определите валентность каждого элемента в веществе.
  3. Вычислите относительную молекулярную массу вещества.
  4. Вычислите массовую долю кислорода в веществе.
  5. Определите массовые отношения элементов в веществе.

MgO, H2O, K2O, SO3, CO2

4 тур. Химическая лаборатория (прим. Для каждой команды по одному заданию).

  1. Перечислите правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
  2. Как можно очистить загрязнённую поваренную соль?
  3. Химическое оборудование. Как можно доказать, что в воздухе 21% кислорода?
  4. Получите кислород, докажите его наличие.
  5. В 3-х одинаковых сосудах находятся воздух, кислород и углекислый газ. Как узнать, какой газ, в каком сосуде?

5 тур. Реши задачу! (прим. Для каждой команды по одной задаче).

  1. По ТХУ 3Fe +2O2 = Fe3O4 + 1116 кДж вычислите, сколько теплоты выделится при сжигании железа в кислороде количеством вещества 5моль?
  2. По ТХУ S +O2 = SO2 + 297 кДж вычислите, сколько теплоты выделится при сжигании серы массой 80 грамм?
  3. Рассчитайте объём кислорода, который будет получен при разложении оксида ртути (II) массой 65,1грамм?
  4. Хватит ли 16 грамм кислорода, чтобы получить оксид фосфора (V) из 15,5 грамм фосфора?
  5. Рассчитайте массу воздуха, который потребуется для сжигания 20грамм серы. Примите, что массовая доля кислорода в воздухе равна 23,1

3 этап. Подведение итогов. Выставление оценок.

4 этап. Домашнее задание.