Урок химии в 8-м классе по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства в свете ионных представлений.

  2. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, коллективизм.

  3. Развивать навыки постановки химического эксперимента, наблюдений, формулирования выводов.

Оборудование: набор кислот, реактивы для изучения свойств кислот, карточки-задания, карточки с индивидуальными домашними заданиями, слайды “Неорганические кислоты”, компьютер, приставка мультимедиа.

Ход урока

I. Организационный момент. реакция не идёт

II. Актуализация знаний.

Вопрос: какие вещества относятся к классу кислот? (ответы учащихся, слайд №1 для проверки ответа)

Задание1: из приведенных формул выпишите формулы кислот: HCl, NaOH, HNO3, H2SO4, K2O, H3PO4, H2CO3.Назовите выписанные кислоты (слайд №2)

Задание2: Изучите таблицу 10 на стр. 157 учебника. По каким признакам классифицируют кислоты? Составьте на доске магнитные схемы классификации кислот по составу, по основности, по степени ЭД (слайд №3).

Задани3е: Из приведенных формул веществ: KNO3, H2SO4, HMnO4, H2S, HCl, MgCO3, HNO3, H3PO4, H2SiO3 выпишите формулы кислот в таком порядке: а) сначала в два столбика кислородсодержащие и бескислородные кислоты; б) затем в три столбика – одно-, двух-, трехосновные кислоты (работа в тетради с проверкой на слайде №4).

III. Формирование новых ЗУН.

Работа в группах по выявлению свойств неорганических кислот:

1-ая группа – соляная кислота;
2-ая группа – серная кислота;
3-я группа – фосфорная кислота;
4-ая группа – азотная кислота.

1. Сообщения о физических свойствах изучаемых кислот (1 учащийся от группы по заранее предложенному заданию).

2. Изучение основных химических свойств кислот – лабораторная работа.

1) Изучение изменения цвета индикаторов в кислой среде.

Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 1 в карточке-задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.

а) HCl = H+ + Cl-,

б) H2SO4= 2H+ + SO42-

в) HNO3 = H+ + NO3-,

г) H3PO4 = H+ + Н24 -

Н2РО4- = Н+ + НРО42-

НРО42- = Н+ + РО43-

(диссоциация фосфорной кислоты протекает ступенчато)

Вывод: в кислой среде лакмус становится красным, метиловый оранжевый - разовый, фенолфталеин - остается бесцветным. Эти изменения обусловлены наличием в растворе протонов водорода Н+(слайд №5).

2) Изучение отношения кислот к основаниям.

Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 2 в карточке-задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.

1.

HCl + NaOH = NaCl + H2O
H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + H2O
H+ + OH- = H2O;

2.

H2SO4 +2 NaO H = Na 2SO4 + 2H2O
2H+ + SO42- +2 Na +2OH- = 2Na+ + SO4 2- + 2H2O
2H+ + 2O H- = 2 H2O

3.

HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O
H+ + NO3- + Na + + OH- = Na+ + NO3 - + H2O
H+ + OH- = H2O;

4.

H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4+ 3H2O
3H+ + PO43- + 3Na + + 3OH- = 3Na+ + PO43-+ 3H2O
3H+ + 3OH- = 3H2O

Вывод: кислоты вступают с основаниями в реакции нейтрализации (слайд №6).

3) Изучение отношения кислот к оксидам металлов.

Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 3 в карточке-задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.

1.

2HCl + CaO = CaCl2 + H2O
2H+ + 2Cl- + CaO = Ca2+ + 2Cl- + H2O
2H+ + CaO = Ca2+ + H2O;

2.

H2SO4 + CaO = CaSO4 + H2O
2H+ + SO42- + CaO = Ca2+ + SO4 2- + H2O
2H+ + CaO = Ca2++ H2O

3.

2 HNO3 + CaO = Ca(NO3)2 + H2O
2H+ + 2NO3- + CaO = Ca2+ + 2NO3 - + H2O
2H+ + CaO = Ca2+ + H2O;

4.

2H3PO4 + 3CaO = Ca3(PO4)2 + 3H2O
6H+ + 2PO43- + 3CaO = Ca3(PO4)2 + 3H2O.

Вывод: Кислоты вступают в реакции с оксидами металлов, образуя соль и воду. Реакция определяется наличием протона водорода (слайд №7).

4) Изучение отношения кислот к солям.

Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 4 в карточке-задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.

1.

2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2O + CO2
2H+ + 2Cl- + 2Na+ + CO32- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2
2H+ + CO32- = H2O + CO2

2.

H2SO4 + Na2CO3 = Na2SO4 + H2O + CO2
2H+ + SO42- + 2Na+ + CO32- = 2Na+ + SO42- + H2O + CO2
2H+ + CO32- = H2O + CO2

3.

2HNO3 + Na2CO3 =2 NaNO3 + H2O + CO2
2H+ + 2NO3- + 2Na+ + CO32- = 2Na+ + 2NO3- + H2O + CO2
2H+ + CO32- = H2O + CO2

4.

2H3PO4 + 3Na2CO3 =2 Na3PO4 + 3H2O + 3CO2
6H+ + 2PO4 + 6Na+ + 3CO32- = 6Na+ + 2PO43- + 3H2O + 3CO2
6H+ + CO32- = 3 H2O + 3CO2

Вывод: кислоты взаимодействуют с солями, образуя новую кислоту и новую соль. Реакции идут необратимо в случае образования газа или осадка (слайд №8).

Изучение отношения кислот к металлам.

Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 4 в карточке- задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.

1.

2HCl + Zn = ZnCl2 + H2
2H+ + 2Cl- + Zn0 = Zn2+ + 2Cl- + H20
2H+ + Zn0 = Zn2+ + H20
HCl + Cu = реакция не идёт

2.

H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2
2H+ + SO42- + Zn0 = Zn2+ + SO4 + H20
2H+ + Zn0 = Zn2+ + H20
H2SO4 + Cu = реакция не идёт

3.

2HNO3 + Zn = Zn(NO3)2 + H2
2H+ + 2NO3- + Zn0 = Zn2+ + 2NO3- + H20
2H+ + Zn0 = Zn2+ + H20
8HNO3 +3 Cu = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O

4.

2H3PO4 + 3Zn = реакция не идёт ( образуется нерастворимая соль)
H3PO4 + Cu = реакция не идёт (медь не активный металл)

Вывод: растворимые кислоты реагируют с металлами до Н (кроме H2SO4(к), НNO3 (P), HNO3(к)), образуя растворимую соль и водород (слайд №9).

Общий вывод о химических свойствах кислот (слайд №10).

IV. Закрепление.

Работа в тетради с печатной основой с.52, упр.7

V. Домашнее задание.

§ 38 изучить,упр.4,5 выполнить письменно; выполнить индивидуальные задания.

Карточка-задание (для изучения новой темы).

1)В три пробирки прилейте по 1 мл выданной кислоты. В первую пробирку добавьте 3-4 капли лакмуса, во вторую – 3-4 капли метилового оранжевого, в третью – 1-2 капли фенолфталеина. Пронаблюдайте за изменениями. Составьте уравнение ЭД кислоты.

2) В пробирку прилейте 1 мл гидроксида натрия NaOH, затем 1 каплю фенолфталеина. Отметьте изменение окраски раствора. Приливайте, помешивая, кислоту до полного обесцвечивания раствора. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Что является результатом этой реакции?

3) В пробирку поместите 1 г оксида кальция СаО и прилейте 1-2 мл выданной кислоты. Что произошло с оксидом? Напишите молекулярное и ионные уравнения происходящей реакции. Что является результатом этого процесса?

4)В пробирку прилейте 1 мл кислоты и 1 мл карбоната натрия Na2CO3.Что наблюдается? Напишите молекулярное и ионные уравнения происходящей реакции. Что является результатом этого процесса?

5)В одну пробирку поместите 1 гранулу цинка, в другую – меди. Прилейте Что является результатом этого процесса?в каждую пробирку по 1-му мл выданной кислоты. Что наблюдается? Напишите молекулярное и ионные уравнения происходящей реакции.

Индивидуальные домашние задания.

Задание 1: из приведенных формул выпишите формулы кислот: HCl, NaOH, HNO3, H2SO4, K2O, H3PO4, H2CO3.Назовите выписанные кислоты.

Задание 2: Изучите таблицу 10 на стр. 157 учебника. По каким признакам классифицируют кислоты? Составьте на доске магнитные схемы классификации кислот по составу, по основности, по степени ЭД.

Задании 3е: Из приведенных формул веществ: KNO3, H2SO4, HMnO4, H2S, HCl, MgCO3, HNO3, H3PO4, H2SiO3 выпишите формулы кислот в таком порядке: а) сначала в два столбика кислородсодержащие и бескислородные кислоты; б) затем в три столбика – одно-, двух-, трехосновные кислоты (работа в тетради с проверкой у доски).