Урок литературы по теме "Детство в творчестве А.Л. Решетова". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


“Золотые врата, мелодично звеня,
Пропустите в далёкое детство меня”.
(А.Решетов)

Цели урока:

Познавательная: познакомить учащихся с творчеством А.Решетова, научить выявлять автобиографические черты в лирическом герое.

Развивающая:

  • развитие умения анализировать содержание лирического стихотворения,
  • развитие представления о лирическом герое,
  • развитие навыков выразительного чтения.

Оборудование: раздаточный материал с подборкой стихотворений А.Решетова, портрет А.Л.Решетова.

Вступительное слово учителя.

Нам известны многие произведения автобиографического характера о детских годах. Это повести и романы таких известных писателей, как Сергей Тимофеевич Аксаков (“Детские годы Багрова-внука”), трилогия Льва Николаевича Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность”, повесть Алексея Николаевича Толстого “Детство Никиты”, “Последний поклон” Виктора Петровича Астафьева, “Времена” Михаила Андреевича Осоргина и многие другие прозаические произведения. Но немного найдётся таких проникновенных и задушевных поэтических строк о детстве, какими переполнены стихотворения Алексея Леонидовича Решетова.

В непростые времена появился он на свет. Это был 1937 год.

Первый чтец:

Я, как волк, появился в апреле
В этом яростном мире большом.
Мне авдотка играл на свирели,
Я лежал на земле нагишом…

Сегодня на уроке будет работать группа экспертов, они сообщат нам некоторые подробности из жизни Алексея Леонидовича Решетова, а также прочтут его стихи.

Сообщение ученика.

Родители поэта и их судьба[3].

Отец Алексея Решетова – Леонид Сергеевич, был журналистом по призванию (состоял юнкором в кружке при “Комсомольской правде”, одним из руководителей которого был Владимир Маяковский), по заданию партии прибыл в1933 году на Дальний Восток, был сотрудником газеты “Тихоокеанская звезда”. Журналист Леонид Решетов был арестован в 1937 году за публикацию в газете большого очерка о маршале В.К.Блюхере. Арестована была и мать поэта Нина Вадимовна. В Хабаровске братья Решетовы Алексей и Бетал остались на руках у бабушки Ольги Александровны Павчинской. Бабушка, как тогда говорили и что тщательно скрывали, из бывших, красавица голубых кровей, ради спасения внуков бросившаяся через всю страну из лагерного Дальнего Востока и угодившая в точно такие же лагерные Березники Пермской области. Нина Вадимовна Решетова-Павчинская, мать поэта, пройдя все ужасыКарлага, оказалась в Березниках не по своей воле. Работала на комбинате по выработке калийной соли. После этого она останется вместе с семьёй в этом городе навсегда. Все считались членами семьи “врага народа”, а значит особо бесправными. Война, нищета и холод, старая машинка “Зингер”, с помощью которой бабушка кормит семью; бедные военные домашние (на улице мороз) детские игры: “Ты будешь маленький бедный котеночек, и я буду маленький бедный котеночек…” Это из книги “Зернышки спелых яблок”, единственной прозаической книги А. Решетова — о военном детстве. Свою маму молодой он не знал: на семейных фотокарточках они, мама и бабушка, замечательно хороши, очень похожи, выглядят как сестры — два ангела-хранителя, спасшие его от ожесточения и отчаяния.

Второй чтец:

Когда отца в тридцать седьмом
Оклеветали и забрали,
Все наши книги под окном
Свалили, место подобрали,
И рыжий дворник, подпитой,
При всех арестах понятой,
Сонеты Данте и Петрарки
Рвал на вонючие цигарки.
Осколок солнца догорал,
Из труб печных летела сажа.
И снова Пушкин умирал.
И Натали шептала: “Саша…”

Учитель: В стихотворении “Зимний бор” поэт утверждает, что “детство не уходит от нас, как мнится, в никуда”, что человеку необходимо возвращаться к своим корням, ибо все самые лучшие движения человеческой души - из детства. Воспоминания об этой светлой поре исцеляют душу, как утверждает поэт. О своём детстве он всегда говорил трогательно и с волнением, называл его самой лучшей порой жизни, хотя оно не было ни безоблачным ни сытым.

Третий чтец:

Нет, в бор, снегами осветлённый,
Я не дрова хожу рубить.
Согбенный, жизнью утомлённый,
Хожу, чтоб детства не забыть.
Вот через этот жгучий ельник,
Или –похожий на него,
Я мчал на лыжах самодельных
И не боялся ничего.
Должно быть, детство не уходит
От нас, как мнится, в никуда.
Оно живёт в родной природе,
Нам улыбаясь иногда.
Побудь в бору,
                        его целебным
Смолистым воздухом дыша.
В тебе, как спящая царевна,
Очнётся детская душа.

Сегодня мы проследим, как в стихотворениях Решетова просыпаются детские воспоминания, с каким настроением звучат эти лирические откровения поэта. Мы снова вместе с поэтом окажемся в той стране, которая зовётся детство.

Сообщение ученика

Писатель Дмитрий Ризов[2] вспоминает о Решетове: “Маленький Алёша Решетов, выходец из семьи интеллигентов, в “птенчиковом возрасте” оказался в самых глубинах народной жизни, среди народа барачного, тёртого и битого, клеймёного и бесправного, обойдённого почти всеми плодами культуры, знавшими от неё самый край: кино, гармонистов “подшофе”, да ещё радио с патефонами… На них-то, на нравственных “мощах” этих, выживало наше поколение- детей, обожжённых ГУЛАГом, войной, послевоенной безотцовщиной.”

Военное и послевоенное детство Решетова прошло среди простых людей, людей, опалённых войной, и они, эти простые люди, живут в его стихах.

(Самостоятельное прочтение стихов из подборки: “Я из чёрного теста…”, “За окошком вечер зимний…”, “Горите, флаги красные, горите…”, “Избушка на Старом Чуртане…”)

Что нового вы узнали о поэте из этой подборки? Чем подкупают эти стихи?

Какое из прочитанных вами стихотворений произвело на вас самое большое впечатление? Кто лирический герой в этих стихах?

Задания для групповой работы над содержанием и художественными особенностями стихотворений А.Решетова.

1 группа. Задание:

  1.  Выявить в подборке стихов связь лирического героя с миром природы.
  2. Какие картины природы наиболее близки ему?
  3. Отметьте, какие тропы (метафоры, сравнения, эпитеты и т.п.) использует поэт.
  4. Какое настроение придают эти художественные приёмы?
  5. Какие особенности в его стихотворениях вы подметили?
  6. Прочтите выразительно понравившееся вам стихотворение.

(Стихотворения “Полынь”, “А почему бы не махнуть…”, “Есть ли край милей и глуше...”

2 группа. Задание:

  1.  Отметьте, с каким чувством говорит поэт о своих близких.
  2. Как выявляется автобиографичность этих стихотворений?
  3. Какое стихотворение вам особенно понравилось? Почему?

Подборка стихов: “Золотые врата”, “Когда отца в тридцать седьмом…”, “Мама”

3 группа. Задание:

  1. Проанализируйте стихотворение “Рябиновый сад”.
  2. На какие смысловые части можно поделить стихотворение?
  3. Какое средство использует Решетов для выражения своей мысли?
  4. Какую функцию выполняют звуковые повторы?
  5. Какова идея этого стихотворения?

 Выслушав ваши ответы, я могу сделать вывод: да, детство Решетова не было беззаботным и безоблачным, но всё его творчество подсказывает нам, что именно эти годы, годы детства, были самыми счастливыми, ведь рядом были близкие люди: брат, бабушка Ольга Александровна, посвятившая себя внукам, спасению их от сиротства.

О матери у поэта особые, нежные слова, особая интонация. Пройдя через ужасы ГУЛАГа, она не озлобилась на жизнь, а осталась светлым, добрым человеком, самым дорогим для сына.

Свет памяти –это особый свет, свет на всю жизнь. В одном из интервью Алексей Леонидович так говорил о своём детстве:

 “Я был счастлив - до девяти лет. Время страшное: отца расстреляли, маму как жену врага народа отправили в лагерь на пять лет... От греха подальше, бабушка, схватив нас с братом, поехала в деревню. Война. Голод. Зимой мы не могли выйти из дома, потому что не было тёплой одежды. Но лучше этого времени так ничего и не случилось”.

А в повести “Зёрнышки спелых яблок” он говорит так: “Будь у меня волшебная палочка или фантастическая машина времени, я бы, хоть ненадолго, вернулся бы в своё детство”.

Для домашнего задания вам предлагается прочитать ещё одно произведение Алексея Решетова, посвящённое теме детства,- повесть “Зёрнышки спелых яблок”(1960). Это произведение прозаическое, и вы сможете проанализировать, как же трактуется тема детства в его автобиографической повести.

Индивидуальные задания:

  1. Выучите наизусть стихотворение Решетова, которое вам понравилось
  2. Прочитайте наизусть понравившийся вам отрывок из повести(20-25 строк).
  3. Когда происходит действие повести “Зёрнышки спелых яблок”? Объясните её заглавие.
  4. Назовите героев, несущих добро. Охарактеризуйте их.
  5. Подготовьте рассказ о бабушке.
  6. Что воспитывало душу главного героя? Чему учит повесть нас?

Литература к уроку

  1. А.Л.Решетов. Жду осени. Стихи.- Пермь. Книжное издательство,1985.
  2. Д.Краснопёров, Н.Гашева. Родное Прикамье. Хрестоматия по литературному краеведению.- Пермь. “Книжный мир”, 2001.
  3. Изучение творчества А.Л.Решетова в школе: Сборник материалов к уроку/Науч.ред. Б.В.Кондаков, Е.А.Князева.-Пермь,2005.