Урок русского языка на тему "Правописание приставок на -З, -С"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Учить правописанию приставок на З,С ; выделять слова с данными приставками в тексте.
  2. Развивать орфографическую зоркость, повторить изученные ранее орфограммы: безударная гласная в корне, непроизносимая согласная.
  3. Повторить пунктуацию при однородных членах предложения.
  4. Повторить синтаксический разбор предложения.
  5. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Наглядный материал к уроку: Таблица звонких и глухих согласных, перфоконверт для каждого ученика со словами на новую орфограмму, иллюстрация с изображением зимнего леса.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

2. Повторение пройденного.

Сильные волны наталкивались на песчаную отмель, выносили чёрные водоросли на берег.

(Повеств., невоскл., прост., распростр., осложнено однородными членами предложения).

А) Повторение орфографии.

Как проверить безударную гласную? (песчаную, отмель, выносили).
Как пишутся предлоги со словами?

Б) Повторение пунктуации.

Объясните знаки препинания при однородных членах предложения.

В) Синтаксический разбор предложения.

3. Подготовительная работа к изучению нового материала.

Г) Найдите в этом предложении слова с приставкой. (наталкивались, отмель, выносили).

Что такое приставка?

Запишите слова: отгладить, сгорбиться.

Вывод: Как пишутся гласные и согласные в приставках?

(Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на З, С, пишутся одинаково, независимо от произношения).

Вы правильно сказали: “Кроме приставок на -З, -С”.

Действительно приставки, оканчивающиеся на –З, -С, “живут” как будто в своём царстве, подчиняются своим законам.

Сегодня главная задача урока – определить: при каком условии в этих приставках пишется –З, а при каком условии –С.

4. Знакомство с новым материалом урока. (Наблюдение).

Сравните написание конечной согласной в приставках.

разрезать
растолкать
безводный
бесчисленный
безоблачный

Перечислите буквы, которые стоят после приставок в первом столбике, во втором.

Какой звук на конце приставки в этих словах?

Вывод: В приставках, оканчивающихся на –З, -С, перед звонким согласными и гласными пишется –З, перед глухими согласными –С.

5. Закрепление

А) Словарный диктант

Беспорядок, безразличный, бездарный, безаварийный, бесчестный, бескорыстный.

Как пишутся приставки на –З, -С?
Как проверить написание непроизносимых согласных?

Б) Когда вы пишете слова с приставками на –З, -С, вас встречают две опасности:

Первая: не перепутать бы: З или С!
Вторая: есть такие слова, в которых на стыке корня и приставки пишется два –С.

Например: (Записать слова, вставить букву, выделить приставку, корень).

Ра…сказ, ра…свет, бе…смертник, ра…сердиться.

Почему в приставках данных слов пишется –С?

Вывод: правило.

В) Работа с перфоконвертом. Задание: вставить –З или –С.

Вывод.

Г) Выборочный распределительный диктант.

  1. Тропинки исчертили лес во всех направлениях.
  2. Бемби представилось, что мир вот-вот расколется на куски.
  3. Оленёнка охватило беспокойство, безнадёжная тоска.
  4. Он беспрерывно дрожал и стал ко всему безучастен.

Проверка, вывод. При каком условии на конце приставок пишется –З или –С?

Д) Творческая работа

Составить связный текст на тему: “В зимнем лесу”, используя слова и словосочетания: бесшумный, безоблачный, безжизненный, беззвучный, раздвинул кусты, разъярённый волк, избежать встречи, вскрикнуть от испуга.

(Выделить орфограмму)

Проверить текст, сделать вывод о правописании слов с приставками на –З, -С.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание:

  1. Выучить правило.
  2. Сочинить сказку на тему: “В стране приставок”.