Урок природоведения в классе-комплекте 2–4

Разделы: Начальная школа


2 класс
Тема. Водоёмы нашего края.

Цели:

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению частей реки;
  • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению полученных у них знаний о частях реки;
  • обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по изучаемой теме;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;

4 класс
Тема. Виды водоёмов.

Цели:

  • организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению видов водоёмов;
  • обеспечить повторение знаний о частях реки;
  • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
  • обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме;
  • помочь осознать учащимся ценность совместной деятельности;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;
  • помочь учащимся осознать значимость рек в жизни человека;

  • создать условия для формирования у детей любви к родному краю.

1. Организационный момент.

Слышу, слышу я звонок.
Прозвенел он на урок.
Но произошла неприятность у нас
Распалась картинка
Почему-то враз.
Урок мы сможем начать
Лишь тогда,
Когда соберётся
Картинка одна.

2. Проблемный ввод в тему.

У каждого ученика «кусочек» картинки. Дети на доске собирают общую картинку планеты Земля.

С заданием вы справились
Дорогие друзья.
И у нас получилась
Планета …

(Земля)

- Согласны ли вы с тем, что наша планета голубая?

- А почему её называют голубой?

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение.

- Почему на уроке я завела разговор о воде на земном шаре?

- Верно, сегодня наш урок мы посвятим воде. И эпиграфом к нашему уроку я взяла такие слова: «Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы»

3. Просмотр слайдов.

Доказательством этих слов могут служить те прекрасные фотографии, которые вы сейчас увидите.

Показ слайдов на компьютере Звучит инструментальная музыка. (Приложение 1)

4. Изучение нового материала. 4. Актуализация полученных знаний.
- Сейчас я хочу вам предложить отгадать загадки.

- Как вы думаете, о чём будут загадки?

1.

Течёт, течёт –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит.

2.

Кругом вода,
А с водой беда.

3.

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.

4.

Посреди поля
Лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.

5.

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?

Загадки отгадывают ученики и второго, и четвёртого класса. У учеников второго класса на партах лежат таблички, на которых написаны слова-отгадки. По ходу отгадывания загадок, ученики второго класса вывешивают на доске таблички.

- Как одним словом назвать все слова-отгадки?

По ходу ответов делаем вывод о том, что называют водоёмами. Таким образом дети четвёртого класса повторят, а дети второго класса узнают, что такое водоёмы.

- Ну что ж, а сейчас проверим, как вы знаете водоёмы. Я назову признаки какого-то водоёма, а вы отгадайте, о каком водоёме идёт речь.

Из-под земли вода выходит на поверхность. Иногда бурлит, бьёт ключом. Вода чистая и приятная на вкус, полезная для здоровья.

- Кто из вас видел родник, пил из него воду?

- Где это было?

- Ваши впечатления?

- А знаете ли вы, что от таких же маленьких ручейков в Удмуртии, недалеко от границ Пермской и Кировской областей начинается главная река Западного Урала, символ пермского края, голубая дорога Прикамья – река … (Кама).

… Но сказано –
В допрежние века:
Земля – от неба,
Дерево – от корня,
И далее:
Река – от родника.

Там, где холодные прозрачные ключи бьют из-под корней старых берёз, построен деревянный сруб с двухскатной тесовой крышей и сделан отвод воды через трубу. Это и есть Камский ключ. Сначала по деревянным колодам, затем по маленьким запрудкам, потом по дну неглубокого ложка журчит ручеёк, бежит, чтобы встретившись с сестрёнкой своей – Быструшкой, дать начало Каме-Камушке

Ох, Кама, Камушка, родная мамушка,
Водицей чистою меня умой.
Я положу свою главу на камушек,
Ольхой тенистою меня прикрой.
Теки, теки же ты своей дороженькой,
Ласкай волной своей тих бережок.
Как хорошо здесь, о Боже, Боженька!

Здесь весь провёл бы земной свой срок. Показ слайдов.(Приложение 2)

- Итак, мы с вами проследили, где берёт начало река Кама? Как же называется то место, где начинается река? (табличка)

- Куда впадает Кама?

- Как называется место впадения реки в другую реку, озеро или море? (табличка)

- Приходилось ли вам когда-нибудь пролетать над нашей областью на самолёте?

Очень интересная картина открывается с высоты. Кажется, что густая голубая сеть (то совсем тонкая, то потолще) накинута на зелёное покрывало лесов, болот, полей. Это – реки. В Пермской области 2 большие реки, 40 средних рек, около 29000 малых рек. (табличка)

Сейчас вы послушаете стихотворение об одной из них. Слушайте очень внимательно, чтобы отгадать о какой реке идёт речь.

Ученица читает стихотворение.

РЕЧУШКА

Ух, течёт она –
Искрится,
Между камешков скользя.
Так мелка,
Что утопиться
Даже курице нельзя.
Бабы в ней бельё полощут,
Хвалят,
Речкою горды:
«Вы попробуйте на ощупь –
Мягче нашей нет воды».
Нету в ней путёвой рыбы –
Пескари лишь да ерши.
А деревня вся «спасибо»
Говорит ей от души.
Потому что лучшей нету,
Шире нету никакой,
Потому что Волга – где-то,
А вот эта – под рукой.

- Узнали, о какой реке идёт речь?

- Как вы узнали свою речушку?

- Любите ли вы её? Почему?

Не говори мне: «Малая река».
Река – она и есть река. Любая.
Над нею тоже ходят облака,
Зелёная она иль голубая.
И тот же ветер – некий Чародей –
Волшебничает с лёгкою водою.
Нет малых рек. Все реки для людей.
У каждой где-то встреча со звездою.

5. Описание реки по плану.

Работа в группах по плану.

План № 1.

  1. Название.
  2. Какое течение: быстрое или медленное.
  3. Куда впадает река.
  4. Как изменяется река в разные времена года.
  5. Растения и животные реки.
  6. Использование реки человеком.

Как люди влияют на реку и что делают для её охраны. (Вспомните, что происходит с берегом реки возле моста, почему это происходит и что делают люди, для того, чтобы берег не разрушался).

План № 2.

  1. Название.
  2. Где находится исток реки.
  3. Какое течение: быстрое или медленное.
  4. Притоки (вспомните о маленьких реках вокруг Камы).
  5. Куда впадает река.
  6. Как изменяется река в разные времена года.
  7. Растения и животные реки.
  8. Использование реки человеком.

6. Знакомство с видами водоёмов.

Открою вам секрет, что все водоёмы бывают искусственные и естественные (таблички).

- Так вот река Северная, на ваш, взгляд, это какой водоём? Почему вы так решили?

Выясняем, какие водоёмы искусственные, а какие естественные.

- А Кама, это искусственный или естественный водоём?

7. Знакомство с водохранилищами.

Самостоятельная работа с компьютерами. (Приложение 3)

8. Итог урока.

- Встаньте те, кому урок принёс пользу?

- Что полезного было для вас на уроке?

Дом. задание: приготовить рассказ о любом искусственном водоёме или карточка.

5. Знакомство с частями реки.

Работа идёт по схеме на доске.

Учащиеся знакомятся с названиями остальных частей реки.(таблички)

6. Закрепление изученного материала.

Давайте проверим, как вы запомнили название частей реки.

Работа с альбомом-задачником, стр. 54.

На доске картинка из учебника, стр. 79. На стенах класса развешаны таблички с названиями частей реки. Необходимо разместить их на рисунке правильно.

Ну что ж, если вы так хорошо запомнили все части реки, я приглашаю вас в путешествие к речке Незнанке.

7. Знакомство с различительными признаками озера.

- Глядя на эту картинку, скажите чем озеро отличается от реки?

8. Занимательный материал об озёрах.

Если вам удастся правильно дописать все буквы, то вы узнаете как называется самое большое озеро.

9. Итог урока.

Нарисовать озеро