"Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил" (урок внеклассного чтения в 7-м классе по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо")

Разделы: Литература


“…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.
Антуан де Сент - Экзюпери.

Проблемный вопрос. Почему Г. Троепольский определил жанр своего произведения как лирико-оптимистическую драму?

Цели.

  1. Обосновать свое отношение к персонажам повести “Белый Бим Черное ухо” Г.Троепольского через сопоставление её эпизодов с фрагментами одноименного кинофильма С.Ростоцкого, с эпизодами философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, баллады А.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”, сказки-были М.Пришвина “Кладовая солнца”.
  2. Совершенствование умения подбирать аргументы из прочитанного произведения и соотносить их с тезисом.
  3. Выяснить, какое символическое значение приобретает цвет в повести Г.Троепольского “Белый Бим Черное ухо”. .
  4. Формирование таких нравственных понятий, как милосердие, сострадание, альтруизм, ответственность.
  5. Совершенствование умений логически, ассоциативно, образно мыслить.
  6. Совершенствование умения видеть подтекст художественного произведения.
  7. Совершенствование умения анализировать и интерпретировать текст художественного произведения в единстве содержания и формы.
  8. Письменно ответить на вопрос “Какой эпизод повести “Белый Бим Черное ухо” больше всего меня взволновал?”

ТСО: ноутбук, видеопроектор.

Наглядность:

  1. Фрагменты кинофильма “Белый Бим Черное ухо” С.Ростоцкого. (Производство киностудии им. М.Горького, 1977).
  2. Эпизоды повести “Белый Бим Черное ухо” Г.Троепольского. (Изд. “Детская литература”, М., 1985).
  3. Эпизоды философской сказки “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери. (Изд. “Международные отношения”, М., 1992).
  4. Эпизод сказки-были М.Пришвина “Кладовая солнца” (Калининградское книжное издательство, 1974.).
  5. Эпизод баллады А.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”. (А.С.Пушкин. Сочинения в трех томах. Том 1. Изд. “Художественная литература”, М., 1985). (В тексте работы ссылки на художественное произведение оформляются в квадратных скобках.)

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный;
  2. Частично-поисковый;
  3. Исследовательский.

Ход урока

- В центре нашего внимания – эпизоды повести Г.Троепольского и фрагменты одноименного кинофильма С.Ростоцкого “Белый Бим Черное ухо”.

(Кадр кинофильма: 00.00 – 00.53 – временной промежуток данного фрагмент; далее будут указаны лишь цифры).

Анализируя эпизоды повести, проведем аналогии с эпизодами других художественных произведений. С ответа на вопрос “О чем эта повесть?” начнем урок.

(Повесть “Белый Бим Черное ухо”, написанная Г.Троепольским в 1971 году и удостоенная в 1975-ом Государственной премии, призывает нас к доброте души и сердца. Она написана так, что при чтении возникают переживания за судьбу собаки, оставшейся без хозяина в период его операции. Произведение заканчивается гибелью Бима, которую читатель зримо видит вместе с Иваном Ивановичем, хозяином собаки: “И вот сторож распахнул дверь фургона. Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Ногти передних лап налились кровью.” [1, с.209]. При чтении повести приходишь к выводу: человеческое общество ещё настолько несовершенно, что такие прекрасные качества, как преданность и доверчивость, могут привести к трагедии. Всё произведение пронизано борьбой добра и зла, причем зло в конце концов восторжествовало, но отсутствие “Heppy end” рождает в читателях чувство необходимости борьбы со злом, призывает нас быть более гуманными к “братьям нашим меньшим” и друг к другу. Бим на своем пути встречает много совестливых, добрых, великодушных людей. Это и Степанида, и Даша, и Алеша, родители Алеши, и Толя, и безымянная ремонтница пути, и безымянный машинист – все они так или иначе пытались помочь собаке, но она убегала от них, т.к. слишком была предана только одному человеку на Земле – своему хозяину. Преданность Бима хозяину, близкая к самопожертвованию, и привела его к гибели. Да, злых немного, но их вполне достаточно, чтобы обречь на гибель доверившегося им пса. У отрицательных героев почти нет имен: это и некто “Толстый-претолстый”, и “человек с мясистыми отвисшими губами”, и “Серый дядька”, и “дебелая бабенка”, и, наконец, зловещая “Тетка”. Особенность их поведения в том, что под прикрытием красивых, правильных слов они совершают черное дело. Повесть Г.Троепольского “Белый Бим Черное ухо” - это повесть не только о благородстве души и подлости, о добре и жестокости, сердечности и черствости, преданности и предательстве, верности и вероломстве, но и о бережном отношении к матери-природе. Г.Троепольский напоминает читателям: жизнь человека в согласии с природой делает его выше, чище, благороднее, предостерегает его от совершения зла: “В такие дни в лесу сердце становится не только всепрощающим, но и требовательным к себе. …В осеннем солнечном лесу человек становится чище ”. [1, с. 48]. )

(Кадр кинофильма: 00.25 – 00.53).

- Название повести очень ёмкое, содержательное. За счёт какого художественно-изобразительного средства автору удалось это сделать?

(За счет антитезы – противопоставления цвета: “белый” - “чёрное”, только второй эпитет, в отличие от первого, употреблен не в начальной форме.)

- Эпитеты “белый” - “чёрное” употребляются и в прямом, и переносном значении. Когда в прямом, когда в переносном?

(В прямом, когда характеризуют окрас Бима; в переносном – когда характеризуют поступки людей, с которыми встречается собака).

На доске появляется таблица:

белый чёрный (нач. форма)
прямое значение (окрас Бима)
-- +
переносное значение (символ поступков людей)
+ --
совесть
+ --

(Для Бима белый цвет, в отличие от черного, плох: белый цвет, по законам кинологии, - признак вырождения; применительно к поступкам людей - наоборот: белый цвет символизирует хорошие поступки, черный - плохие. Людей, которые совершают добрые дела, можно охарактеризовать как совестливых, а у тех, кто не способен на добрые дела, отсутствует совесть, потому что совести в человеке не бывает много или мало – она либо есть, либо ее нет).

- Наверное, об этом напоминает человеку природа, когда со временем цвет его волос приобретает белизну – белым цветом природа мудро задает смотрящемуся в зеркало человеку вопросы “А правильно ли ты живешь? Не растерял ли ты на своем жизненном пути совесть?” По-видимому, именно это имел в виду великий А.Пушкин, когда в балладе “Песнь о вещем Олеге” подводил итоги жизненного пути Олега и его дружинников: “И кудри их белы, как утренний снег, // Над славной главою кургана”. [4, с. 274 ].

Автор дважды акцентирует внимание читателя на цвете “белый”: через постоянный эпитете “белы” и через подтекст сравнительного оборота “как утренний снег” (снег, выпавший ночью, утром ослепительно бел, ничем не запятнан). В данных стихотворных строках “белый” цвет превращается в символ чистоты, незапятнанности, безупречности прожитой Олегом и его дружинниками жизни.

Обратим внимание на пояснение, которое сделал кинорежиссер С.Ростоцкий после названия кинофильма “По мотивам повести “Белый Бим Черное ухо” Г.Троепольского”. О чем оно свидетельствует?

(Значит, между содержанием повести и содержанием кинофильма будут какие-то расхождения, что вполне закономерно: художественное произведение, написанное писателем, и художественный фильм, созданный кинорежиссером, - это совершенно разные виды искусства, у каждого из них свои правила, свои закономерности.)

- Белый цвет, белый окрас - это трагедия в жизни только что появившегося на свет щенка.

(Фрагмент кинофильма: 05.18 - 05.38).

Когда смотришь этот фрагмент кинофильма или читаешь эпизод повести, соответствующий ему, в памяти невольно возникают строки из философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, которые стали эпиграфом урока.

( “…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. [2, с. 55]. )

- Того, кто имеет зоркое сердце можно назвать человеком… Подберите эпитеты.

(Хорошим, добрым, сострадательным, милосердным, гуманным, совестливым).

- Совсем не таким оказался первый хозяин белого щенка: за белым цветом он не разглядел внутренней сущности собаки, аргументируйте эту мысль текстом повести.

(Остановленный кадр кинофильма без звука: 05.38).

(Для него законы кинологии оказались превыше всего. Дело в том, что белый цвет у сеттеров считается признаком вырождения. Бим при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров, но окрас оказался абсолютно нетипичным. По стандартам охотничьих собак сеттер должен быть обязательно черный, с блестящим синеватым отливом – цвета еоронова крыла… Сеттеры выведены в Шотландии… Порода сложилась к началу второй половины Х1Х столетия… Современные шотландские сеттеры спокойного, мягкого характера, послушные и незлобивые, они рано и легче принимаются за работу, успешно используются и на болоте, и в лесу… Характерна отчетливая, спокойная, высокая стойка…[1, с. 8, 11].)

Вторым хозяином Бима стал бывший журналист, участник Великой Отечественной войны, пенсионер Иван Иванович, который сделал все возможное, чтобы приобретенного щенка превратить в настоящего друга и таким образом скрасить свое одиночество. А Иван Иванович действительно одинок – одинок среди людей. Почему?

(У Ивана Ивановича в период Великой Отечественной войны погиб сын; жена, не выдержав удара судьбы, скончалась).

- Так по сюжету повести, по фильму – иначе: сын погибает в горах. Как свидетельствует статистика, в семьях подобного рода более мужественными являются мужчины – женщины, подобно жене Ивана Ивановича, не могут противостоять нагрянувшей беде, и мужья остаются

без жен. Акцентировав внимание читателей и зрителей на одиночестве Ивана Ивановича, Г.Троепольский и С.Ростоцкий напоминают нам о бережном отношении друг к другу.

“Как появляются друзья?” - ответ в философской форме вновь попытаемся найти у Экзюпери в сказке для взрослых “Маленький принц”, и найденный ответ свяжем с эпизодом повести “Белый Бим Черное ухо”. Вслушаемся в диалог персонажей сказки – Маленького принца и Лиса

(…нет таких магазинов, где торговали бы друзьями… Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

- А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

- Надо запастись терпением, - ответил Лис. [ 2, с.54]. )

У хозяина, чтобы приручить щенка, терпения оказалось более, чем достаточно…

(Кадр кинофильма: 07.06 – 08.32).

Незаметно прошел год… Крепли дружба, доверие, любовь между годовалой собакой и ее хозяином.. Друзья все больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака. Дружба, казалось, будет вечной. И даже невыдача родословного свидетельства не омрачила жизни. [ 1, с. 17, 20, 22]. )

(Кадр кинофильма: 36.52 – 37.40).

Настоящая дружба накладывает очень большие обязанности и очень большую ответственность – об этом напоминают нам и французский, и русский писатели, но напоминают по-разному: прямо и открыто - Антуан де Сент - Экзюпери, через подтекст – Г.Троепольский.

(На доске появляется рисунок айсберга: текст и подтекст художественного произведения можно сравнить с айсбергом: видимая часть айсберга – это текст произведения, невидимая, которая порой бывает больше видимой, - подтекст).

Слова Антуана де Сент Экзюпери и стали темой сегодняшнего урока.

(“Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”). [ 2, с. 55].

“Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил” - эти слова немой укор Ивану Ивановичу, если подойти к оценке взаимоотношений собаки и ее хозяина именно с этой точки зрения. Почему?

(Иван Иванович, несмотря на хорошее отношение к Биму, несмотря на свои прекрасные качества - такие, как доброта, милосердие, сострадание, чуткость – сделал не все, что мог, для своего друга и тем самым положил начало трагедии преданного, доверчивого, любящего и прирученного им существа. Докажем, что это действительно так: осколок пули, засевший около сердца, напоминал о себе неоднократно, и Ивану Ивановичу стало плохо не внезапно… Если бы сердечный приступ случился внезапно, тогда бы было совершенно естественно и закономерно, что хозяин, которого увезла скорая помощь, отдал своего друга первому попавшемуся человеку, своей соседке Степановне, – пусть доброй, сострадательной, но, к сожалению, ничего не понимавшей в собаках.)

(Кадр кинофильма: 53.16 – 54.14 ).

- Постараемся объяснить, почему добрый, сострадательный, чуткий Иван Иванович, знавший, что рано или поздно придется лечь на операционный стол, чтобы извлечь пулю, и знавший, что за время его отсутствия Бим останется один, заранее не побеспокоился о судьбе прирученной им собаки?

(Во-первых, таков писательский замысел: через такое поведение своего героя Г.Троепольский лишь в подтексте повести напоминает нам, читателям, о том, что мы навсегда в ответе за тех, кого приручили, - в ответе за любое живое существо, которое к тебе привязалось).

(Во-вторых, поведение Ивана Ивановича типично для нас, русских, потому что очень часто нашим поведением руководит беспечное “авось”: “Авось повезет”, “Авось пронесет”, “Авось беда пройдет мимо”. Вспомним хотя бы эпизод из сказки-были М.Пришвина “Кладовая солнца”, когда Митраша типично по-русски полагается на безрассудное “авось”.

(Очутившись в Слепой Елани, самом погибельном месте Блудова болота, где много погибло людей и скота, он тем не менее рванулся вперед, понадеявшись на везение, связанное с беспечным “авось”, хотя прекрасно знал, что отсутствие травы белоус говорит об отсутствии тропы человеческой, а значит, предупреждает об опасности. [3, с.98 ]. )

Тоска по внезапно исчезнувшему другу, боль от разлуки с ним настолько невыносимы для Бима, что он не внял приказу Ивана Ивановича “ждать” и впервые его нарушил, - аргументируем эту мысль текстом произведения.

(Отныне вся цель жизни Бима свелась к двум понятиям: ждать и искать. Он искал Ивана Ивановича везде: в городе и за городом – и по этой причине убегал от хороших людей, которые пытались ему помочь; почти ничего не ел. [ 1, с. 78, 84]. )

(Кадр кинофильма: 1.07.16 – 1.07. 38; 1.17.45 – 11.18.24).

Именно в поисках Ивана Ивановича Бим очутился на железнодорожной станции и побежал за поездом. Вот здесь наблюдается одно из существенных расхождений между содержанием повести и содержанием кинофильма: по кинофильму – Бим побежал за полюбившейся Дашей, по повести – прежде всего за хозяином: как ни симпатична и добра была Даша, не мог Бим предать своего хозяина даже на миг и забыть о нем – пусть даже на короткий промежуток времени. Приведем аргументы из повести.

(“В его собачьем уме возникло совершенно, казалось, правильные заключения: Даша там, люди в белых халатах там, значит, Иван Иванович может быть там тоже. Может! Не увезли ли его люди в белых халатах? Долго бежал. И, наконец, еле переводя дух, пал между рельсами, вытянув все четыре лапы, задыхаясь и тихонько скуля. Надежды не оставалось никакой. Не хотелось никуда идти, да он и не смог бы, ничего не хотелось, даже жить не хотелось. … Бим лежал, видел в бреду своего единственного и незаменимого друга и готов был ко всему, даже не осознавая этой готовности”. [ 1, с. 89, 90].

(Кадр из кинофильма: 2 серия, 00.08 - 01.00)

В кинофильме нет сцен жестокого обращения с собакой – все это осталось за кадром: нельзя сценами жестокости пробудить в душах читателей - а это прежде всего юные читатели – любовь, сострадание, милосердие к окружающему. По этой причине мы не видим, как Клим жестоко избивает собаку – избивает за интеллигентность, которая на генетическом уровне передалась Биму от родителей и которую привил хозяин.

(Клим и не смог понять в своем озлоблении, что Черноух не приучен рвать подранков и душить их, что это ниже достоинства интеллигентного сеттера…Сегодня с Бима спросили больше того, что он может; от него потребовали: ты должен, обязан сделать то, чего не можешь сделать против своей собачьей чести и совести. За неисполнение жестоко и свирепо избили. [ 1, с. 153, 154].

(Кадр из кинофильма: 45.03 - 45.24).

За кадром по сути дела осталась и другая сцена жестокости – сцена, повествующая о том, как глубокой ночью отец Толика вместе с шофером отвозят больного Бима в лес и привязывают к дереву. Все кадры, по-видимому, затемнены из-за того, что совершается черное дело – самое настоящее предательство не только по отношению к Биму, но и к собственному сыну.

(Кадр из кинофильма: 54.54 – 56.00).

Какие художественно-изобразительные средства использовал Г.Троепольский, чтобы охарактеризовать безысходность положения, внутренне состояние привязанной к дереву и обреченной еще на большие на муки больной, беззащитной собаки.

(Эпитеты и цветопись. “Темная, темная ночь. Небо заволокло тучами – оно черное…, непроглядное. Бим прижался к дереву боком, прижук в непроглядной темноте, слился с нею, одинокий, беззащитный, брошенный человеком, которому он не сделал никакого зла. …Подул ветер …и наконец все слилось в единый тревожный черный шум. …А ветер все разыгрывался полным и единственным властелином в кромешной тьме… Биму казалось. что кто-то черный-черный, огромный распластался … над ним, затерявшимся в этой суровости псом… Биму стало так жутко, что боль в теле на время отошла… Было непроглядно темно. …Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный.” [ 1, с. 174, 176.]

Если до встречи с Климом и отцом Толика Бим руководствовался двумя понятиями: ждать и искать хозяина, то теперь после безрезультатных поисков осталось одно: ждать. А для этого надо было возвратиться к порогу родного дома, но для больной собаки это окажется невозможным - на это указывают эпитеты, найдем их.

(“По шоссе бежала тощая хромая собака. Вперед бежала, только вперед, медленно, тяжко, но вперед, к той двери, у которой есть доброта, около которой Биму хотелось лечь и ждать хозяина, ждать доверия и самой обыкновенной, простой человеческой ласки”. [ 1, с. 182]

(Кадр из кинофильма: 1.07.10 – 1.08.31).

Заканчивая повесть гибелью Бима, заставляя читателя сопереживать, сочувствовать изображаемому и пробуждая в нем таким образом желание творить добро, автор через подтекст драматического финала задает ему вопрос: “А можешь ли ты по-есенински просто сказать о себе: “…и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…”. Именно по этой причине автор определил жанр своего произведения как лирико-эпическую драму.

Рассмотрим роль пейзажной зарисовки, которая введена в концовки повести и кинофильма.

(Кадр из кинофильма: 1.20.17 – 1.20.47).

(Через пейзажную зарисовку Г.Троепольский и С.Ростоцкий напоминают нам, как читателям и как зрителям, о нашей личной ответственности перед теми, кого мы приручили; перед природой, которая нас окружает; перед планетой Земля, на которой мы живем.)

В подтексте этой пейзажной зарисовки звучат строки, обращенные непосредственно к каждому из нас:

Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы –
Убивайте лишь зверей внутри себя.