Уроки по произведениям Татьяны Толстой в 11-м классе

Разделы: Литература


Ход урока

1. Знакомство с личностью Татьяны Никитичны Толстой.

Сообщение обучающегося.

Можно использовать презентацию или фильм, которые включают обложки книг, эпизоды интервью писательницы, передач “Школа злословия”, “Минута славы”. Один из выпусков “Школы злословия” обучающимся предложено посмотреть в качестве предварительного домашнего задания.

Дополнительный материал.

ТОЛСТАЯ Татьяна Никитична [1951, Ленинград] – прозаик. Родилась в семье, отмеченной значительными литературными дарованиями. “Куда ни посмотри, у меня одни литераторы в роду, – замечает Т. Толстая. – Алексей Николаевич Толстой – дед по отцовской линии. Бабушка Наталия Васильевна Крандиевская-Толстая – поэтесса. Их матери тоже были писательницами. Дед по материнской линии Михаил Леонидович Лозинский – переводчик...” После окончания средней школы и классического отделения филологического факультета Ленинградского университета долгое время работает в издательстве. С 1974 г. живет в Москве. Писать, по собственному признанию, начала случайно.

Первый рассказ “На золотом крыльце сидели...” был опубликован в журнале “Аврора” (1983. – № 8); он сразу был замечен и читателями, и критикой, а дебют автора признан одним из лучших в 80-е гг.

В прозе Толстой критики обнаруживали необычно резкое для литературы того времени сочетание высокого и низкого, романтического и бытового, сказочного и натуралистического, реального и выдуманного. Обращали внимание на лексическое богатство ее текста, изощренность художественных решений. Толстая публикует рассказы на страницах журнала “Октябрь”, “Нева”, “Знамя”, “Новый мир”, принимает участие в работе VIII Всесоюзного совещания молодых писателей, посещает семинар Г. Бакланова.

В 1987 г. выходит в свет первый сборник рассказов Т. “На золотом крыльце сидели...”. Он был с восторгом принят критикой, которая отметила несомненную талантливость молодого прозаика, обладающего сложившейся манерой, уверенностью, художественным своеобразием.

В настоящее время изданы и переиздаются сборники рассказов “День”, “Ночь”, “Круг”, “Изюм”. В 2007 году появился сборник “Река”. Проза Толстой открывала новую страницу русской прозы, которую окрестили “другой литературой” (Л.Петрушевская, С. Каледин,

Е. Попов, Ерофеев, В. Нарбикова и др.). С начала 90-х Татьяна Толстая подолгу живет в Америке, преподает в различных университетах историю и теорию литературы.

2. Смысл названия рассказа.

Вопросы.

Какие литературные ассоциации возникают в связи с именем Соня, София?

К какой героине ближе всего Соня из рассказа Т. Толстой?

Объясните смысл фраз из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”: “…вечная Сонечка, пока мир стоит…”, “Это человек-то вошь?”, “Тварь ли я дрожащая, или право имею?”

Как они перекликаются с содержанием рассказа?

3. “Это человек-то вошь?”

А. Сообщение учителя.

Прочитайте мнение Ю. Рытхэу (послесловие к публикации рассказа “Соня”)

“Автор играет с нами, шутит и прячется, примеряя то одну маску, то другую. С начала до самого конца нам неясно, куда он клонит, что хочет рассказать, о чем собственно идет повествование” (Аврора. – 1984. – № 10. – С. 84).

Одна из особенностей авторского повествования – несобственно-прямая речь. Авторское повествование звучит как диалог, причём автор здесь больше слушатель или журналист, берущий интервью, а высказаться получают право герои. Через речь персонажей “проглядывает” и их облик, и обстановка, в которой происходит беседа.

Б. Исследование эпизода рассказа.

Записать фрагмент от слов “Стало быть, Соня шила…” до слов “… тоже обязательно прицепляла этого голубка” в виде диалога.

Реплики различаются, прежде всего, отношением к героине,

Сколько человек участвует в обсуждении Сони. Как они оценивают личность Сони?

В. Аналитическая беседа.

“Соберите” по всему тексту “крупицы” добрых отзывов о Соне. Почему их так мало? Что позволяло относиться к Соне свысока, с пренебрежением и насмешкой?

Какова причина неловких ситуаций, в которых герои оказываются “по вине” Сони?

Как они позволяют шутить над нею в ответ? Как вы относитесь к подобным “шуткам”? Прочитайте эпизод о разработке “адского планчика”. Почему не удалась в полной мере затея? О каких личных качествах Сони это говорит?

Сделаем выводы. Унижая другого человека, люди, в первую очередь, унижают себя, потому что демонстрируют низкие стороны своей души. Достойное поведение Сони, напротив, вызывает уважение и жалость читателя к человеку, не приспособленному к жизни в мире обмана и нечистоплотности.

4. “…вечная Сонечка, пока мир стоит…”.

Дискуссия.

Перескажите “блокадную” часть истории любви Сони и Николая.

Какой вывод кажется вам более правильным? Докажите свою позицию.

А) Лучше погибнуть во имя любви, стремясь помочь любимому человеку, чем доживать век парализованной старухой, которую никто не любит.

Б) Ада спасена за доброе дело, которое невольно совершает, даря Соне иллюзию любви.

В) В нашем несправедливом мире погибают лучшие.

Г) Известны высказывания Т. Толстой о неприятии литературы, развивающейся в причинно-следственных традициях XIX в., следовательно, судьба героев не связана с их заслугами.

Д) Иной вывод.

5. “… голубков огонь не берёт”.

Выводы.

Итоговое предложение рассказа вступает в противоречие с его началом. Так что же остаётся после смерти человека?

Вернёмся к высказыванию Ю. Рытхеу. “О чём собственно идёт повествование”?

Найдите в рассказе “Соня” черты, характерные для творчества Татьяны Толстой.

В произведениях Толстой проявляется устойчивый интерес к странным, нелепым героям (в основном детям, старухам, ненормальным), они отличаются и жесткой, отстраненной авторской позицией. Эта “бесслезная традиция” (М. Золотоносов), перепутывание “важного и неважного” (Е. Невзглядова), отказ “от постулатов жизнеподобия”, от установки “на тепловатое сочувствие любому персонажу” (С. Чупрынин) – основные черты её поэтики.

6. Домашнее задание. По интервью писательницы “Непальцы и мюмзики”, “Мюмзики и Нострадамус” Приложение 1.doc определить основные проблемы романа “Кысь”. Провести лексический и грамматический анализ авторских неологизмов, отражающих жизнь героев романа в “новом каменном веке”

Проблематика романа “Кысь” (1 ч.)

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

На основе высказываний Т. Толстой, выделим круг вопросов, обсуждаемых в романе, и составим план урока.

Примерная схема (последовательность рассмотрения проблем может быть другой)

  1. Роман-антиутопия.
  2. Роль книги.
  3. Загадочный русский народ.
  4. Роль интеллигенции.
  5. Состояние культуры

2. “Антиутопия без политической сатиры”.

А. Сообщение обучающегося о жанре антиутопии.

Краткие сведения. Антиутопия – произведение, в основе которого лежит пародия на жанр утопии (произведения об идеальном устройстве государства) или на утопическую идею. Обычно антиутопия включает упоминание об идеальном устройстве. Так, роман Е. Замятина “Мы” (1920)оценивает систему равных условий жизни, близкую коммунистической утопии. В произведении этого жанра автор предлагает разобраться, чем же расплачиваются люди за призрачное всеобщее счастье.

Жанр антиутопии расцвёл в XX веке. Причина, возможно, заключается в том, что утопии начали сбываться. Хотя можно говорить о чертах антиутопии в “Истории одного города”

М. Е. Салтыкова-Щедрина. Наиболее известны, кроме уже упомянутого романа “Мы” Е. Замятина, “Чевенгур” А. Платонова, “1984” и “Скотный двор” Дж. Оруэлла, “Москва-2042” В. Войновича.

Б. Обсуждение.

Каковы особенности антиутопии, созданной Т. Толстой?

Т. Толстая призывает отвлечься от политических реалий и не искать в произведении параллелей с нашей современностью, так как “существуют только вечные проблемы: добро и зло, тираны и толпа... Есть лишь новые способы описания мира, и в них наслаждение, ибо по существу ты делаешь то же, что делал Бог во дни творения” (Московские новости. – 1990 г. 24 июня). Докажите, что писательница ведёт полемику не политического, а мировоззренческого характера. (Мифы о “золотом веке”, когда человек не был “испорчен” цивилизацией; версии, что огромный опыт человечества легко восстановим в экстремальной ситуации; что культура – это та основа, которая не позволит человечеству погибнуть и даст возможность быстрого развития).

Любая антиутопия всегда больше говорит о современности, о “нашем вечном настоящем”, чем о выдуманном мире. Какие черты реальной жизни отразились в романе “Кысь”?

3. “Пугающе большую роль играет книга в нашей жизни”.

А. Исследование.

Игра со словом – одна из отличительных черт романа. Композиционно он оформлен как “азбука” жизни от аза до ижицы, что соответствует “универсуму мира” (Платон).

Авторские неологизмы не так многочисленны, как могло бы быть в перевёрнутом сознании человека “после Взрыва”. Какие это слова? (Клель, дубельт, сусень, хлебеда, грибыши, червыри, ржавь, огнецы, кочевряжка подкаменная, кохинорцы). Охарактеризуйте их. Какими способами они образованы?

Гораздо большую смысловую нагрузку несут трансформации смысла. Приведите примеры.

Можно выделить такие приметы, как непонимание Голубчиками Прежних людей (потенциал, развитие, реставрация…), деформация слов из былой жизни (МОГОЗИНЫ, не ВРАСТЕНИК…) и существование слов в совершенно несвойственном им значении. И это даже не чёрные летающие зайцы и котя с розовыми пальчиками и хоботком. Наибольшему изменению подверглись слова “болезнь, санитары, перерожденец”. Ещё более важным оказывается отсутствие слов. Утрачено слово ЧЕЛОВЕК.

Б. Аналитическая беседа.

Что перед нами: гимн книге или развенчание книги?

Пугало можно сделать из чего и из кого угодно. Вспомните период крестовых войн и инквизиции, когда именем Христа уничтожались люди.

Оцените круг чтения Бенедикта (глава “Хер”).

Если не учитывать “перлы” наподобие “таблиц Брадиса”, всё равно остаётся много произведений, которые принято считать гениальными, несущими огромную воспитательную функцию, развивающими личность, дающими ей нравственную опору. Почему же этого не происходит в случае с главным героем?

Прочитайте эпизод о впечатлении, которое произвела на Бенедикта сказка “Колобок” (глава “Добро”). Восприятие героем мира напоминает восприятие ребёнка. Так же, как ребёнок, запоминает он и стихи, не понимая их смысла. Но жить в мире, который ты не понимаешь, страшно и невозможно. Так происходит мифологизация мира. (Смотрите эпизоды толкования строк о коне, оценке картины “Демон”, советы тестя Бенедикту о нужных книгах).

Что выносит Бенедикт из прочитанного? (Практические советы, пытается примерить к своей жизни; развлечение, погружение в мир фантазий, разнообразящих скучный реальный мир, вид наркотика). Как происходит перерождение героя? Во имя книги он убивает, во имя книги предаёт, соглашается на убийство близкого человека. Как это объяснить? Почему книги не меняют его нравственно? (Нет изначального “морального закона в груди”.)

3. Загадочный русский народ и интеллигенция.

Беседа.

Перечислите черты характера, определяющие менталитет русской нации.

Как, по мнению Татьяны Толстой, выглядит “человек естественный”? Почему не сохранились такие черты, как милосердие, взаимовыручка, способность решать дела всем миром, и развились жестокость, грубость, жадность и готовность унижаться и унижать?

Последствия – это не только физическое доказательство мутации. Какую символическую нагрузку несут внешние изменения? (Воздаяние за грехи? Определение внутренней сути? Проявление звериной сути и деление на “травоядных” и “хищников”?).

Человек не может быть без признаков. Бенедикт избавился от “атавизма” - хвостика, но изменил прежнюю “собачью” натуру на пугающий облик Кыси. Что такое Кысь?

“Я на стороне интеллигента”, – утверждает Т. Толстая. Приложение 1.doc

Деление после Взрыва на перерожденцев и Прежних заставляет задуматься о том, что позволяет человеку сохранить себя в изменяющемся мире. Чем отличаются интеллигенты от перерожденцев? (В первую очередь, жизненными интересами, системой ценностей). Найдите эпизод о воспоминаниях перерожденцев (главы “Слово”, “Червь”) и спорах интеллигентов (главы “Наш”, “Червь”, “Еры”)

Почему интеллигенты изображены с некоторой долей иронии? Почему они не имеют влияния в обществе? С другой стороны, они наделены даром вечной жизни. Зачем?

4. Нужен “духовный ренессанс”.

Беседа.

“Когда культура осыпается, как штукатурка, и каменный век пятнами идёт по всей территории нашей великой державы, то есть когда человек убавляет своё человеческое присутствие, становится всё менее и менее нравственным и впадает в животное состояние, животные это чувствуют и движутся к нему навстречу, как к родному”.Приложение 1.doc

Объясните смысл фразы, обращённой героем к Пушкину: “... какие мы, таков и ты, а не иначе! Ты –- наше всё, а мы – твоё, и других нетути! Нетути других-то! Так помогай!”.

В последней главе Никита Иванович оставляет Бенедикту наказ: “Азбуку учи!” О какой азбуке идёт речь? Сопоставьте эту мысль с разговором об идеях Канта.

Когда, по вашему мнению, гибнет искусство: когда пропадают книги или когда из-за книг гибнут люди? Как бы вы разрешили вопрос, вставший перед героем: важнее человек или книга?

5. Домашнее задание. Сочинение – миниатюра “Кысь” – роман о…”.

Исследование “Цитаты в канве романа Т. Толстой “Кысь”.