Использование кинесиологических упражнений на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Совершенствовать умение распознавать в речи имён существительных первого и второго склонения, умение грамотно писать безударные падежные окончания имён существительных первого и второго склонения, умение грамотно писать слова с удвоенной согласной в корне, закреплять вычислительные навыки, умение составлять задачи по диаграмме, а также их решать.
  2. Развивать речь, умение анализировать, сравнивать, а также работать над развитием орфографической зоркости, памяти.
  3. Воспитывать интерес к изучению учебных предметов - русского языка, математики.

Оборудование: тетрадь, тетрадь на печатной основе, рисунок ландыша, таблица «Карта города Имён Существительных, карточка с интегральным крестом, карточка с лежачей восьмеркой.

Ход урока

I. Организационный момент.

Выполняем следующие упражнения: а) «Гомолатеральный шаг Буратино»(начинаем шагать с правой ноги, поднимаем её немного вверх, а затем пальцами правой руки касаемся правого колена, затем делаем шаг левой ногой и поднимем левую руку, которая касается левого колена, а правая рука опущена и повторяем пять- шесть раз).б) «Глоток воды»(глотаем несколько раз слюну, как будто сделали пару глотков воды).в) «Кнопки мозга» (центр ладони находиться на уровне пупка, а большой и указательный пальцы правой руки массируют точки у шеи); г) «Интегральный крест»(смотрим на карточку)

Итог: улучшается концентрация внимания, происходит взаимодействие между полушариями головного мозга, которые затем включаются в работу.

II. Сообщение темы и цели урока (на доске: карта города Имён Существительных).

III. Упражнение в правописании слов с удвоенными согласными (работа с кроссвордом на доске).

По вертикали:

  1. Человек, который едет в автобусе или поезде.(пассажир).

По горизонтали:

  1. Шестой день недели.(суббота).
  2. Помещение на вокзале, где мы можем купить билеты на поезд.(касса).
  3. Женское имя, в написании которого есть -нн-.(Жанна).
  4. Вид транспорта, в названии которого есть -лл-.(троллейбус).

Кроссворд

Задания:

  1. «Зеркальное письмо» (в воздухе пишем слова; большим или указательным пальцами, соединенными вместе);
  2. Творческое задание: составьте мини-рассказ, используя слова из кроссворда.
  3. Сравнительный анализ (Что общего у данных слов? Чем они отличаются?).

IV. Письмо по памяти.

  1. Вступительная беседа: - А куда могла поехать Жанна? (ответы детей). Мы отправляемся в лес весной. А какие цветы мы можем встретить в лесу в марте? В апреле? В мае? * показываем рисунок ландыша.
  2. Работа с текстом на доске:

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

(С.Я.Маршак)

- Прочитайте текст.

- Каким мы увидели лес вместе с поэтом?

- С чем сравнивает автор цветы ландыша? А почему?

- Орфографическая подготовка (ученик в каждой стихотворной строке указывает орфограммы в словах)

- Повторное чтение (используем упражнение «Крюки Кука»:

1-я фаза: Вытянем руки вперёд, перекрещиваем их, соединяя ладони, перекрещиваем пальцы в замок, выворачиваем их, прижимаем к груди.

2-я фаза: Ставим язык к нёбу, ноги крест накрест глазами, читаем текст. (Это упражнение помогает соединить функции левого и правого полушарии, способствует перекрестной работе мозга, а также оказывает помощь в запоминании наизусть текста).

- Запись текста учащимися в тетради (текст закрыт).

- Взаимопроверка (открываем текст, ученики выставляют на полях свои оценки простым карандашом).

V. Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных.

1. Игра: «Закрой окошко» (работа с текстом в дидактических материалах страница 46 задание 108, выполняют ученики самостоятельно и один ученик - на доске.). Самопроверка (выборочно)*ученик объясняет выбор и правописание окончаний у имён существительных.

- Как можно озаглавить текст? Почему?

Ω Физкультминутка:

  • «Кнопки баланса»: одну руку держим на уровне пупка, а другую держим за ямочку за ухом, меняем руки наперекрёст.
  • «Перекаты головы»: не делаем круговые движения; от одного плеча до другого плеча делаем перекат, голова на плече, делаем вдох, пока совершаем перекат, делаем медленный выдох; делаем четыре раза с поднятыми плечами, а потом с опущенными. (Это упражнение позволяет расслабить тело, мышцы шеи, но, не нарушая межполушарного взаимодействия головного мозга).
  • «Гомолатеральный шаг»: перекрестный шаг. Начинаем шагать с правой ноги, но левой рукой касаемся коленки правой ноги и так попеременно. Выполняем четыре-пять раз, используется при изучении математики.
  • «Интегральный крест»: зафиксируем свой взгляд на пересечении этих двух линий, которые изображены на листе формата А4.

2. Работа с пословицей на доске:

- «Без грамматики – не выучишь…».*На доске координатный угол:

- Узнать, какое слово пропущено мы сможем, используя координаты.

- Запишите восстановленную пословицу в тетрадь.

- Самопроверка (выборочно).

- Объясните правописание окончаний имён существительных.

VI. Работа по составлению и решению задач с использованием диаграмм.

Диаграммы в рабочей тетради «Дружим с математикой» для 4 класса («Вентана-Граф») страница 23 задание 55.

  1. Ученики самостоятельно составляют задачи, затем решают. Самопроверка.
  2. Работа со словарными словами: (напечатаны на доске):

диаграмма, килограмм, грамм, тонна.

Задание: Что вы можете сказать о написании этих слов?

  1. Работа со словосочетаниями (записаны на доске):

килограмм апельсин□, мандарин□, яблок□, помидор□.

Задание: объясните правописание окончаний имён существительных (устно).

VII. Итог:

  1. Понравился ли урок? Почему?

- Что повторяли? Зачем?

  1. Выполнение упражнений на релаксацию:

- «Перекаты головы»

- «Насос»: как будто качаем воду; делаем наклон вправо; руки вдоль туловища; а затем – наклон влево и так далее повторяем 4-5 раз.

При работе с текстом на уроке русского языка (письмо по памяти, списывание, изложение, заучивание правила, написание словарных слов) использую следующие кинесиологические упражнения:

  1. «Крюки Кука» (описано в конспекте урока);
  2. «Зеркальное написание» (описано в конспекте урока);
  3. Заучивание правила с использованием карточки «Лежачая восьмерка», выполненная на листе формата А4:

(рука вытянута вперед; обводим большим пальцем по восьмерке, проговариваем правило; затем большим пальцем левой руки обводим по восьмерке и проговариваем ещё раз правило, а затем соединяем два больших пальца, и снова повторяем правило, глаза следят за пальцами). Использование этих упражнений позволяет выполнить ученикам словарные диктанты, изложения, списывания на положительные оценки.

Таблица 1. Результаты словарных диктантов 4 класса

Имя/Дата

13 сен. 3 окт. 15 окт. 19 нояб. 28 нояб. 11 дек. 24 дек. 29 янв. 7 фев. 21 фев. 13 марта 9 апр. 22 апр. 6 мая 22 мая
Артур 4 4 5 4 5 5 4 4 5 4 5 4 5 5 4
Диана 5 5 5 4 5 5 5 н Н 5 5 5 5 5 5
Семён 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Даша 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Света 4 4 4 4 4 3 3 н 4 4 4 4 3 н 4
Артём 5 5 5 5 4 4 4 5 5 5 5 4 5 5 4
Настя 5 5 5 5 5 н 5 5 4 5 5 5 5 н 5
Лена 4 4 4 4 5 4 н 5 5 4 5 Выбыла
Илья 4 4 4 4 4 5 н 5 5 4 5 Выбыл
Яна 5 5 5 5 5 5 4 5 5 4 5 4 5 4 5
Полина 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Алексей 5 5 5 5 5 н 5 н 5 5 5 5 5 5 5
Иван 5 5 5 5 5 5 5 н 5 5 н 5 5 5 5
Андрей 5 5 5 4 4 4 4 5 5 4 4 5 4 4 4
Кристина 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Алексей 5 5 4 4 5 4 5 5 5 5 5 4 5 5 5

Таблица 2. Результаты контрольных работ по русскому языку 4 класса

Имя «0»срез I полугодие II полугодие Экзамен
Артур 3 4 4 5
Диана 4 4 5 4
Семён 5 5 5 5
Даша 5 5 5 5
Света 3 3 3 3
Артём 4 4 4 5
Настя 5 5 5 5
Лена 5 5 Нет Нет
Илья 4 5 Нет Нет
Яна 4 3 4 4
Полина 5 5 5 5
Алексей 5 4 5 5
Иван 5 5 5 5
Андрей 4 4 4 4
Кристина 5 5 5 5
Алексей 5 5 5 5

Таблица 3. Итоги экзаменационной работы за курс начальной школы в 4 классе

Оценка Кол-во учащихся %
«5» 10 72
«4» 3 21
«3» 1 7

Применение кинесиологических упражнений помогает улучшить у учащихся память, речь, внимание, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. У ребёнка появляется интерес к изучению данного предмета. Использование этой системы упражнений улучшает у учеников работоспособность на уроке. Результативность зависит от систематической и кропотливой работы.

Если мы верим в то, что обучение-это не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия, то, создавая в группе атмосферу признания, ситуацию успеха, мы тем самым формируем у детей позитивное отношение к учёбе, желание изучать родной язык.

Список литературы:

  1. Деннисон П. Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга», Москва,1997 год.
  2. Фопель К. Энергия паузы/перевод с немецкого/Москва, «Генезис», 2001 год
  3. Холодова О.Юным умникам и умницам./курс «РПС» для начальной школы/, Москва, «Рост-книга», 2006 год.