Рейтинг@Mail.ru

MS Access. Запрос как инструмент обработки информации

Разделы: Информатика


Цель урока: сформировать представление о запросе БД, формировать умение создавать запросы в среде СУБД Access .

Задачи урока:

  • обучающие закрепление пройденного материала, формирование знаний учащихся об объектах СУБД, освоение технологических приемов по созданию запросов в среде СУБД, контроль уровня знаний и умений учащихся по темам «Создание, ведение и использование БД», «Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД»;
  • развивающие - развитие приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;
  • воспитательные - достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися, формирование умения работать в коллективе, работа над повышением грамотности устной речи, правильного использования компьютерных терминов.

Тип урока: урок изучения нового материала и совершенствования знаний и умений.

Вид урока: сдвоенный, продолжительность — 90 мин.

Формы организации работы на уроке: фронтальная форма познавательной деятельности учащихся. Индивидуальная работа по предложенным вариантам.

Возраст обучающихся: 15 - 16 лет.

Оборудование урока: компьютеры, мультимедиа проектор.

Программное обеспечение: Windows XP, MS Office. Программа для работы с базами данных MS Access

Методическое обеспечение урока: презентации по теме урока, подготовленные в Power Point, дидактические электронные и печатные материалы по теме занятия (см. приложения).

Рекомендации по проведению урока: Для продуктивной работы на уроке следует сопровождать теоретическую часть занятия демонстрацией слайдов компьютерной презентации. Часть дидактического материала урока подготовлено в виде раздаточного материала – это экономит время занятия, материал лучше воспринимается учащимися. Часть учебного материала подготовлена в электронном виде, что позволяет каждому учащемуся работать в своем темпе, достигать своих результатов в соответствии с имеющимися возможностями.

План урока

Этапы урока

Время (мин.)

Виды деятельности

 1 Организационный момент

5

  •  приветствие;
  • объявление темы урока;
  • формирование положительной мотивации
  • заполнение журнала;
  • рассказ о ходе занятия;
 2 Проверочный этап

17

  •  выполнение учащимися учебных заданий;
  • выполнение индивидуальных заданий;
  • работа с электронным тестом;
  • взаимопроверка тестовых заданий.
3 Подготовительный этап

23

  •  объяснение нового материала (электронная лекция);
  • выполнение учащимися комплекса
  • упражнений для снятия утомления глаз.
4 Основной этап - работа на ПК

25-30

  • раздача рабочих материалов и творческих карточек учащихся;
  • выполнение учащимися обязательных заданий, заданий углубленного уровня;
  • выполнение учащимися творческих заданий.
5 Рефлексивный этап

4

просмотр выполненных заданий учащихся (задания базового уровня, углубленного уровня, творческого уровня).
6 Итоговый этап

9

  • самооценка;
  • оценивание работы каждого учащегося;
  • подведение итогов урока;
  • выполнение учащимися комплекса упражнений для глаз.
  • заполнение учащимися карт психо-эмоционального состояния (карты настроения);
7 Информационный этап

3

  •  выдача домашнего задания;
  • объявление темы следующего урока.

Содержание урока

I. Организационный этап

Здравствуйте, очень рада вас увидеть снова. Мы продолжаем с вами изучать тему, связанную с информационно-поисковыми системами (ИПС). На прошлом уроке мы создавали с вами базы данных. Познакомились с новым типом поля БД - поле ОLЕ. Созданная нами база данных «Учебники информатики», думаю, пригодится для нашей школьной библиотеки. Занимались на прошлом занятии также фильтрацией, т.е. выборкой данных.

Ребята, мы изучаем тему, посвященную базам данных, не случайно. Вся информация в базах данных представлена структурно, в виде таблиц. Каждый элемент таблицы имеет своё назначение. Таблицы – компактная и удобная форма представления данных.

Мы живем в век информации. На современного человека обрушивается очень много информации: различных сведений, материалов, документов. Чтобы все успеть, качественно выполнить то, что требуется, человек должен быть избирательным, он должен уметь использовать компактные, свернутые информационные формы. Специалист любой сферы деятельности сегодня должен уметь сворачивать представленную информацию в виде структурных схем, таблиц. Человек должен владеть определенным уровнем функциональной грамотности. Это одно из базовых умений в современном мире.

Прежде чем продолжить урок, отметим присутствующих.

Сейчас я расскажу, какова будет последовательность нашей работы на уроке:

  • работа с полем понятий СУБД;
  • выполнение упражнения на основе созданной нами БД «Комплектующие»;
  • выполнение тестового задания на ПК по теме БД, взаимопроверка;
  • новая тема: поиск данных с помощью запросов;
  • выполнение практических заданий на ПК;
  • подведение итогов;
  • выдача домашнего задания, ориентир на следующий урок.

Каждый учащийся получает:

  • справочные материалы по теме урока «Поиск данных с помощью запросов»;
  • карту с практическим заданием по БД;
  • творческую карточку учащегося с критериями оценки выполненной работы (приложение 1);
  • карту эмоционального состояния, так называемую карту настроения учащегося.

II. Проверочный этап

А сейчас мы вспомним основные определения, понятия БД, возможности ИПС. Нам предстоит работа с полем понятий БД. Работать будем вместе, обсуждая предлагаемые варианты.

Ребята, сегодня очень важно не только уметь работать в инструментальных программных средах, но и необходимо правильно формулировать свои мысли, вопросы, предложения. Сфера высоких технологий требует от специалистов соответствующих коммуникативных умений, умений общаться в профессиональной среде.

Учащиеся получают карты задания

ЗАДАНИЕ 1

Среди ребят в классе учитель назначает двух экспертов, которые активно работают со словарями компьютерных терминов, уточняя определения, которые звучат в классе. По окончании выполнения упражнения эксперты аргументировано подытоживают обсуждение по данному заданию.

Благодарю за работу всех участников нашего разговора. Хотелось бы отдельно отметить работу наших экспертов, которые трудились непрерывно. Спасибо. Продолжаем повторение изучаемой темы. Выполним следующие задания.

Учитель предлагает учебное задание №2, ребята выполняют его, обсуждая варианты выполнения упражнений.

Ребята, а два ученика сейчас получат отдельные задания. Выполнить их можно в карте, которую получите с заданием. Когда закончите выполнять задание, включайтесь в наше обсуждение.

Два ученика работают письменно или за компьютером (по выбору учащихся), отвечая на вопросы индивидуальных заданий (приложение2, задание 3; приложение2, задание 4).

ЗАДАНИЕ 2

MICROSOFT ACCESS

Упражнения

Ребята, а сейчас предлагаю вам всем поработать за компьютером. Выполните, пожалуйста, тест по СУБД Access (2 варианта), подготовленный в MS Word (приложение 3). По окончании работы за ПК вас ждет взаимопроверка.

Школьники в течение 5-7 минут выполняют электронные тестовые задания. Переходят за компьютер, расположенный рядом, и проверяют выполнение задания другого учащегося. После короткого обсуждения ребята готовы к следующей работе в классе.

III. Подготовительный этап

Тема нашего урока сегодня посвящена запросам в среде БД. Запрос мы будем рассматривать как инструмент обработки информации в среде MS Access.

Запросы осуществляют поиск данных в БД так же, как и Фильтры.

Различие между ними состоит в том, что запросы являются самостоятельными объектами БД, а Фильтры привязаны к конкретной таблице.

Запрос является производным объектом от таблицы.

Результатом выполнения запроса является также таблица, т.е. запросы могут использоваться вместо таблиц. Например, форма может быть создана как для таблицы, так и для запроса.

Запросы позволяют отобрать те записи, которые удовлетворяют заданным условиям.

Запросы как и фильтры бывают простые и сложные.

Простой запрос содержит одно условие, а сложный запрос содержит несколько условий для различных полей.

В процессе создания запроса можно отбирать не только записи, но и поля, которые будут присутствовать в запросе.

ЗАПРОС – объект БД, который позволяет проводить основные операции по обработке данных – сортировку, фильтрацию, объединение данных из разных источников – и сохранять результаты с некоторым именем, чтобы в дальнейшем применять эти операции по мере необходимости.

Объяснение нового материала сопровождается электронной презентацией (файл – Приложение 4.ppt).

Для снятия напряжения глаз после работы с аудиовизуальными средствами учащимся предлагается небольшой комплекс гимнастики для глаз

Гимнастика для глаз

Глаза наиболее подвержены вредному воздействию при работе с ПК, поэтому им необходимо уделять особое внимание. Следующие упражнения позволяют увеличить кровообращение глаз, укрепить глазные мышцы, сохранить зрение, улучшают общее самочувствие организма, снимает напряжение.

Комплекс 1

Все упражнения выполняются по 2-3 раза:

  • массаж закрытых глаз внутренней поверхностью ладоней по 20-30 секунд;
  • зажмуриться на 3-5 секунд, открыть глаза на 1-2 секунды, снова зажмуриться;
  • сконцентрировать взгляд на кончике носа на 3-5 секунд, развести глаза, снова свести на кончик носа;
  • круговые обороты глазами влево, вправо, можно делать с закрытыми глазами;
  • быстрые взгляды вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

IV. Основной этап

Ребята, а сейчас мы закрепим новые знания на практике. Предлагаю вам выполнить компьютерные упражнения. Используя базу данных «Учебники информатики», необходимо выполнить обязательные задания (базовый уровень). Задания углубленного уровня выполнить желательно, творческие задания могут быть выполнены не всеми учениками.

Тема: БД. Запрос как инструмент обработки данных.

ЗАДАНИЕ

1. Базовый уровень

В окне Учебники_информ: база данных создать запрос на поиск следующих учебных пособий:

  • Запрос1: учебники 2000 г.; количество книг – больше 26;
  • Запрос2: все учебные пособия автора Семакина И.Г.;
  • Запрос3: учебники для 10-11 класса; количество книг – больше 30;

2. Углубленный уровень

В окне БД_общение: база данных в таблице Размещение_ при_ общении создать запрос на поиск:

  • запрос_общение: позиции непринужденного общения (Условие отбора указать в поле Назначение).

В окне БД_общение: база данных в таблице Размещение_ при_ общении добавить:

  • новую запись «Партнерская позиция»;
  • ее назначение – Деловое заинтересованное общение;
  • схему позиции (для поля OLE) подготовить с помощью программы Paint.

Используя данные измененной БД создать Запрос на поиск позиций делового общения. Сохранить Запрос под именем Деловое общение.

3. Творческий уровень

В базе данных БД_общение создать таблицу Зоны_общения (учебный материал получить у учителя). Для созданной таблицы создать два запроса.

Ребята, при выполнении заданий по созданию запросов вы можете воспользоваться картой-консультацией.

Консультация

MS ACCESS

ПОИСК ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ ЗАПРОСА

1. В окне Учебники_информатики: база данных выделить группу объектов Запросы и

выбрать пункт Создание запроса с помощью конструктора

2. На диалоговой панели Добавление таблицы выбрать таблицу Учебники_информатики,

для которой создается запрос.

Щелкнуть по кнопке Добавить. Закрыть это диалоговое окно.

3. В окне Запроса в строке Поле: из раскрывающегося списка выбрать имена полей в которых будут заданы условия. В строке Условие отбора: ввести условия для выбранных полей. В строке Вывод на экран: задать поля, которые будут представлены в запросе.

4. Сохранить запрос под именем Запрос 1 с помощью команды [Файл-Сохранить как...].

5. В окне Учебники_информатики: база данных выделить Запрос1 и щелкнуть по кнопке Открыть. В появившемся окне запроса будут выведены записи, удовлетворяющие условиям поиска. В данном случае найдено три записи.

Напоминаю: результаты работы отмечаем в своих творческих карточках (Приложение 1), помечая номер выполненного задания. Не забывайте отмечать не только свои успехи, но и затруднения. Для выполнения заданий углубленного уровня предлагается развернутая карта-задание.

MS Access

ЗАДАНИЕ

Создать БД_общение: база данных, в которой (в таблице Размещение_ при_ общении) предусмотреть запись:

«Партнерская позиция» (по типу «Круглого стола»), ее назначение – Деловое заинтересованное общение,схему позиции (для поля OLE) подготовить с помощью программы Paint.

Школьники выполняют предложенные задания. Проверить себя они могут, сравнив результаты своей работы с материалами базы данных «Общение» (приложение 5).

По окончании практической работы ребята выполняют несколько упражнений для снятия локального утомления глаз

V. Итоговый и рефлексивный этапы

Выполнив задания по закреплению нового материала, школьники вносят данные в творческую карту учащегося, которую затем передают учителю.

Каждый ученик получает на занятии две оценки (оценку по теории и оценку за практическую работу) с учетом критериев оценивания (приложение 1) и самооценки учащегося.

Гимнастика для глаз

Комплекс 2

Опустить взгляд вниз, сохранять такое положение глаз в течение 15-20сек

Посмотреть вверх, вниз, затем перевести взгляд в самую дальнюю точку компьютерного класса, зафиксировать взгляд в течение 2-3 сек. Упражнение выполнить 2-3 раза.

Описать взглядом окружность, которая касалась бы пола, потолка и стен классной комнаты. Упражнение выполнить 2-3 раза.

Наш урок подходит к концу. Уважаемые ребята, вы выполнили большой объем работы. Спасибо вам за работу на занятии. Думаю, что на этом уроке вы получили не только новые знания, но и приобрели новые умения и навыки работы с электронными материалами, получили опыт работы с популярной программой MS Access.

В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, так называемые карты настроения учащегося. Диагностика психоэмоционального состояния учащихся проводится в конце каждого урока. Для диагностического среза использую карты, в которых учащиеся отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

КАРТА НАСТРОЕНИЯ

Примечание. Отметьте, пожалуйста, в соответствующей четверти окружности свое самочувствие, отношение к занятию, используя знак «*». В остальной части листа укажите то, что Вам понравилось (не понравилось).

VI. Информационный этап

Домашнее задание подготовлено для вас, ребята, в печатном варианте. Можно получить его и в электронном виде.

Домашнее задание

ЗАДАНИЕ. MS Access.

Выберите одно из задание и выполните его. Домашнее задание подготовить к следующему уроку в файловом виде.

Вариант 1

Разработайте базу данных, содержащую оценки 10 учащихся по пяти предметам и вычислите средний балл учащихся. Осуществите выборку всех учащихся, средний балл которых больше 3, 8 баллов. Создайте запрос, в котором будет представлен список учащихся, имеющих средний бал не ниже 4,2 .

Вариант 2

Разработайте базу данных «Домашняя библиотека», в которой представлены 10 книг по разделам, например, фантастика, детективы и т.д. Составьте запрос, который по фамилии автора определял бы, какие книги этого автора есть в библиотеке и к какому разделу они относятся.

На следующем уроке мы с вами продолжим работать с запросами, а также познакомимся с отчетами, которые можно подготовить используя возможности MS Access.

Литература

1. Microsoft Office 2000. Шаг за шагом: Практ. Пособие. М.: Издательство ЭКОМ, 2003.
2. Дорот В., Новиков Ф., Толковый словарь современной компьютерной лексики. С-Петербург, 2004
3. Залогова Л, Плаксин М, Русаков С и др. Задачник-практикум . М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
4. Словарь компьютерных терминов М.: Издательство ВЕЧЕ-АСТ, 2002