Применение проектно-исследовательского обучения на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


В настоящее время необходимость модернизации системы образования очевидна, так как современному обществу нужен человек инициативный, творческий, готовый адаптироваться в окружающем мире к меняющимся реалиям жизни. Готовить такого выпускника должна школа, а значит, сегодня возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми, инновационными технологиями, занимающегося опытно – экспериментальной деятельностью. Сегодня ценится не только профессионализм педагогического работника, но и его стремление постоянно учиться, повышать свое мастерство.

Я работаю в МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского района Костромской области. Наша школа малокомплектная и малочисленная (в настоящее время обучается 36 учеников), но это не помешало нам стать обладателем гранта в миллион рублей, одержав победу в общероссийском конкурсе ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы. Мы живем в небольшом лесном поселке Вохтома, расположенном в 30 километрах от районного центра. Численность населения около 400 человек. Основное население – пенсионеры: ветераны войны и труда, дети войны, жители блокадного Ленинграда, инвалиды.

Наша школа одна из первых в районе перешла на новый Базисный учебный план 2004 года, где отдельным блоком выделяется региональный компонент. На русский язык из регионального компонента отводится по 0,5 часа в 8 и 9 классах.

2007 год во всем мире объявлен Годом русского языка.

Язык, удивительнейшее создание человека стоит
того, чтобы мы о нем думали, были «почемучками»
в языкознании.

(Л.В. Сахарный)

Русский язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное. Он является средством выражения духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. Основу русского языка как учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: это и современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки: графика, орфография, пунктуация и др.

Задачи обучения родному языку: приобщение учащихся к величайшим нравственным и художественным ценностям языка, формирование потребности постоянно совершенствовать уровень владения родной речью, воспитание ведущих качеств личности средствами родного языка. Для решения этих задач необходимо обогащение содержания образования по предмету «Родной язык», совершенствование методов и приемов его реализации.

Важным компонентом содержания образования в области родного язык, позволяющим решить перечисленные выше задачи, являются этнокультуроведческие знания, которые отражают особенности быта, культуры, речи населения родного края.

Воспринимая и принимая особенности говоров нашего региона, соотнося их с литературной нормой, оценивая их роль в создании языковой ткани художественных произведений, школьники открывают для себя возможность почувствовать колорит и самобытность родного слова, понять глубинные процессы, которые происходили и происходят в языке, осознать его место и роль в формировании национальной культуры.

Средством активизации познавательной активности школьников является само содержание регионального компонента.

Познавательный интерес может стимулироваться нетрадиционными формами обучения.

Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов, так как он направлен на повышение эффективности урока.

Цель этого метода – повышение активности учащихся на основе их целенаправленной деятельности, личной заинтересованности. Этот метод интересен для педагога тем, что дает бесконечный простор для творчества учителя и выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он дает возможность использовать различные формы презентаций: создание газеты, собственное творческое произведение и т.д.

Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска. Для того чтобы учение было интересным, обучение должно быть «проблемным», то есть должно содержать элементы исследовательского поиска. Тогда обучение основано на творчестве, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить желание познания. Поэтому изучение диалектных слов в речи местных жителей стало главной целью исследования. Я выбрала языковой тип проектов, потому что он касается проблемы изучения языка, разработала и реализовала творческий исследовательский проект «Родной край и родное слово».

Название проекта: РОДНОЙ КРАЙ И РОДНОЕ СЛОВО.

Автор и руководитель проекта: Коптева Е.А.

Актуальность проекта: Сейчас мы все чаще задумываемся над тем, каковы истоки русского языка, как связан современный русский язык с историей и культурой народа, каково его дальнейшее развитие. Ответить на эти вопросы нельзя однозначно. Говоря на русском языке, мы не замечаем, как мы это делаем, не выясняем проблемы языка и не видим его ценности, не интересуемся его историей и экологией, не копаемся в звуках и буквах, словарном составе. Но ведь это очень интересно – исследовать живые корни родного языка. Литературный язык имеет преимущественно письменную форму. Нормы его закреплены в грамматиках и словарях. Русские диалекты - это корни русского языка, но существуют они только в устной форме. Русские диалекты - питательная база русского литературного языка и языка фольклора. Изучены они далеко не в полной мере, поэтому необходимость собирать их, систематизировать и исследовать очень актуальная задача.

Цель: привить любовь к русскому языку и интерес к его изучению.

Задачи:

  1. Пробудить интерес к родному слову через знакомство с народной речью родного края.
  2. Обучить учащихся умению собирать диалектный материал, систематизировать и обрабатывать его.
  3. Формировать умение создавать творческие работы, в которых находит отражение народное слово.
  4. Развивать интерес к наблюдению и восхищению красотой родного слова.
  5. Выявить влияние местного говора на речь школьников.

Партнеры проекта: учитель русского языка и литературы, библиотекарь поселковой библиотеки, местные жители поселка, учащиеся, писатели- земляки, районное литературное объединение «Надежда».

Реализация проекта:

  1. Встречи с жителями п.Вохтома с целью знакомства с родным словом.
  2. Создание творческой работы «Диалектные тексты в форме народных рассказов» (запись рассказов со слов жителей, обработка и оформление.) Диалектные тексты в форме народных рассказов – это подлинно народная речь, часть сокровищницы говоров  Костромской области. Источники изучения диалектов – это записи живой народной речи (на аудиокассеты, полевые записи). Яркое представление об особенностях наших говоров могут дать тексты – фрагменты полевых записей учащихся, которые представляют все стороны языка в комплексе. Они интересны. Но если их перевести на стандартный (литературный) язык, то они потеряют все свои художественные черты.

Планируемый результат:

  1. Составить толковый словарь редко употребляемых слов местного вохтомского диалекта, местных и мало понятных слов и выражений.
  2. Создание коллективной творческой работы «Родной край и родное слово».

Место исследования: поселок Вохтома Парфеньевского района Костромской области.

Задачи педагога:

  • помогать учащимся в поиске источников, в работе над проектом;
  • являться источником информации;
  • координировать процесс;
  • поддерживать и поощрять учеников;
  • поддерживать непрерывную обратную связь, чтобы помочь продвижению учеников в работе над проектом.

Выводы по проекту:

  1. Данный проект способствует уважительному отношению к пожилым людям поселка, привитию любви к родному краю.
  2. Поселок Вохтома невелик, но говорят на его территории по-разному: народ окает, екает, ёкает, цокает (ц произносят мягко, по-древнерусски), основное население говорит как под Москвой: акают, якают, икают, то есть «агафонят». Например: «Рябят, пашли пагуляим, па пути рябины наламаим».
  3. Наибольший интерес при сборе языкового материала вызвала диалектная лексика, отличающаяся многозначностью, синонимией и яркой фразеологией.
  4. Создание толкового словаря диалектных слов убедило нас в возможности проникнуть в глубь истории русского языка, помогло узнать прошлое своего народа.
  5. Многие общеупотребительные слова, знакомые нам, выступают в совершенно новых, неожиданных значениях (например, мост – коридор, боронить – сдвинуть с места половики, тенято – медлительный, нерасторопный человек).
  6. Некоторые слова, встречающиеся в диалектах, совсем неизвестны русскому литературному языку (например, шишига – человек, который везде сует нос; сседыш – простокваша, оляляха – большой кусок чего – либо).
  7. Изучать говоры – значит сохранить для потомков богатство русского языка, заключенное в них.

Отзывы детей:

Коржева Марина, ученица 9 класса: Эта работа принесла нам радость открытия, помогла развитию лингвистической наблюдательности. Познавая язык народа, мы познавали себя и восхищались красотой и богатством русского языка.».

Веселова Кристина, ученица 9 класса: «С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства он знакомится с родной речью, узнает все новые и новые слова. Познакомившись ближе с жителями нашего поселка, мы узнали слова местного вохтомского диалекта. Ведь это занимательные народные рассказы, встретить их в письменной форме - большая редкость. Неиссякаемое богатство русской речи - это наше народное достояние, нам его беречь и умножать.».

Реализация данного проекта осуществлялась в течение учебного года с помощью различных средств обучения, в том числе с использованием ИКТ.

Результатом наблюдения над местным говором стало создание «Толкового словаря местных редко употребляемых слов и выражений вохтомского диалекта». (Приложение 1)

Словарь ценен тем, что в нем запечатлен определенный лексический состав, характеризующий быт русского человека, материальную и духовную культуру, он не безразличен всем тем, кого волнует дальнейшая судьба русского языка и кто хочет знать свое прошлое, ведь литературный язык вырос из диалектов.

Итог проекта: презентация коллективной творческой работы «Толковый словарь диалектных слов местного населения» и индивидуальных «Диалектные тексты в форме народных рассказов». (Приложение 2)

Коптева Елена Александровна:

Являясь автором и руководителем данного проекта, я считаю, что говоры поселка Вохтома Парфеньевского района Костромской области вместе с их историко – этнографическим статусом почти неизвестны широкой публике, однако они заслуживают усиленного к ним внимания как в силу их самобытности и красоты, так и в силу того, что они важный источник знания корней русского языка и истории народа. Тем более, что все это стремительно разрушается.

Я считаю, если есть в мире вещи, которые можно назвать чудом, то слово первое чудо из всех.

И самое главное – детям было интересно, они гордились своими творческими произведениями, а это уже замечательно и значит, что мне удалось заинтересовать и увлечь ребят русским языком, помочь им полюбить родное слово.

Литература:

  1. Ганцовская Н.С. Костромское народное слово (очерки, исследования, эссэ, народные рассказы).-Кострома, 2003.
  2. Журнал «Губернский дом»,-№4,1998.
  3. Региональные программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области. – Кострома, 1995.