Нетрадиционные формы преподавания литературы

Разделы: Литература


Цели:

  • Провести беседу о значении веры в жизни человека, подвести к пониманию значимости живой веры, необходимости совершения добрых дел, жизни по совести.
  • Воспитывать внимание к духовному и историческому прошлому Родины.

Оборудование:

  • аудиозапись с колокольным звоном;
  • словарик с новыми словами к теме;
  • православный настенный календарь;
  • портрет царя Феодора Иоанновича;
  • литературные новинки;
  • цветы, сделанные детьми.

Ход занятия

1. Приветствие учителем детей, гостей, представление участников общества, обозначение круга деятельности, целей работы (обсуждение важных вопросов, связанных с верой, разговор о духовных ценностях, знакомство с литературными новинками - утверждение в православной вере).

Утверждение девиза собраний и символа (полевой цветок и гвоздика):

Простой цветочек дикой
Не знаю, как попал
В один пучок с гвоздикой.
И что же? От нее
Душистым стал и сам!
Хорошее знакомство всегда на пользу нам.

Сообщение о том, что предварять каждое заседание будет прослушивание разных колокольных звонов.

2. Прослушивание праздничного звона Петропавловского собора г. Санкт-Петербурга.

3. Обмен мнениями после прослушивания.

Учитель:

Колокола поют, колокола
Внимаю звукам звона и стиха.
Врачуют звуки душу и легка
Печалей ноша.
И земля тепла…

Колокола когда-то действительно пели над Россией. А самой почетной работой была служба звонаря. Народ, заслыша колокол, снимал шапки и крестился. В чем же значение колокольного звона?

Дети вспоминают о том, что по звуку колокола узнавали время, колокол возвещал о важнейших событиях, сопрвождал человека по всей его жизни, отгоняя злых духов и болезни, настраивал на восприятие горнего, высокого…

4. Работа по усвоению темы.

Учитель: Так и мы сейчас очнулись душой, возвысились над повседневностью и обращаемся к нашей теме (чтение записи темы на доске, работа со словариком-«вменится» - зачтется, «да» - пусть), комментирование фразы.

Это слова утренней молитвы напоминают нам, что вера человека может зачесться ему вместо дела.

Неужели она так сильна?

Докажем это, обращаясь к первоисточнику - Библии.

Звучит 1-2 примера из Евангелия заранее подготовленными учащимися («Воскрешение Лазаря» - Ин.12:1-18; «Исцеление расслабленного» - Мр.2:1-12…).

Примеров таких можно привести много, все они говорят, что вера человека необыкновенна сильна.

И в произведениях более поздних мы находим тому подтверждение.

Вот рассказ Николая Владимировича Блохина «Царское слово».

Представляю сборник рассказов московских писателей 21 века «Царское слово» -Фонд содействия книгопечатанию Русская миссия. - 2001 г.

Н. Блохин - один из ярких представителей современных православных писателей./ Заранее подготовленный ученик знакомит с биографией писателя: долго писал в «стол», издавал православную литературу, за что и был посажен в тюрьму, там и состоялся как писатель, за что и благодарен судьбе. Сейчас - член Союза писателей России, автор 7 книг…/

Замечателен его рассказ «Царское слово». Он о царе Феодоре Иоанновиче. Что мы знаем о нем? Был больным, мало правил, ничем не знаменит - безгласная тень отца, царя Ивана Грозного. /представляю его портрет/.

Иным представляется образ государя в рассказе.

Учащийся, ранее прочитавший рассказ, передает его содержание.

-Что примечательного в этом человеке, царе, христианине?

Дети высказывают свое мнение/кротость, смирение, религиозность, вера…/

- Вера была и других героев рассказа. Но почему только по вере Феодора Иоанновича давалась помощь?

Дети: Царь молился не за себя, а за всех. за родину, молился горячо, от души, вкладывая в молитву все чувства, стремления…

Учитель: Такую молитву называют чистой. а веру - живой.

Обращение к записи в православном календаре - словам святителя Игнатия Брянчанинова:

Вера должна быть живая; должно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать жизнью.

То есть, мало просто верить. (“Вера без дел мертва есть…”).

Мы пришли к противоречию с нашей темой?

Возможные реплики детей о значимости веры и необходимости добрых дел.

Учитель: Пока не можешь, если не можешь подтвердить делами - просто верь, в заповеди Христовы, в его учение, учение святых апостолов, верь, что так нужно для твоего спасения. Верь и закрепляй молитвой свои чувства. Не доискивайся до причин происходящего, а полагайся на Господа во всем: в горе и в радости. Но помни важное…

Мини-сценка «Молись и трудись».

Разговор 2 девочек.

Одна:

- Почему у тебя всегда выходит отвечать урок хорошо?

Другая:

-Я молю Бога, чтобы Он мне помог.

- И я буду молиться.

Придя домой, она долго и с жаром молится. На другой день девочка вновь жалуется подруге:

-Я молилась, но опять не ответила на уроке.

- А учила ли ты?

- Нет, не учила.

- Ну, теперь я понимаю, почему ты снова не ответила. Помолившись, надо потрудиться. Ведь помощь Божья подается трудящимся.

Учитель: Помощь Божья прилагается к молитве чистой, к вере живой, а еще к труду. А для этого надо побуждать себя к делам.

Продолжение утренней молитвы (наша тема) звучит так:

Вера же вместо дел вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел, отнюд оправдающих мя.

Работа со словариком («не обрящеши» - не лиши, «оправдающих»-спасающих, доказующих веру).

- Как в целом понимать выражение?

Дети: Нужно просить у Бога возможности доказать свою веру, дать по силам дела.

Учитель: Вспомним, какие дела оправдывали людей, доказывали их веру, утверждали христианские добродетели.

Дети вспоминают героев изученных произведений, их поступки во имя других людей («Притча о добром самарянине», «Лапти» И.А.Бунина, «Юшка» А.П.Платонова, «Снежная королева» Г.Х.Андерсена - попутно говорю, что имеем в виду настоящий перевод сказки, где на каждой странице - слово Божье-, «Великий милостивец» – представляю серию брошюр «Зернышки» (православные истории для малых ребят).

По названию их и наименовано наше общество. Из этих историй и девиз общества, и материал сценки «Молись и трудись». Истории часто не имеют авторов.

Учитель: Дела этих людей не требовали венца. Это было добро ради ближнего, подтверждение живой веры. Так и нам нужно поступать: Если можем, если видим необходимость сделать доброе дело, должны понуждать себя к нему. Если же нет возможности совершать такие дела, верить живою верою. которая может спасти, поиочь, оправдать.

Вот так по зернышку собираем мы знания. А впоследствии явятся из них зерна и колосья, которые дадут нам благодатную пищу.

Очень хорошо сказали об этом составители «Зернышек»: «Зернышки» бывают добрые и злые. Мы собираем только добрые. Пусть дадут они сильные всходы. И если вам после прочтения историй (и после нашего разговора) захочется простить товарища за обиду, захочется помочь донести сумку бабушке или сделать еще что-то доброе, то значит, что зернышки уже проросли. Не дайте им засохнуть от дурных слов или черных мыслей - берегите их».

А еще - неожиданное предложение (присылать в редакцию свои интересные истории - добрые зернышки). Беседуем о том, что бы можно было послать, вспоминаем случаи из жизни, истории, рассказанные священниками, учителями. Обращаю внимание детей на то, что, наверное, у историй из сборника нет авторов, так как они посланы читателями, такими же, как и вы.

5. Представление рубрики «Учимся у духовных старцев».

И последнее зернышко - урок благочестивого соловецкого старца Наума (недаром говорят, что Наум наставит на ум). Он не обладал даром слова, но всей своей жизнью наставлял желающих поучиться. Учащиеся празднуют день его памяти 14 декабря. Если обратиться к нему с верой живой да молитвой чистой - получишь совет и помощь. Так вот он говорил инокам и мирянам, спрашивающих у него, как жить: «Спрашивай у своей совести, она подскажет».

6. Заключительное слово.

И мы спросим у своей совести, как нам жить - с верой или без нее, с добрыми делами или как придется, с понуждением к труду или как Бог приведет. Но помним, что ответил Господь женщине, только прикоснувшейся к Его одежде и исцелившейся: «Вера твоя спасла тебя».

Благодарю всех за участие в разговоре, дарю самым активным участникам брошюры «Зернышки», 7-классники, делавшие цветы-символы, преподносят их гостям в знак памяти о нашем обществе (о его целях: стать лучше, чище, прикоснувшись к духовному и литературному наследию).

Вновь звучит праздничный колокольный звон, возвышающий, просветляющий, вдохновляющий…