Значение теории эволюции для развития естествознания, для научного объяснения истории развития органического мира

Разделы: Биология


ЦЕЛЬ: обосновать убежденность в том, что эволюционное учение является одним из наиболее фундаментальных теоретических обобщений современной биологии.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме.
  2. Проверить качество их усвоения при помощи тестов.
  3. Создать условия для развития мыслительных способностей школьников в процессе решения ими проблемных вопросов и выполнения заданий об эволюции органического мира.
  4. Раскрыть необходимость познания закономерностей эволюции для хозяйственной деятельности человека.

ХОД УРОКА

I этап урока.

1. Организационный момент – 2-3 минуты. Класс разделить на микрогруппы.

2. Вступительное слово учителя.

Построение наиболее фундаментальной эволюционной концепции связано с именем гениального английского ученого Ч.Д арвина. Портрет Ч. Дарвина на доске (обратить внимание указкой).

Теория Дарвина – одно из трёх величайших открытий XIX века после закона сохранения и клеточной теории.

На протяжении длительного учебного времени (30 часов отводилось по этой теме), мы вместе пытались раскрыть закономерности развития природы, знакомились с теорией Дарвина, вы подвергали сомнению какие-то факты, спорили, соглашались и не соглашались, старались прийти к признанию этой теории.

Но хочу подчеркнуть, что вера или неверие в истинность эволюционного учения, как и вера в Бога, – это вопрос личного выбора каждого из вас. Поэтому с моей стороны, как вы заметили, не было давления.

Моей же задачей было – предоставить вам объективную информацию о доказательствах эволюции, на основании чего вы сами сделаете вывод о степени убедительности этих аргументов и в конечном итоге определиться в собственном выборе позиции по данному вопросу.

Сегодня у нас заключительный обобщающий и в тоже время зачетный урок.

Тема его на доске – запишите в тетрадь.

Ваши задачи на этом уроке (записаны на доске):

  1. Систематизировать и обобщить знания по теме. Сделать выводы.
  2. Проверить качество их усвоения с помощью тестов.
  3. Продолжить развивать мыслительные способности в процессе решения проблемных вопросов, заданий.
  4. Определить значение эволюционного учения.

Если согласны, то в соответствии с этими установками, начнём работу.

II этап урока.

Учитель: дома вам предлагалось еще раз проработать, просмотреть материал по эволюционному учению, используя конспекты лекций, учебники, статьи журналов и другую информационную литературу. Вам были предложены направляющие вопросы, опорные точки; из многочисленного материала нужно было выделить проблемные области, определить прикладные аспекты и попытаться обобщить, сделать выводы по направлениям, выразив свою позицию. Все группы готовы?

Аналитическая работа учащuxся в группах.

Итог работы в группах – выступление 1-2 представителей с общими выводами группы по данному периоду развития эволюционного учения и общей позицией группы.

Основные выводы, сделанные учащuмися после работы в группах по эволюционному учению.

  1. Формирование биологической картины мира связано с творчеством ярких личностей, работавших в области научного познания.
  2. Основы биологической картины мира были заложены еще античными исследователями. Представления о природе выразились в форме натурфилософии.
  3. На протяжении всего средневековья естественные науки практически не развивались.
  4. Эпоха Возрождения создала условия для расцвета не только искусства, но и наук, в том числе естествознания.
  5. Важный этап в развитии биологии – открытие клеточного строения организмов и научный поиск в области классификации органического мира.
  6. Важнейшим итогом развития биологической науки явилось создание эволюционного учения, объясняющего условия, причины, механизмы и результаты исторического развития жизни на нашей планете.
  7. Историческое развитие органического мира включает в себя два взаимосвязанных процесса: макроэволюцию и макроэволюцию.
  8. Микроэволюция приводит к появлению новых популяций, подвидов, видов.
  9. Макроэволюция сопровождается появлением новых родов, семейств, отрядов, классов, типов, царств.
  10. Механизмы микро -, макроэволюции принципиально сходны. В основе обоих процессов лежат эволюционные факторы: наследственная изменчивость, изоляция, естественный отбор (на фоне борьбы за существование), волны жизни, дрейф генов.
  11. Макроэволюционный процесс, включает в себя географическое и экологическое видообразование. Различие между ними заключается в способе изоляции, который послужил исходным толчком для процесса первоначального расхождения популяций.
  12. Классические положения эволюционного учения Ч.Дарвина на определенном этапе развития науки вступили в противоречие в последствии с некоторыми открытиями биологических закономерностей (в частности из области генетики). Это привело к уточнению первоначальных эволюционных представлений, обогащению их новыми фактами, дальнейшему развитию и обоснованию с позиций иных биологических наук. В разработку современной теории эволюции внесли свой вклад отечественные ученые Н.И. Вавилов, В.О. Ковалевский, А.Н. Северцов, С.С. Четвериков и др. Как следствие этого процесса в середине 20 века сформировалась синтетическая теория эволюции.

Учитель: Итак, на основании ваших выводов можно заключить, что эволюционное учение Ч. Дарвина можно рассматривать как переворот в области естествознания. Поэтому, говоря о значении эволюционной теории, можно определить следующие аспекты (запись на доске):

  1. Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую.
  2. Объяснены причины целесообразности органических форм.
  3. Открыт закон естественного отбора.
  4. Выяснена сущность искусственного отбора.
  5. Определены движущие силы эволюции.

Таким образом, познание закономерностей эволюции важно не само по себе, оно приобретает исключительное значение в свете проблемы перехода к управляемой эволюции – трансформации отдельных живых форм и природы в целом в соответствии с потребностями развивающегося человечества. Решение этой проблемы составляет главнейшую задачу дарвинизма.

Вопрос классу. В наше время активного изменения биосферы Земли человеком, эволюционное учение играет ли какое-то значение? Как вы думаете?

Приблизительные ответы учащихся

Да, в наше время эволюционное учение приобретает характер одной из самых важных биологических дисциплин; именно теория эволюции дает в руки человечеству понимание оптимальной стратегии взаимоотношения человека и окружающей живой природы, позволяя ставить вопрос о разработке принципов управляемой эволюции (о ней говорил еще в 20 годы Н.И. Вавилов).

Отдельные элементы управляемой эволюции уже сегодня просматриваются, например, в создании устойчивых и продуктивных агроценозов, в одомашнивании и окультуривании все большего числа видов растений и животных и т.д. Недалек тот момент, когда для своего существования на Земле человечество будет вынуждено успешно решать задачу управления эволюционным процессом. Уже поэтому биологи самых разных специальностей все чаще не только рассматривают свой специальный материал сквозь призму эволюционных проблем, но и целенаправленно проводят работу в эволюционном направлении.

Может быть, когда будут выяснены основные закономерности эволюции биorеоценозов, будет создана теория индивидуального развития, когда, возможно будут обнаружены иные, чем на Земле, пути развития живого во Вселенной, окажется, что дарвинизм в его классической форме лишь составная часть общей теории развития органического мира.

Но пока, несмотря на атаки, с самых разных сторон, дарвинизм живет, развивается и укрепляется в этом процессе развития, делаясь Фундаментальным учением.

Теория Ч. Дарвина успешно проходит испытание временем, и с каждым новым открытием в биологии дарвинизм не слабеет, а укрепляется. Так было с дарвинизмом после открытия основных генетических закономерностей в начале XX века, так было с дарвинизмом в середине 20 века после открытия генетического кода и развития молекулярной биологии и так, мы уверены будет и в дальнейшем.

Часть задач, поставленных на этом уроке, я считаю, выполнены. Осталось проверить качество усвоения знаний с помощью тестов.

Три варианта тестов.

По окончании написания тестов – экспертная группа из числа учащихся проверяет правильность выполнения по образцу, и проставляют оценки.

Учитель называет учащихся, получивших отличные и хорошие отметки за содержательные, правильные и научно-обоснованные ответы.

Учитель: Благодарю всех за хорошую подготовку к зачетному семинару, активную работу и высказанные собственные позиции по данному вопросу.

Д/з-нет.

Приложение