Урок физики в 7-м классе по теме "Строение вещества. Молекулы"

Разделы: Физика


ЦЕЛИ:

  1. Организовать мыслительную деятельность учащихся методом индукции, в рамках групповых форм работы, через освоение роли теоретиков, экспериментаторов, лаборантов.
  2. Вывести учащихся через самостоятельную форму работы на творческий уровень знаний.

Задачи урока:

  • дать представление об атоме и молекуле как о модели строения вещества;
  • выделить значение средств экспериментального исследования в процессе познания;
  • подчеркнуть значение моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира;
  • продолжить работу по формированию умений делать более общие выводы из наблюдений;
  • формировать убеждения учащихся в познаваемости явлений природы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке перед нами стоит трудная задача. На первом нашем занятии мы ввели понятие “вещество”. Еще две с половиной тысячи лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу(гипотезой называют любое предположение, которое объясняет имеющиеся факты). Нам с вами предстоит сегодня проделать тот же путь: ОТ ОПЫТНЫХ ФАКТОВ ЧЕРЕЗ РАЗМЫШЛЕНИЯ К НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЕ.

Проверяя гипотезу на различных фактах, решая задачи, мы возводим её в ранг закона. Именно такой метод используется в науке.

Чтобы начать с опытов, нам понадобится 5 рабочих групп. В каждой надо выбрать руководителя, экспериментатора, теоретика, лаборанта и научных сотрудников.

Вы будете выполнять задания в группах. Задания получают руководители групп, оборудование лаборанты, проводят опыты экспериментаторы, остальные им помогают. Затем все вместе обсуждают результаты и готовят выступления экспериментаторов и теоретиков. На научной конференции экспериментатор расскажет нам как проводились опыты, что наблюдалось, теоретик предложит объяснение.

2. Групповая работа.

Карточка № 1.

Приборы и материалы:

Мел, пузырек с кристаллами марганцево-кислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка.

Ход работы

  1. Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?
  2. Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовки. Размешайте раствор палочкой и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах.
  3. Ответьте на вопросы:
  • сохранилось ли основное свойство вещества – цвет?
  • можете ли вы сделать предположение о том, сколько частичек марганцовки осталось в третьем стакане? А сколько их тогда было в первом стакане?
  • вспомнив размеры кристалликов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать, что- либо о размерах мельчайших частиц вещества?

Карточка № 2.

Приборы и материалы:

Пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с холодной водой.

Ход работы

  1. Вставьте пробку с трубкой в колбу, охладите колбу, погрузив её широким концом в миску водой на несколько секунд. Переверните колбу, погрузив в воду трубку, обхватите её руками. Наблюдайте что произойдет.
  2. Попросите учителя зажечь бумажку и поместить её в колбу. Быстро закройте колбу пробкой и погрузите её в воду. Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемое явление.

Карточка № 3.

Приборы и материалы:

Колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в неё трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка.

Ход работы

  1. Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Попросите учителя зажечь спиртовку.
  2. Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут, после чего сообщите учителю об окончании опыта. Обсудите результат опыта.

Карточка № 4.

Приборы и материалы:

Дощечка с двумя вбитыми в неё гвоздями, монета, пинцет.

Ход работы

  1. Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями.
  2. Возьмите монету за край пинцетом и подержите её около одной минуты в пламени спиртовки. Проходит ли теперь монета между гвоздями?
  3. Объясните результат.

Карточка № 5.

Приборы и материалы:

Пузырек из-под шампуня, медицинский шприц.

Ход работы

  1. Сожмите пузырек руками как можно сильнее. Изменился ли объем воздуха в нем?
  2. Возьмите шприц, зажмите отверстие для иглы пальцем и попытайтесь сжать в нем как можно сильнее воздух. На какую часть своего объема он сжался? Попробуйте выдвинуть гипотезу о строении газа.

- ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА.

- ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Когда мы выдвинули гипотезу, надо проверить её, попытаться объяснить с её помощью различные факты. Давайте решим несколько задач.

  1. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике. Кто то украл золото! Или это чудо, знамение? Объясните на основе гипотезы Демокрита о существовании мельчайших частиц вещества, что же произошло.
  2. Износ обуви, углубления в ступенях древних лестниц, протирание локтей пиджаков, брюк… Не наводят ли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие?
  3. Вы делаете уроки. Из кухни доносится аппетитный запах жаренной картошки…Как это могло произойти согласно гипотезы Демокрита? Не доказывает ли распространение запахов существование промежутков между молекулами?

Домашнее задание:

Параграф 6, 7 (составить план ответа), упр. 2.

План ответа:

Постановка цели – опыты – выводы –гипотезы – определения – применение новых понятий и законов для объяснения наблюдаемы явлений.

ИТОГ:

А теперь послушайте отрывок из сочинения римского поэта и философа Лукреция Кара, изложившего в своей поэме “О природе вещей” взгляды древнегреческих философов Демокрита и Эпикура на строение вещества. Подчеркнем, что именно эти наблюдения привели ученых Древней Греции к гениальной научной догадке о строении вещества.

Выслушай то, что скажу …..

Не доказывает ли это сочинение, как красива наука физика? Не доказывает ли наша с вами работа сегодня как она интересна и как много мы сами можем сделать, пользуясь методами физики, имя которым: опыт, размышления, гипотеза, практика?