Методическая разработка "Своя игра" для учащихся 3-х и 4-х классов. Символы государства

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель игры: уточнить, углубить и закрепить знания учащихся о символике Российского государства.

Образовательные задачи: способствовать всестороннему развитию школьника, вооружить учащихся знаниями о символике государства.

Воспитательные задачи: воспитание патриотизма; развитие коммуникативных качеств личности.

I-й этап. Подготовительный.

За неделю до начала игры объявляется о дне проведения игры. Вывешиваются вопросы викторины, которые позволят учащимся подготовится к игре. Даётся список литературы для изучения.

Викторина

  1. Всенародно избранный глава государства. (Президент)
  2. Как называется монета, на которой изображён всадник? (Копейка)
  3. Какая птица изображена на гербе? (Орёл)
  4. Сколько голов у птицы изображено на гербе? (Две)
  5. Символ свободы и независимости? (Флаг)
  6. Что птица сжимает в правой лапе? (Скипетр)
  7. Что птица сжимает в левой лапе? (Державу)
  8. Жезл, украшенный затейливой резьбой? (Скипетр)
  9. Золотой шар с крестом наверху? (Держава)
  10. «Ездец», что означало это слово в старину? (Всадник)
  11. Опознавательно – правовой знак? (Герб)
  12. Наука о гербах? (Геральдика)
  13. Государственный символ страны, сопровождаемый музыкой? (Гимн)
  14. Как в древности восточные славяне, русы называли флаг ? (Стяг)
  15. Наука о флагах? (Вексиллология)
  16. Надпись на царских гербах? (Девиз)
  17. Личный флаг главы государства? (Штандарт)
  18. Предметы являющиеся символами монархической власти? (Регалии)
  19. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешней политике? (Суверенитет)
  20. Наука о печатях? (Сфрагистика)

Литература:

  1. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада – фарм», 2002.
  2. Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. – М.: Издательство «Ювента», 2005.
  3. Ривина Е.К.. Герб и флаг России: Знакомим школьников и младших школьников с государственными символами. – М.: Аркти, 2002.

II-й этап. «Своя игра».

Ход игры

Класс разбивается на команды, команды по очереди выбирают себе область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицей. Вопросы зачитывает ведущий или преподаватель. На обдумывание даётся 5-10 секунд. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном – такое же количество баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то его даёт та команда, которая первой подняла сигнальную карточку. Если ни одна из команд не ответила на вопрос, то ответ даёт ведущий.

За игрой следит счётное жюри. Они отмечают на табло выбранный вопрос крестиком, ведут подсчёт баллов, заполняют бюллетень на каждую команду и фиксируют, которая из команд первой поднимает сигнальную карточку при ответах на вопросы.

Оборудование: сигнальные карточки.

Оформление доски:

Категория Цена вопроса (в баллах)
Птица на гербе России 10 20 30 40 50
Цвета на символике России 10 20 30 40 50
Исторический экскурс 10 20 30 40 50
Флаг 10 20 30 40 50

Вопросы.

Категория: Птицы на гербе России.

  • 10 – Какая птица изображена на гербе России? (орёл)
  • 20 – Сколько голов у птицы изображено на гербе России? (Две)
  • 30 - Что птица сжимает в правой лапе? (Скипетр)
  • 40 - Что птица сжимает в левой лапе? (Державу)
  • 50 – Что символизируют три короны над птицей, скреплённые единой лентой? (кровное братство и единую историю трёх народов русских, украинцев и белорусов)

Категория: Цвета на символике России.

  • 10 – Каким цветом изображён щит с изображением всадника? (красным)
  • 20 – В старину червлёный оттенок? Какой это цвет? (ярко красный)
  • 30 – Нынешние цвета флага «воевали « с каким триколором? (чёрный – жёлтый – белый)
  • 40 – Каким цветом на гербе изображено зло, и в виде чего? (чёрного, в виде змея)
  • 50 – Наука о гербах особа. Создавая герб, используем цвета и каждый из них является символом чего – либо. Какой цвет является символом надежды, молодости, радости и изобилия? (зелёный)

Категория: Исторический экскурс.

  • 10 – Какой герой, изображённый на гербе, почитался как святой покровитель воинов, защитников отечества? (Георгий Победоносец)
  • 20 – Что в старину означало слово «Ездец»? (всадник)
  • 30 – В каком году Александр I утвердил первый официальный гимн России? (в 1816 году и назывался «Молитва русских»
  • 40 – В семнадцатом веке на Оке началось строительство Волжско-Каспийской флотилии. Капитан запросил ткань для флага таких цветов червчатую, белую и лазоревую. Какие это цвета? (красная, белая, синяя)
  • 50 – Когда и чем связано появление гербов? (в середине двенадцатого века, связано с рыцарскими традициями)

Категория: Флаг.

  • 10 – Как называется личный флаг главы государства? (штандарт)
  • 20 – Как в древности восточные славяне, русы, называли флаг? (стяг)
  • 30 – слово флаг происходит от греческого «флего». Что означает это слово? (сжигать, гореть, озарять)
  • 40 – Какого цвета был флаг с установлением советской власти? (красного)
  • 50 – Полотнище флага прикрепляли к древку, а над ним появилось навершие. Как по-иному называлось навершие? (острожник)

Литература:

  1. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада – фарм», 2002.
  2. Голубева Т.С. Государственная символика России. Начальная школа № 7 2001.
  3. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. – М. 1997.
  4. Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. – М.: Издательство «Ювента», 2005.
  5. Ривина Е.К.. Герб и флаг России: Знакомим школьников и младших школьников с государственными символами. – М.: Аркти, 2002.