"Что такое деньги?"

Разделы: Экономика


Цель: рассмотреть причины возникновения денег, а также знать их виды, качества денег, усвоить функции денег.

Задачи:

  • обратить внимание на причины возникновения денег, ученики должны усвоить и различать виды денег, знать главную функцию денег;
  • научить вырабатывать свое мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей;
  • научить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;
  • активизировать детей к дальнейшему изучению экономики.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, принтер.

Раздаточный материал: “Практическое задание” № 1,2,3

Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе Power Point (см. Приложение)

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Ознакомление с планом урока.

2. Объяснение нового материала

Интеллектуальная разминка “Загадка”:

Ну что сказать о первом слоге
О нем известно, слава Богу
Что он антоним слову “ночь”
И приведенья гонит прочь.

Второй же слог – спросите маму
Француза, автора романов,
Усатого де Мопассана
По имени все как зовут.

И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?

1 слайд. Название темы “Что такое деньги?”. Небольшой диалог – как ребята понимают, что такое деньги.

2 слайд. Экономика без денег – это все равно, что охотник без ружья, кондитерская без пирожных. Деньги изобрел человек, деньги - это плод изобретения человеческой мысли.

И совершенно верно то, что рыночная экономика не может существовать без денег. Экономика и деньги находятся в тесной связи.

Вспомним те выражения и пословицы о деньгах:

“Деньги не пахнут”

“Не в деньгах счастье”

“Язык денег понятен всем народам”

“С деньгами мил, без денег постыл”

“Родись, крестись, женись, умирай – за все денежки отдай”

“Что милее ста рублей - Двести”

“С кем знаться не хочешь, тому деньги дай взаймы”.

Что же такое деньги?

Деньги – все, что принимается в уплату за товары и услуги, служат для соизмерения различных видов труда.

Деньги – это законное платежное средство, которое служит для совершения сделок.

3 слайд Виды денег.

У Булгакова в “Мастере и Маргарите” есть такие слова: “Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны: из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота”

Даже самые примитивные цивилизации, в самых глухих уголках земли, создавали свои виды денег. Историками, археологами были обнаружены свидетельства того, что в разных странах роль денег выполняли разные товары: соль, скот, чай, пушнина, кожа (достаточно вспомнить, что первыми деньгами в России были кусочки кожи), благородные металлы, ценные ракушки – каури.

Деньги возникли из потребностей товарного обмена, по мере развития и усложнения которого появилась необходимость выделения товара, выполняющего функцию всеобщего эквивалента, измеряющего ценность всех других товаров. Так появились товарные деньги.

Отличительной чертой товарных денег является то, что их ценность как денег и ценность как товаров одинаковы. Товарные деньги имеют внутреннюю стоимость(соль, благородные металлы)

Если в качестве денег использовались товарные деньги, то они помимо функции денег, играли еще и другую роль (еда, украшение), т.е. использовались в хозяйстве по прямому назначению.

Когда роль денег стали выполнять благородные металлы (золото, серебро), то их производство обходилось государству очень дорого. Постепенно люди пришли к мысли о возможной замене полноценных золотых и серебряных монет символами стоимости - бумажными деньгами и металлическими монетами, изготовленными из неблагородных металлов – меди, олова, никеля и т.д.

Бумажные деньги и разменные монеты – это символические деньги.

Особенность символических денег состоит в том, что их ценность как товаров не совпадает (гораздо ниже) с их ценностью как денег. Символические деньги не обладают внутренней стоимостью

Т.е. бумажные деньги и металлические монеты, кроме использования их в денежном качестве, практически больше ни на что не годны, т.е. альтернативная стоимость близка к нулю.

Первые бумажные деньги появились в Китае в 812 г. н.э.

Явные затраты на производство этих денег тоже не слишком велики.

Что сегодня можно купить на 100 рублевую купюру?

А затраты связанные с производством этой купюры, например 10 рублей. Получается стоимость этих товаров выше, чем стоимость самой купюры. Почему же продавцы перечисленных товаров соглашаются обменять большую стоимость на меньшую?

Потому что правительство во главе с ЦБР объявило данную денежную купюру законным платежным средством и присвоило ей номинальную стоимость, т.е. стали декретными деньгами.

Номинальная стоимость – число, обозначенное на денежной купюре или монете. Номинальная стоимость остается неизменной до тех пор, пока данный денежный знак не будет изъят из обращения.

У какой купюры (монеты) самая маленькая номинальная стоимость, а самая большая?

Декретные деньги – деньги, узаконенные государством и утвержденные в качестве всеобщего платежного средства.

Практическое задание №1.

Тест:

Выберите один правильный ответ.

1. Товарные деньги - это:

А) товар, пользующийся повышенным спросом
Б) товар, выполняющий функцию денег
В) редкий товар, имеющий очень высокую стоимость (бриллианты, произведения искусства)
Г) товар, обменивающийся на золото

2. Декретные деньги:

А) включают наличные деньги и золото, находящиеся в банковских хранилищах
Б) обеспечены золотым запасом страны
В) являются деньгами, которые не имеют внутренней стоимости
Г) не используют в современных условиях

3. Десятирублевая банкнота является примером:

А) декретных денег
Б) законного средства платежа
В) символических денег
Г) все ответы верны.

4 слайд Качества денег.

Какими же качествами должны обладать деньги?)

Стабильность

Стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра.

Портативность

Удобны, малы, легки для транспортировки

Долговечность

Материал для денег должен иметь значительный срок прочности (бумага высшего качества)

Однородность

Деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость

Делимость

Деньги можно было разделить на части.

Отличимость

Деньги должно быть трудно подделать, и должны быть легко узнаваемы (водяные знаки, рисунок)

Ликвидность

Легко реализуемые, легко обмениваемые.

Практическое задание №2.

Расположите по степени ликвидности

  1. Загородный дом
  2. 100-рублеваю купюра
  3. Антиквариат
  4. Средства на депозите до востребования
  5. Золотые украшения
  6. Автомобиль новейшей модификации
  7. Бывший в употреблении проржавевший холодильник
  8. Государственные краткосрочные облигации
  9. Акции автомобильной компании

5 слайд Функции денег

Сущность денег лучше всего проявляется через выполняемые ими функции.

Деньги выполняют четыре функции, какие? (работа с группой)

Средство обращения (обмена)

Деньги выступают посредником в обмене товаров, совершении сделок.

Денежное обращение – движение денег в процессе выплаты, передачи, продажи и т.д. товаров и услуг.

Средство измерения (единицы счета)

Деньги являются измерителем ценности всех товаров и услуг. Ценность товара, выраженная в деньгах, называется ценой

Средства сбережения (запаса ценности)

Деньги могут использоваться как средство сохранения ценности, то есть как средство накопления.

Средство платежа.

Эта функция проявляется при использовании денег для оплаты отложенных во времени платежей (уплате налогов, выплате долгов, получении доходов). Нет движения товаров, а есть только движение денег.

Практическое задание №3.

Какую функцию выполняют деньги в следующих случаях

  1. Гамбургер стоит 15 рублей.
  2. Безработный получает пособие по безработицы.
  3. Вы обмениваете рубли на доллары
  4. За бутылку пепси-колы вы заплатили 25 рублей
  5. Муж прячет часть зарплаты от жены.
  6. Вы возвращаете долг своему приятелю.
  7. Вы хотите купить СД – плеер за 3 тыс. рублей, но не можете себе этого позволить, поскольку у вас нет таких денег.
  8. У вас в кармане 50 рублей.
  9. Брокер получил комиссионные от продажи ценных бумаг
  10. Деньги зашиты в матрас.
  11. Вы покупаете золото, чтобы сберечь свои деньги от обесценивания.
  12. Вы получили большое наследство, но пришлось заплатить налог.
  13. Родители покупают вам фотоаппарат и дарят на день рождения.
  14. Вы поступили в институт и вам выплачивают стипендию.
  15. Родители дарят вам на день рождения 500 рублей.
  16. Вы покупаете государственные облигации.

Подведение итогов: выполнение практических заданий сопровождалось оценкой правильных ответов в “скруджиках”.

Список используемой литературы:

  1. Е.В. Савицкая . Уроки экономики в школе. “Вита- Пресс”, Москва,1997
  2. И.В. Липсиц. Экономика. “Вита - Пресс”, Москва,1998
  3. Прикладная экономика. Сборник заданий. Москва,1997
  4. Журналы. Экономика в школе, 1999- 2001
  5. Журналы. Школьный экономический журнал, 1999-2001.