Конкурс "Математика +"

Разделы: Математика


Цель конкурса: расширить кругозор учащихся, повысить их интел-лект, общую культуру, интерес к изучению математики, показать многообразие математики в окружающем нас мире.

Оборудование: плакаты с заданиями, творческие работы учащихся.

Ход конкурса

В конкурсе принимают две команды учащихся 5 класса “Друзья обыкновенных дробей” и “Друзья десятичных дробей”.

Вступление.

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость – царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.

Есть о математике молва
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю и смекалку.

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

В зал входят обе команды, садятся на приготовленные места.

Приветствие команд.

Слово для приветствия предоставляется команде “Друзья обык-новенных дробей”.

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.

Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
Посмотрите, что за дробь –
Дробь обыкновенная.

Проведём сегодня с ней
Действие мгновенное.
Пять восьмых и восемь пятых
Сколько будет? Две девятых.

Действие неверное –
Действие мгновенное.
Ну, а правильный ответ
Будем помнить много лет.

Дробь на дробь просто умножить,
Надо числители и знаменатели перемножить.
Несложно дроби и разделить:
Стоит лишь вторую заменить
Дробь, ей обратной
И для нас приятной.

Слово для приветствия предоставляется команде “Друзья деся-тичных дробей”.

О, дробь десятичная!
Удобная и практичная.
Место запятых знай –
Любую задачу решай!

Друг над дружкой они при сложении,
Точно также при вычитании.
Дробь на дробь
Если хочешь поделить,
Не забудь запятые переносить.
Отдели с конца при умножении
Сколько знаков? – сколько при сложении.

Конкурс состоит из сетов. Каждый сет соответствует предмету. В сетах математические задания, связанные с разными сферами применения математики. Ребята выбирают сет и конкурс начинается. За каждый правильный ответ команды получают один балл.

1 сет. Литература.

Задание – сказка. В некотором царстве, в некотором государстве жил Иван-царевич. И было у него три сестры: Анна, Анастасия и Мария. Отец и мать у них давно умерли. Выдал Иван-царевич сестёр замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без любимых сестёр. Скучно ему стало. Решил он проведать сестёр и отправился в путь. В пути повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. Полюбили они друг друга и вместе отправились в гости к сестрам Ивана-царевича. Однажды в пути он сделал привал. В это время налетел ураган: все закружилось, завертелось, стало темно вокруг. А когда ураган стих, оказалось, что пропала Елена Прекрасная. Похитил её Кощей Бессмертный. Задача от Елены Прекрасной:

1. Похитил меня Кощей Бессмертный. От радости он устроил пир. Пригласил Соловья-разбойника и пятиголового Змея Горыныча. Во время пира они выпили сорока ведёрную бочку кваса. Кощей выпил восемь вёдер, Соловей-разбойник шесть вёдер, а остальное досталось Змею Горынычу. Сколько вёдер кваса выпила каждая голова Змея Горыныча? (5,2)

2. Во время пира Змей Горыныч рассказал, как он однажды поспорил с Бабой-ягой на бочку кваса. Баба-яга утверждала, что Змей не пролетит 1000 км без дозаправки, а Горыныч утверждал, что пролетит. Пролетев 4 часа со скоростью 244,5 км\ч, Змей Горыныч совершил вынужденную посадку. Интересно, кто же из них выиграл бочку кваса? Змей Горыныч утверждает, что он выиграл у Бабы-яги. Вот и помогите мне разобраться: соврал или нет Змей Горыныч? (недолёт 22 км)

2 сет. Искусство.

Каждая команда получает конверт, в которых лежат геометрические фигуры (треугольники, квадраты, четырёхугольники). Учащимся необходимо кто быстрее собрать картину (виды города Екатеринбурга).

3 сет. Физика.

Устранение неисправности в автомобиле. Учащимся даётся задание решить примеры (с выбором ответа). В результате они узнают, что требуется починить или заменить в автомобиле, чтобы он был готов к гонкам.

1. 1,67 + 0,3 К. 1,97. П. 1,7.
2. 7,96 – 0,6 О. 7,9. А. 7,36.
3. 1,25 · 8. Р. 10. С. 100.
4. 0,9 · 7. П. 63. Б. 6,3.
5. 15,6 · 0,1. Ц. 156. Ю. 1,56.
6. 2,84 · 10. Р. 28,4. Т. 0,284
7. 15,3 : 3. А. 5,1. И. 51.
8. 0,24 · 0,8. П. 1,92. Т. 0,192.
9. 43,7 : 10. А. 437. О. 4,37.
10. 1,56 : 0,01. С. 0,0156. Р. 156.
(карбюратор)

4 сет. Кулинария.

Задача о тесте. Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего испечь-то? Муки нет.

- Эх, старуха! По амбарам помети, по сусекам поскреби – вот и наберётся.

Старуха так и сделала: намела, наскребла пригоршни с две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно стынуть …

Для приготовления колобка нужно взять 5 частей муки, 3 части сметаны и 1 часть масла. Сколько муки в одной пригоршне, если всего истрачено 450 г продуктов? (125 г)

5 сет. География.

1. Монблан – самая высокая гора в Европе – имеет высоту 4810 м, гора Килиманджаро в Африке на 1200 м выше, Мак-Кинлей – гора в Северной Америке – ещё на 230 м выше, а гора Эверест в Азии на 2642 м выше горы Мак-Кинлей. Найти высоту всех вершин.

(6010 м, 6240 м, 8882 м)

2. Расстояние от Земли до Луны 380 тыс. км, а от Земли до Солнца – 149 500 тыс. км. найти расстояние от Луны до Солнца во время солнечного затмения.

(149 120 тыс. км)

6 сет. Биология.

1. Воробей не может продержаться в воздухе более часа: он падает от усталости на землю. Сколько минут может продержаться в воздухе воробей? (4 мин)

2. Кузнечик длиной 0,05 м делает скачок, в 75 раз превышающий его длину. Каков результат? (3,75 м)

3. Кролик живёт до 12 лет, что составляет:

а) жизни овцы; б) жизни козы; в) жизни фазана.

(14; 18; 20)

7 сет. История.

А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года и жил 37 лет 8 месяцев 3 дня. Когда он умер?

(3 февраля 1837 года)

8 сет. Телевизионное шоу “Поле чудес”.

Задание. Этот человек в 1941 году говорил учащимся средних школ Ленинского района Москвы: “Какую бы вы науку не изучали, в какой бы ВУЗ ни поступали, если вы хотите “оставить какой-нибудь след”, то для этого везде необходимо знание математики. И поэтому если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой. В дальнейшем она окажет вам огромную помощь в вашей работе”. Назовите фамилию этого человека. (председатель президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Пока жюри подводит итоги, предлагаю задачу-шутку.

Опять ужасная. Опять
В журнале будет двойка.
Слеза стекает на тетрадь,
Нет сил держаться стойко.

Несчастный класс сидит в тоске,
От горя чуть не плачет.
А на доске, а на доске
Ужасные задачи!

Их целых пять. Их даже – шесть!
Они страшней прививки.
Они мешают спать и есть,
Глотать кефир и сливки.

Как час расплаты настаёт
Такая вот работа.
Холодный прошибает пот,
В глазах круги без счёта.

А за столом, пугая всех,
Грозя кнутом и ссылкой,
Сидит ужасный человек
С язвительной улыбкой.

Суров, неумолим и тих,
Внушая страх и трепет,
Он соберёт работы их
И всем по двойке влепит!

И греет лишь одно сердца
Учеников несчастных:
Что две минуты до конца
Мучений их ужасных.

Что прозвенит звонок опять –
Луч света в царстве школьном,
И можно вновь спокойно спать,
Забыв о дне ужасном.

О чём в стихотворении идёт речь?

Другими словами ответьте на вопрос: “Проверка учеников на выживание?”. (Контрольная)

Поздравление команды-победителя. Вручение призов.