"Звонят колокола в память о растерзанной душе Убеженского храма"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • обучающая: активизация познавательной деятельности и формирование мировоззрения личности учащихся; мотивация к усвоению знаний о религии как сфере культуры;
  • развивающая: формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности православной культуры;
  • воспитывающая: воспитание высокого нравственного отношения к духовному, историческому и культурному наследию родной станицы; воспитание уважения к предкам, историческому прошлому своей малой Родины как основы просвещенного российского патриотизма и гражданства.

Оборудование: ТСО, старинные фотографии, видеосъемка.

Приглашенные:

  • отец Валентин, батюшка Михайло-Архангельской церкви станицы Убеженской;
  • атаман Убеженского сельского поселения;
  • старожилы станицы Убеженской: Фильчаков Ю.Я., Гетманова М.А. и др.
  • певчие церковного хора станицы Убеженской;
  • глава Убеженского сельского поселения.

Ход мероприятия

Презентация

Звучит мелодичный перезвон церковных колоколов (в записи)

Ведущий 1. - Кубань! Милый сердцу привольный казачий край! Здесь, на правом берегу стремительной реки, раскинулась моя родная станица Убеженская, окруженная с одной стороны невысокими горами, с другой - задумчивым лесом.

Ведущий 2. - Хороший климат и природные условия, обильные пастбища издавна привлекали сюда людей. С 1702 года стали обживаться здесь (как в убежище от произвола помещиков) беглые крепостные крестьяне из центральных областей России.

(На экране мультимедиа видеосъемка пейзажей станицы Убеженской.)

Ведущий 3. - Но только в 1793 году, в ходе осмотра Александром Суворовым кубанского правобережья, данное поселение получило статус населенного пункта как редут Убежный, в 1794 году переименованный донскими казаками в станицу, 9 семей которых были насильно переселены сюда с Дона по государеву велению, в станицу Убеженскую.

Выступление атамана Убеженского сельского поселения о быте и православной вере Убеженских казаков.

Ведущий 4. - На “старом” местном кладбище до наших дней сохранились надгробные кресты первых поселенцев.

Учитель - Крест - это знак Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел на землю пострадать за людей и был распят на Кресте, чтобы спасти нас от грехов и смерти.

Изображение креста состоит из двух перекладин, одной горизонтальной и одной вертикальной. Такой крест называется четырехконечным.

Если крест изображается с небольшой перекладиной наверху, то он называется шестиконечным.

Если крест имеет внизу вторую, вкось поставленную, перекладину, которая изображает подножие, к которому были прибиты ноги распятого Иисуса Христа, то он называется восьмиконечным.

(в это время на экране проецируются слады старинных надгробных крестов Убеженского кладбища)

Ведущий 5. В 1825 году все население Убеженской было причислено к казачеству. Станица разрослась и похорошела, расцвела фруктовыми садами, виноградниками, отстроенными добротными домами. Убеженцы, люди глубоко верующие и почитающие религиозные праздники, обратились в Кубанскую Епархию с просьбой о строительстве новой кирпичной церкви. Повелению верховной церковной власти Кубани в станицу были направлены два знатока – монаха, которые с помощью маятника стали искать участок для построения храма.

(на экране проецируются старинные фотографии казачьих семей)

Ведущий 1. - Медленно и обстоятельно проводилась данная работа; были обследованы все Убеженские земли. Люди недоумевали: “Зачем все это?”. Искатели объяснили, что для храма нужно “доброе место” (говоря современным языком, с мощной положительной энергией).

После долгих поисков оно нашлось, но, к сожалению, не понравилось жителям: это был заброшенный болотистый пустырь. Станичники вначале зароптали: больно уж место неприглядное, но монахи были непреклонны: или здесь будет храм, или его вообще не будет! Казаки подумали – подумали и решили: весь болотистый участок засыпать гравием и песком, благо этого добра в окрестностях станицы бери – не хочу. Сказано – сделано! Пустырь после отсыпки превратился в широкую раздольную площадь.

Ведущий 2. - Строили церковь всем миром, на века. В раствор, чтобы был крепче, били сырые яйца и добавляли молоко. Кирпичи обжигали в специальных ямах. Ежедневно каждый станичный двор поставлял на стройку определенное количество яиц и молока.

(на экране фотография Михайло-Архангельской церкви)

Ведущий 3. - В 1872 году на площади станицы Убеженской вознеслась к небу золочеными куполами красавица-церковь высотою с трехэтажный дом. Согласно православной традиции церковь была возведена в виде креста: рядом с большим куполом возвышались четыре поменьше. На каждом куполе сияли позолоченные кресты. Из высокой колокольни басил чугунный колокол, ему вторили пять медных. В церкви было три входа: с правой стороны – для прихожан-мужчин, с левой для женщин и главный центральный вход (общий для всех) был предназначен, главным образом, для торжественных служб в дни православных праздников, венчаний, для крестного хода.

Учитель - При входе в храм прихожан встречала огромная икона Божьей Матери, взгляд которой как бы проникал в сердце каждого входящего и благословлял его на добрые дела. Неизгладимое впечатление осталось у старожилов от внутреннего убранства церкви: своды храма были сплошь покрыты росписью, стены – изразцами и мозаикой, пол устлан разноцветной узорной плиткой. Под самым сводом висела огромная люстра из сверкающего чешского стекла, по краям такие же точно люстры, но размером поменьше. А как прекрасны были царские врата алтаря, украшенные старинными иконами! Они достойны были восхищения! Жители станицы не пожалели средств на убранство церкви, она была лучшей в округе! В праздники она до отказа заполнялась верующими не только из Убеженской, но и из соседних сел и хуторов, ибо такой храм в районе был пока единственным.

Воспоминания старейшей певчей церковного хора Мишустиной Антонины Ефимовны. “Мать у меня была религиозной, приобщала и меня к православной вере. Еще девчонкой я имела хороший голос и пела в церковном хоре, где изучали и нотную грамоту. Я любила ходить в церковь. Каждую воскресенье она до отказа заполнялась богомольцами не только из Убеженской, но и из соседних сел, даже с хутора Косякино. Особенно много людей было на Пасху. Все не могли вместиться в церковь. И люди, чтобы освятить пасхи становились рядами у церкви, а батюшка ходил по рядам и освящал все продукты, которые прихожане приносили с собой. На Пасху устраивали качели, около которых в течении всего праздника организовывали игры, танцы, пели песни и водили хороводы. Здесь, от церкви, с площади провожали казаков в армию, на службу. В этой церкви венчали молодых. Это зрелище было особенно красочным. В общем, получалось, что церковь – это центр культуры. В церкви учили всему хорошему. К достоинствам человека относили: набожность, путешествие по святым местам, постоянные посещения церковной службы, исполнение постов, почитания праздников, подаяния нуждающимся милостыни, почитание старших и родителей, жизнь в мире и любовь к труду.”

(на экране проецируется фотографии “Певчие станицы с батюшкой”, “Ученики с батюшкой после урока закона Божьего”)

Поют певчие церковного хора Михайло-Архангельской церкви.

Ведущий 4. - В 30-х годах по всей стране началась активная борьба с религией: церкви закрывались, духовенство преследовалось, религиозные праздники были запрещены. Не обошло это и нашу станицу. Убеженский храм частично был разграблен: он лишился своих позолоченных крестов, разобрали чугунную изгородь, вырубили фруктовый сад, росший вдоль забора. Но, к счастью, внутреннее убранство церкви не пострадало: старинные иконы и церковную утварь верующие, в основном певчие церковного хора, попрятали по домам.

(на экране проецируется одна из уцелевших икон до сегодняшнего дня)

Ведущий 5. - По решению станичного совета в верхней части храма сделали читальный зал, в нижней – сельский клуб, где силами комсомольцев был организован ликбез, работал драматический кружок, проводились политвечера и танцы под гармонь.

Ведущий 1. - Началась Великая Отечественная война. Практически все здоровое мужское население ушло на фронт: остались в станице старики, женщины и дети. Каждая семья с трепетом ожидала прихода почтальона – все боялись похоронок. Но они, к несчастью, все чаще и чаще приходили в дома станичников. Куда выхлестнуть боль утраты? Кому пожаловаться? К кому обратиться с душевной мукой? У кого просить защиты для живых, воюющих на фронте? Люди интуитивно потянулись к Богу, к молитве, к вере. Всем миром просили открыть церковь и власти уступили – в 1942 году храм открыл свои врата для прихожан.

(на экране “немые” видеокадры солдат Великой Отечественной войны)

Ведущий 2. - После войны церковь вновь закрыли, и только в 1953 году батюшка Григорий Харыбин стал вести службу в храме, но в 1959 году приход опять закрыли, теперь уже навсегда.

Ведущий 3. - С 1961 года церковь использовали как зерносклад. С 1963 по 1965 годы центральное помещение храма местная школа приспособила под спортзал, так как такового не имела, в другой половине хранили минеральные удобрения, затем там оборудовали склад газовых баллонов.

Учитель - В начале 70-х годов было принято решение о снесение церкви. Направили рабочих, но странное дело: ни ломы, ни другие орудия не смогли сдвинуть с места ни одного кирпичика. Попробовали таранить техникой, обмотали тросами, тянули трактором – бесполезно, храм оказался на редкость прочным. И только применив большое количество взрывчатки, смогли разрушить стены. После нескольких сильнейших взрывов некогда прекраснейшее здание превратилось в руины. Кирпич и камень, оставшиеся от него, разобрали для личных нужд местные жители. И теперь на месте некогда величественного храма - лишь небольшой холмик, в котором при тщательном осмотре можно угадать остатки фундамента.

(на экране проецируется фотографии руин Михайло-Архангельской церкви станицы Убеженской)

Выступление главы Убеженского сельского поселения - …История Убеженского храма – это мини-история нашей России. Ибо только в России с изменением политического строя; будь то “смутное время”, революции, социализм или капитализм, принято, наверное, для значимости новой власти порочить прошлое, крушить старое. А ведь давно нужно понять: без прошлого нет настоящего и будущего – эту цепочку никто и никогда не сможет нарушить. Ибо прошлое – фундамент нашего общего дома, настоящее – основное здание его, будущее – крыша этого дома. Убери одну из этих составляющих – и нарушиться целостность здания истории нашей. И как приятно осознавать тот факт, что наступило время, когда власть старается строить и делать не только для будущего, но и бережно, с уважением относится к прошлому. У убеженцев появилось уверенность в возрождении храма, пусть не такого величественного каким он был, но я верю, что храм в станице будет, ибо единственное, что может сохранить человека – это его дух и вера, и пока он есть, непобедим сам человек, и значима жизнь его”

Слово отцу Валентину, настоятелю Михайло-Архангельского прихода станицы Убеженской.

(на экране отец Валентин освящает Поклонные кресты, поставленные жителями станицы Убеженской в Михайлов день 21 ноября 2004 года)

Звучит мелодичный перезвон церковных колоколов (в записи)

Учитель – Звонят колокола в память о разрушенной Михайло-Архангельской церкви, но я верю, что придет время, когда на ее руинах вознесется ввысь куполами новый возрожденный храм на радость верующим, на радость России, на радость Господу нашему!