Здоровьесберегающие технологии в системе начального образования

Разделы: Начальная школа


Здоровье необходимо. Это базис счастья ….
Добыть здоровье проще, чем счастье.
Природа милостива: она запрограммировала
организм с большим запасом прочности,
и нужно много стараний, чтобы этот запас
свести к нулю …. Если нельзя вырастить
ребенка, чтобы он совсем не болел, то
во всяком случаи поддерживать у него
высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М.Амосов

В последние годы все чаще мы говорим о здоровье наших детей. Положение тревожное по стране и в целом на местах. Исследование показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза, число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3% , с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года, с переходом ребенка из класса в класс, показатели состояния здоровья? Здоровье-сберегающие технологии должны прийти на помощь школе.

Термин “здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее сертификат безопасности для здоровья”, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

В исследованиях, проведенных под руководством доктора В.Ф.Базарного, утверждается, что источником отрицательного воздействия на здоровье младших школьников является не только и не столько внешние, по отношению к учебному процессу, факторы (недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат и т.д.), но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организационной деятельности.

Математика - один из основных предметов начальной школы. От того, как происходит обучение, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а, следовательно, к снижению качества здоровья. В последнее время интерес к проблеме здоровья учащихся значительно вырос, в связи с появлением новой научной дисциплины - валеологии. Несомненно, валеологические исследования способствуют отысканию способов организации процесса, “безвредных для здоровья”. Однако валеология исследует эти вопросы внешним по отношению к содержанию и методам обучения конкретному предмету.

Между тем психологическое и физическое состояние ребенка на уроке зависит не только от того, как он сидит, включает ли учитель в урок специальные двигательные упражнения, но и от того, чему учат ребенка, как организован учебный материал, насколько используется личный жизненный опыт ребенка, насколько само содержание обучения позволяет ученику чувствовать себя значимым.

Как сделать обучение “здоровьесберегающим” не только во внешней, организационной, но и в своей содержательной, внутренней частях? Отрицательные последствия обучения вообще, и математике в частности – это физическое утомление, вызванное мышечной статичностью в процессе обучения; отрицательное эмоциональное состояние, вызванное негативным или нейтральным отношением к обучению в целом, и к однообразной учебной работе; повышенная тревожность и незащищенность из-за непонимания изучаемого, невозможности предвидеть, какого вида и содержания предстоит работа, а значит, и невозможности подготовиться к этой работе. Для преодоления указанных последствий необходимо выявить соответствующие средства. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения за работой учащихся, собственной практики позволил выделить группы таких средств.

Первая группа включает средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения математике. К этой группе относятся физические упражнения, рекомендованные валеологами, физиологами, медиками. Это различные физкультминутки, не содержащие обучающих элементов, например: “перемена поз” и “упражнения для глаз” (по В.Ф.Базарному); комплекс физических упражнений- наклонов, приседаний, вращательных движений рук и т.д. Приложение N 1.

Реальную пользу физкультминутки приносят только тогда, когда упражнения способствуют оздоровлению детей. Одним из приемов активизации организма является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы “сидя” в позу “стоя”. Наиболее удобно применять позу “стоя” при объяснении учителя, ответов учеников, при проведении устных упражнений. Главное здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз.

Очень эффективными являются специальные упражнения для глаз. Это упражнение на движение глаз по специальной схеме “зрительно-двигательных траекторий”. Схема содержит пять траекторий (разного цвета) для движений глаз: вверх-вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Упражнения выполняются стоя 10 – 15 раз. Приложение N 2.

Вторая группа включает средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие. В эту группу входят упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий.

Например: учащиеся выполняют двигательные упражнения (1 группа) сопровождают их определенными дополнительными действиями: ведут счет предметов, повторяют таблицу сложения и вычитания и т.д. Здесь же они могут выполнять измерение шагами, проговаривать правила, изображать геометрические фигуры.

Примером упражнений этой группы являются “Ритмические игры”, (Л.Г. Петерсон) Приложение N 3, где двигательная активность детей направлена на усвоение учебных понятий.

К этой группе можно отнести “живое построение”, когда четверым учащимся предлагается взяться за руки и образовать квадрат, изобразить пирамиду. Этот прием можно использовать при усвоении компонентов сложения и вычитания, при показе математических действий, при знакомстве с задачами на движение. Кроме физического и математического развития при соприкосновении рук возникает ощущение чувство защищенности, единства, близости. Не зря в народной русской педагогике придавали огромное значение хороводам.

К этой же группе средств можно отнести работу с карточками “я”, “хор” (Г.А. Цукерман). “Я” - условно изображен ребенок с поднятой рукой, “хор” - несколько детских головок с открытыми ртами. Показ карточки “я” означает для детей, что вслух нужно говорить только одному, а остальным слушать. Показ карточки “хор” - это сигнал для хорового проговаривания. При хоровых ответах дети получают возможность осваивать действия в “ плане громкой речи ”, учатся слушать. Хоровое проговаривание позволяет ребенку чувствовать себя комфортно, ощущать себя участником общего дела. Работа по названным схемам способствует развитию внимания и частично возмещает дефицит громкой речи на уроках.

К третьей группе можно отнести средства, которые можно назвать “завлекалочками”. Это задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность по освоению предметного содержания. Такие задания представляются с помощью ярких картинок, включаются в сказочный или занимательный сюжет. Задача учителя - переключить внимание и интерес детей с формы на математическое содержание заданий.

Например, на доске - изображение кувшинов и цветов. На каждом кувшине – число, на каждом цветке числовое выражение. Задание: помогите разобраться, какие цветы нужно “поставить” в каждую вазу, выберите самый красивый букет и самый “трудный” букет. К этой же группе относятся задачи в рифмованной форме, задания – игры Приложение N 4.

Одна из групп средств, помогающая пониманию учащимися содержания учебного материала и развития личностных качеств. Их взаимодействие на здоровье детей значимо, хотя и проявляются не так явно, как воздействие плохого освещения. Эти средства отсрочены во времени и оказывают положительное воздействие на психологическое здоровье детей, а через него на физическое.

Работа на перспективу. На первом уроке по теме, которая рассчитана на длительное время, обсуждаем с учащимися перспективы ее изучения с помощью вопросов. Например, приступая к изучению действия умножения и деления, обращаюсь с вопросами: Как вы думаете, что такое умножение и деление? (Это арифметические действия). Какие арифметические действия мы с вами изучали? (Сложение и вычитание). Что знаете о сложении и вычитании? Какие проблемы можно решить с помощью этих арифметических действий? И т.д. В результате обсуждения намечается программа изучения темы, т.е. прогнозировать предстоящую работу, выбирать задания, таким образом, каждый ученик получит возможность работать в зоне своего ближайшего развития.

Развитие младших школьников совершается постепенно и последовательно. Различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно и скорость их развития не одинаковы. Достижимая норма детского развития - оздоровительная работа.

Огромное значение среди здоровьесберегающих технологий обучения имеют средства двигательной направленности. Это движения: физические упражнения, подвижные перемены, эмоциональные разрядки, гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная).

В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию. От которого зависит нормальное снабжение крови кислородом, ритм работы сердца. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

На уроках обучения грамоте используют голосо-дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика (О.В. Джежелей) оказывает эффективное влияние на звукопроизношение. Специально подобранные упражнения способствуют укреплению мышц органов речи и постановке правильного дыхания – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Речевая гимнастика выполняется в течение 2-3 минут, в игровой форме.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности, поэтапно, по принципу от простого к сложному. В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными Приложение N 5.

Немаловажное значение для укрепления здоровья детей имеет экологическое пространство, которое связано с воздействием всей совокупности средовых факторов. Один из этих факторов – воздушная среда. В последние годы представления о воздействии запахов на человека оформились в новую науку - ароматологию и ее прикладную ветвь - ароматотерапию. Лучший источник полезных запахов – растения. Выращивание в классных комнатах растений в соответствии с рекомендациями ученых должны быть направлены на сохранения и укрепления здоровья.

Растения дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Растения выделяют эфирные масла, которые действуют подобно гормонам, проникая в системы организма, влияя на эмоции и физические реакции, регулируя их, активизируя защитные силы организма в борьбе против инфекционных заболеваний, стимулируя образование лейкоцитов крови. Определенные эфирные масла имеют связь с конкретными органами тела. Например, гераниевое масло активизирует кору надпочечников и снимает напряжение, вызванное стрессами, апельсиновое - используют для борьбы с тревогой, страхом.

Все цветы выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений просто беспредельны. Летучие выделения некоторых растений в силу своей биологической активности даже в микроскопических дозах могут обладать бактерицидным, бактериостатическим, фунгицидным действием. От летучих фитонцидов амариллиса, агапантуса, зиферантеса, гипеаструма некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока. Для оздоровления воздуха в комнате полезно держать такие растения, как хлорофитум, мирт, розмарин, аглаонему, аспарагусы. Давно известные фитонцидные свойства хвойных. Это криптомерия, можжевельник, сосна. Они также наполняют помещение отрицательно заряженными ионами, которые поглощают излучения телевизоров и компьютеров.

При подборе растений в классе должны быть соблюдены два обязательных условия:

  1. Запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;
  2. Присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций у учащихся.

Для ароматизации воздуха можно использовать и искусственные препараты и приборы. Например: электронный воздухоочиститель “Супер-Плюс-Эко” делает воздух в помещении чистым, удаляет из воздуха пыльцу растений, споры грибов, клещей, невидимую пыль. Воздухоочиститель оказывает профилактическое и оздоровительное воздействие при астме, бронхите, аллергии, устраняет синдром усталости. Очищенный воздух насыщается отрицательными ионами – “витаминами воздуха”. Воздух становится чистым и бодрящим, как в горах или на морском побережье.

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии и здоровьесберегающие образовательные технологии, несомненно, должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учетом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения, навыки. Цена обучения для здоровья - вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий. Индикатор оценки – степень интереса школьника к учебе, в желании или не желании идти в школу.

Список литературы:

  1. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста.
  2. Москва 2000г.

  3. Попова А.И. Укрепление здоровья.
  4. Журнал начальная школа N 11, 2002г.

  5. Филиппова Л.А. Личностно ориентированное образование.
  6. Журнал начальная школа N 2, 2003г.

  7. Абаскалова Н.П.Здоровью надо учить.
  8. Валеология через школьные предметы. Новосибирск, 2000г.

  9. Петерсон Л.Г. Активизация деятельности детей на уроках математики. Москва, 1995г.
  10. Царева С.Е. Задания творческого характера для учащихся начальной школы
  11. Новосибирск, 2000г.

  12. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.
  13. (Академия развития – психолог). Ярославль, 1997г.

  14. Цукерман Г.А. и Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь Томск 1992 г.