Урок экономики в 10-м классе

Разделы: Экономика


ЦЕЛИ УРОКА:

1). Познакомить учащихся с понятиями “маржинальный”, “убывание маржинальной отдачи”, “маржинальный анализ”.

2). Провести моделирующее упражнение для демонстрации действия закона убывания маржинальной отдачи и проанализировать его.

3). Закрепить новую тему: самостоятельная работа.

4). Подвести итоги урока.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ: специализация и разделение труда, маржинальный, маржинальный анализ, убывание маржинальной отдачи.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА:

Ножницы 1 шт., фломастеры: красный 1 шт., чёрный 1шт., зелёный 1 шт., бумага формата А4, колокольчик, скотч, таблица для подсчета, таблица “Закон убывания маржинальной отдачи”. Для каждого ученика – рабочий листок, оценочный лист.

ПЛАН УРОКА:

1.Вводная часть - актуальность темы.

2. Теоретическая часть – объяснение.

3. Практическая часть –

  1. Производство пиццы.
  2. Проведение маржинального анализа.

4. Закрепление новой темы – маржинальный анализ.

5. Самостоятельная работа.

6. Подведение итогов урока. 7. Домашнее задание.

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА

1. Учитель: Каждый день нам неоднократно приходится делать выбор для того, чтобы принять рациональное решение и избежать непредусмотренных последствий. Следует ли нам, потребителям, купить больше или меньше какого-то товара? Следует ли фирме производить больше или меньше единиц продукции? Любое решение имеет свою ценность, которая может быть выражена через альтернативную стоимость, а в производственной деятельности через маржинальные величины. Сегодняшний урок посвящён этим понятиями: “Закон убывания маржинальной отдачи”.

2. Учитель: Маржинальные величины связаны с понятием “маржа” - это французское слово, в переводе означает “дополнительное поле”. Например, в ваших тетрадях дополнительным полем являются поля.

Сегодня на уроке мы должны познакомиться с такими понятиями как “маржинальный”, “убывание маржинальной отдачи”, “маржинальный анализ”. В экономике термин “маржинальный” относится к дополнительному производству товара.

Мы будем производить товар, который вы, наверное, пробовали – пиццу, подсчитаем маржинальный продукт и проанализируем ситуацию.

Для закрепления темы вы выполните несложную самостоятельную работу, в конце урока мы подведем итоги, и вам будет задана небольшая домашняя работа.

Данный урок является вводным в изучение темы: “Теория фирмы”.

3. Учитель: Сегодня я открываю фабрику по производству пиццы. А вы примите участие в её производстве.

Вопрос учащимся: вспомните тему “Производство” и объясните, что такое факторы производства.

В нашем случае на “фабрике” пиццы факторами производства являются: “тесто” - листы белой бумаги, “колбаса” - красный фломастер, “оливки” - чёрный, “огурцы” - зелёный, “фабрика” - рабочее место (границы, за которыми будут следить мои помощники), “печка” - звонок, а рабочими будете вы. Кроме того, не забывайте, что границы “фабрики” ограничены. (В данном случае территорию можно обозначить с помощью скотча)

Учитель показывает, как производить пиццу.

Процесс приготовления пиццы на вашей “фабрике” выглядит так: двойной лист согнуть пополам, потом еще раз пополам, обрезать в виде круга.

Красным фломастером нарисовать 5 кружков “колбасы”, зеленым – 3 кружка “огурца”, черным – 5 “оливок”. Звонок! Громко сказать: “Пицца “Готова!”

Время на производство 1 мин. После этого я проверяю и отбраковываю некачественные пиццы, т.е. те, которые не соответствуют стандарту. У вас на столах рабочие листы с “Таблицей данных о производстве пиццы”, (См. приложение № 1) куда мы будем заносить данные после каждого раунда игры. Во время игры мы заполняем только 1 и 2 колонку таблицы, а после игры вместе заполним 3 колонку и проведем маржинальный анализ.

Приглашаются три добровольца. В первом раунде работники всю работу делают от начала до конца сами. Обратите внимание на обозначенные границы фабрики. Заходить за них запрещается!

Во втором и последующих раундах учащиеся работают, разделяя обязанности. Учитель проводит раунды до тех пор, пока максимальное количество учащихся не окажутся на “фабрике”. В нашем случае их 15 (См. таблицу на доске).

ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДСТВА ПИЦЦЫ

Количество работников
1
Общее производство (количество пицц после раунда)
2
Маржинальное (дополнительное) количество пицц в результате производства
3
0 0  
3    
6    
9    
12    
15    

4. Учитель: Давайте теперь проанализируем свою работу. Посмотрите на колонку 3 “Маржинальное (дополнительное) производство”. Маржинальное производство представляет собой дополнительный выпуск пиццы, произведенный при добавлении одного или нескольких рабочих. Давайте подсчитаем дополнительный или маржинальный продукт и заполним колонку 3.

Учитель просит одного ученика сообщить данные в 3 столбике.

Обсуждение проведенной работы.

  • Сколько дополнительных пицц получилось после 1 раунда? 2 и т.д.? Почему? Как вы пришли к этому решению?
  • Как изменилось количество пицц по сравнению с 1 и 2 раундом? Почему? Что такое специализация?
  • Как менялось количество производимых пицц при увеличении числа рабочих?
  • Что происходило с маржинальным продуктом?
  • Как вы думаете, почему с определенного момента маржинальный продукт начал увеличиваться?
  • Когда не выгодно нанимать дополнительных рабочих?
  • Почему уменьшается данные в ст.3, когда в ст. 2 они увеличиваются?

Вывод: следовательно, при привлечении к производственному процессу дополнительных учеников, которые смогли разделить труд и ввести специализацию, увеличилось производство пицц. Это привело к увеличению маржинальной отдачи, т.е. дополнительные рабочие увеличивали производство в большей степени, чем предшествующий работник.

Вопросы для учащихся:

  • Почему маржинальное производство стало уменьшаться?
  • Сколько работников надо оставить на фабрике? А остальные окажутся лишними, так как их работа оказалась не выгодна.

Учитель: Из всего вышесказанного можно сделать вывод: для дополнительных работников не хватало ножниц, места, фломастеров, т.е. существовала проблема ограниченности ресурсов и поэтому их труд не был выгоден фабрике. Отдача сначала увеличивалась, а потом уменьшалась. И в результате мы увидели действие закона убывания маржинальной отдачи.

4. Итак, сегодня на нашей “фабрике” оказалось, что неизменными фиксированными ресурсами были ножницы, фломастеры, рабочее место, печка. Переменным ресурсом были работники. На этом примере мы увидели действие закона убывания маржинальной отдачи, который экономисты формулируют следующим образом: Когда всё большее количество единиц переменного ресурса добавляется к фиксированному количеству другого ресурса, с некоторого момента дополнительное (маржинальное) производство, полученное в результате привлечения переменного ресурса, начнёт уменьшаться”. (Вывод может быть записан на доске.)

5.Задание для учащихся:

А сейчас я хочу, чтобы вы проверили себя, как вы поняли эту тему: на рабочем листе в задании № 1 напишите необходимые по смыслу понятия: фиксированный, переменный, уменьшается, маржинальный. (См. приложение № 2)

Учитель проверяет вместе с учащимися задание № 1:

Когда всё большее количество единиц переменного ресурса добавляется к фиксированному количеству другого ресурса, с некоторого момента дополнительное (маржинальное) производство, полученное в результате привлечения переменного ресурса, начнёт уменьшаться.

А теперь проверьте себя, исправьте, если необходимо. На оценочном (См. приложение № 3) листе проставьте себе оценки: если всё верно – “5”, если есть одна ошибка – “4”, если две – три – “3”. Встаньте те, кто получил “5”, “4”. Молодцы!

Кроме того, я поставлю оценку “5” тем учащимся, кто подсчитывал маржинальный продукт и отвечал на вопрос о факторах производства.

Давайте вместе раскроем смысл понятий сегодняшнего урока. Выполните задание № 2.

Задание для учащихся:

На рабочем листе с заданием № 2 раскройте смысл данных понятий, соединив стрелками понятие и его смысл. (Можно попросить одного ученика назвать правильные ответы)

6. Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с экономическими понятиями: маржинальный, убывание маржинальной отдачи, маржинальный анализ; участвовали в упражнении, в ходе которого вы наглядно увидели действие закона убывания маржинальной отдачи, проанализировали его. Такой анализ позволяет гражданам взвесить все альтернативы, чтобы принять наилучшее экономическое решение, а также позволяет людям осознавать последствия их действий для них самих и для других людей, что способствует углублению чувства ответственности.

Пример с мультфильмом “Семь шапок”.

Вопрос: Как проявился закон убывания маржинальной отдачи? (В случае, если осталось лишнее время)

7. Домашнее задание: дома вы должны выучить и уметь объяснять понятия сегодняшнего урока.