Сочинение-рассуждение "Пугачев и Гринев. Друзья или враги?"

Разделы: Русский язык


Эпиграф к уроку и к сочинению: Береги платье снову, а честь смолоду.

Цели урока:

1. Обучающая: подготовить учеников к сочинению по теме: “ Гринёв и Пугачёв. Враги или друзья”. Показать богатство типов сказуемых в русском языке и научить использовать это богатство в своих сочинениях.

2. Развивающая: систематизировать материал к сочинению; углубить представление учащихся о типах сказуемых.

3. Воспитывающая: углубить представление учащихся о нравственном понятии “честь”. Обратить внимание ребят на особенности пушкинского текста.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы готовимся к сочинению, где вам нужно будет рассмотреть, как менялись взаимоотношения Гринёва и Пугачёва на протяжении повести. Перед вами лежит листок-шпаргалка, которым вы будете пользоваться весь урок. Вы возьмёте его домой, чтобы с помощью “шпаргалки” лучше написать сочинение.

- Как вы понимаете слово взаимоотношения?

- Возьмём, к примеру, двух человек. Если они общаются, между ними всегда возникнут какие- либо взаимные отношения.

- Какими могут быть эти отношения ?

- Пугачёв и Гринёв…. Как можно продолжить название темы сочинения?

- Тему записываем в шпаргалке. “ Гринёв и Пугачёв. Враги или друзья?”

- Какой тип сочинения предусматривает эта тема?

Запишем в первой строке. Обратите внимание на схему сочинения-рассуждения. Схема поможет вам создать стройную работу.

Тема достаточно сложная. Поможем друг другу, найдём доказательства к сочинению.

Кроме того, обратим внимание на язык Пушкина и поучимся с вами использовать многообразие типов сказуемых, о которых вы недавно узнали на уроках русского языка.

2. Анализ первого эпизода.

Перед вами лежит ещё листочек с текстом эпизода. Подпишите его. За выполненную на листочке работу вы получите оценки.

Я попросила Любу подготовиться к чтению эпизода. Мне очень хочется, чтобы вы ещё раз эмоционально пережили эту сцену. Как можно озаглавить этот эпизод?

А сейчас обратим внимание на язык Пушкина.

Возьмите карандаши, линейки и подчеркните грамматические основы в каждом предложении.

Посмотрите на сноски 1 и 2. Посчитайте, сколько раз встречается в грамматических основах форма глагола прошедшего времени и форма глагола настоящего и будущего времени?

Ребята, это удивительно! Мы с вами знаем, что рассказчик вспоминает о своей юности. С какой целью А.С. Пушкин использовал глаголы настоящего и будущего времени?

Да, я согласна с вами. Этот эпизод для Гринёва - очень яркое живое воспоминание.

Почему именно это запомнилось Гринёву так ярко?

Почему же Гринёв, рискуя жизнью, отказался целовать руку Пугачёву?

Обратим внимание на первую часть пословицы, которая написана у вас в шпаргалке. Вспомните пословицу целиком. Допишите. Эту пословицу вы тоже можете использовать в сочинениях в качестве эпиграфа. Как правильно оформляется эпиграф, у вас указано в шпаргалке.

Давайте ещё раз вернёмся к сказуемым и обратим внимание на наклонение глагола. Вы работаете в парах. Один из вас считает глаголы повелительного наклонения, а другой - глаголы изъявительного наклонения. Чья пара сработает быстрее и правильнее, та пара получит оценку за листок с заданием на балл выше.

Сдадим листочки.

Как вы думаете, почему глаголов повелительного наклонения в этом фрагменте больше?

В каких же отношениях находятся Гринёв и Пугачёв в данный момент? Продолжите предложение в задании №1, используя составные именные сказуемые.

Гринёв отказался целовать руку, тем не менее, Пугачёв его помиловал.

Обратимся к шпаргалкам и посмотрим предложение в задании № 2. Какой тип сказуемого встретился в этом предложении? Продолжите его. Послушаем несколько вариантов. Какой речевой недочет встретился в предложении?

Днём Гринёва чуть не казнили, а вечером….

3. Вспомним эпизод, когда Пугачёв приглашает к себе Гринёва. Назовём его “………..” (предполагается ответ “важный разговор”).

Ребята подготовили чтение по ролям, чтобы вам было легче представить Пугачёва и Гринёва во время важного разговора (глава 8, со слов “Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умёту, был сам великий государь?” до слов “Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья; а я сказал тебе правду”.

Дети отвечают на вопросы учителя. Далее ребята продолжают чтение по ролям. (…до слов “Ступай себе спать, и меня уже дрёма клонит”).

Днём это были враги. А вечером изменились ли отношения этих людей?

Сколько раз Гринёв пошёл против мнения Пугачёва?

Давайте выполним задание № 3. Восстановите слова Пугачёва, которые он сказал Гринёву в конце разговора.

Послушаем несколько вариантов восстановленного текста. А как это было у Пушкина?

Сделаем вывод, кто же сейчас Пугачёв и Гринёв по отношению друг к другу? Обратите внимание на слова Пугачева. Скажите, можно ли по его языку определить из каких он людей?

В задание № 4 запишем вывод.

- А какую встречу Пугачёва и Гринёва можно назвать по-настоящему дружеской?

4. Давайте назовём и этот эпизод. Мы посмотрим фрагмент спектакля по видео.

- Какие жесты, слова Пугачёва говорят о том, что он полностью доверяет Гринёву?

Обратите внимание на задание № 5. Допишите три предложения, используя разные типы сказуемых. Послушаем варианты.

Обратите внимание на задание № 6. Допишите предложение. Кто увидел синтаксическую ошибку?

Прочтите ниже ещё одну фразу. Чьи это слова?

Какой фольклорный жанр напоминает фраза Гринёва?

Подобная грамматическая основа с глаголами в неопределённой форме придаёт высказыванию обобщённый смысл.

“Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. Пугачёв посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали”.

Как вы думаете, почему разговор между Пугачёвым и Гринёвым оборвался? Обдумайте этот важный момент дома.

Ваше домашнее задание.

Обратите внимание на подсказки.

Восстание Пугачёва, по мнению Гринёва, - это….. .

Восстание для Пугачёва – это ….

5. Представим зрительно отношения Пугачёва и Гринёва на протяжении всей повести.

Вот эта линия на доске символизирует настоящую дружбу между людьми. Римскими цифрами обозначены эпизоды повести, о которых мы говорили. Нужно расставить карточки с фамилиями героев повести так, чтобы отразить, как менялись их отношения.

Каким же качеством обладал Гринёв, которое высоко оценил в нём Пугачёв?

Обратите внимание на последнюю запись в ваших шпаргалках. Это высказывание Достоевского поможет вам сделать вывод к сочинению.

Приложение 1

Приложение 2