Словари – наши друзья и помощники, 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: ознакомить учащихся со школьными словарями русского языка, научить ими пользоваться.

Оборудование урока:

  1. Выставка словарей: орфографический словарь, толковые словари, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь, словарь синонимов, словарь антонимов.
  2. Плакат с эпиграфом урока: «Словарь-это вся вселенная, расположенная в алфавитном порядке!

Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее». (А. Франс).

Учащиеся класса делятся на шесть групп, каждая рассказывает о каком-то одном словаре.

На столах каждой группы лежат различные словари.

Таблица, которая заполняется по мере выступления групп. расположена на доске и в тетрадях учащихся.

Форма контроля: фронтальный и индивидуальный.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы растете, познаете мир, и у вас возникает много вопросов:

«Откуда? Зачем? Почему?». Можно спросить у родителей или учителя. А если рядом никого не оказалось, что делать?

Нужно обратиться к книгам, которые знают все. Называются они энциклопедии, словари и справочники. А сегодня мы познакомимся со словарями, их особенностями. Словарь – это собрание слов по алфавиту.

Подумайте, что все эти слова, собранные вместе, есть творение души, плоти и крови нашей родины и всего человечества. Такое же понимание назначение словаря выразил С.Я. Маршак в стихотворении «Словарь»:

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его словах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучат укор и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, их думах, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.

В любой библиотеке и у вас дома есть словари, из них мы можем узнать много нужной и полезной информации. Сегодня мы познакомимся со школьными словарями.

Каждый из вас входит в одну из шести творческих групп, которая в качестве домашнего задания должна была подготовить рассказ о словаре. Затем мы будем выполнять задания, используя их.

II. Работа по теме.

1. Сообщение первой творческой группы.

Чаще всего мы пользуемся орфографическим словарем. Этот словарь стал создаваться в 30-ые годы девятнадцатого века профессором А.М. Пешковским, после его смерти работу продолжил Д. Н. Ушаков, выдающийся лингвист.

Вышедший в 1934 году «Орфографический словарь» переиздавался более 40 раз. Кроме Д. Н. Ушакова, в работе над словарем в разное время принимали участие Сергей Ефимович Крючков и Лев Антонович Чешко.

Орфографические словари вам помогут не только грамотно писать слова, а также вы узнаете нормы произношения и ударения, найдете грамматические пометы.

Заполним таблицу и выполним задание.

Задание: используя орфографический словарь, исправьте ошибки в стихотворении А. Шибаева «Грустные вести».

Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук?
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса,
Красивый длинный прут,
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход,
Я запиваю песни…
На днях в лесу нашел я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…

(Подчеркнутые предложения записать на доске).

2. Сообщение второй творческой группы.

Толковые словари являются своего рода обширнейшим учебным пособием. Эти словари в их современном виде возникли не сразу.

В первом русском рукописном словаре – списке (конец XIII в.) были объяснены лишь отдельные непонятные слова, которые встречались в памятниках древнерусской письменности.

В 1596 году вышел первый печатный словарь русского языка, который содержал 1061 слово.

Он имел название «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словесного языка на просты русский диалект истолкованы». Истолкованию подвергались церковнославянские и немногие иноязычные слова.

Одним из самых известных толковых словарей является «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, который тот составлял в течение 53 лет, с 1819 по 1872 год. В этом словаре около 200 тысяч слов и около 30 тысяч пословиц и поговорок.

Выпущено множество толковых словарей:

  • «Словарь русского языка» С.И. Ожегова;
  • «Словарь русского языка» в 4 томах (Малый Академический словарь);
  • «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (Большой Академический словарь).

Но существует и толковый словарь для школьников – «Школьный толковый словарь русского языка», его составили Моисей Семенович Лапатухин, Екатерина Васильевна Скорлуновская, Галина Петровна Снетова.

Из статей толкового словаря мы можем узнать значение слов, нормы произношения и ударение, есть и грамматические пометы.

Заполним таблицу и выполним задание.

Задание:

  1. Определите значение слов: «кафедра», «курьер», «легенда».
  2. Определите слово по его значению, для справок используйте толковый словарь.
  • Сладкое кондитерское изделие в виде небольшого кусочка, плиточки и т.п. (Конфета).
  • Публичное исполнение музыкальных и других произведений (Концерт).
  • Перерыв в занятиях на праздниках или летнее время (Каникулы).

3. Сообщение третьей творческой группы.

Первый словарь иностранных слов относится к XIX веку. Он был рукописным и назывался «Лексикон вокабулам новым по алфавиту». Выделяется трехтомный словарь Н.М. Яновского. Самым полным в настоящее время является «Словарь иностранных слов» под редакцией И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова.

«Школьный словарь иностранных слов» составили для нас Виктор Васильевич Одинцов, Галина Петровна Смолицкая, Елена Ивановна Голанова и Инна Александровна Василевская. Из этого словаря можно узнать происхождение слов, их значение, грамматические особенности, нормы произношения и ударение.

Заполним таблицу и выполним задание.

Задание: послушайте стихотворение Якова Козловского, найдите заимствованные иностранные слова, объясните их значение, при затруднении используйте словарь.

И среди своих законных
Слов, в отечестве рожденных,
Есть под властью Словаря
Много слов иноплеменных,
Издалёка завезенных
Через горы и моря.
Так почти что все слова,
Те, что пишут с буквы «А», -
Из числа иноплеменных
Словарем усыновленных.
А из Франции … Привет!
К нам пожаловал балет
И театр, и актрисы,
Декорации, кулисы,
Дирижер и режиссер,
Костюмер и билетер,
Персонаж, танцор, сюжет,
Бис! Антракт … Фойе … Буфет …
Если б я открыл тетрадь,
Начал в ней перечислять
Те французские слова,
Что стоустая молва
Занесла к нам пользы ради,
Не хватило бы тетради.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришел.
Вслед за ним пришел хоккей,
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд.
Чемпион, тайм – аут, спорт.
И явился, например,
К нам от немцев офицер.
С офицером в свой черед
К нам приехал бутерброд.
На конях неодиноко
Прикатил ямщик с Востока,
Был он в красном кушаке
И сидел на облучке.
Он привез с собой башмак,
Он привез с собой армяк
И чулки, и шаровары,
И словечко «тары - бары».
Издалека завезенных
Через горы и моря
Много слов иноплеменных,
С давних лет усыновленных,
Есть под властью словаря.

4. Сообщение четвертой творческой группы.

В этих словарях помещены слова – друзья и слова – враги, это «Школьный словарь антонимов русского языка» И.Р. Львова, где помещаются свыше 500 пар антонимов, и «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий около 3000 слов, которые помещены в синонимические гнезда.

В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов – синонимическими рядами.

Заполним таблицу и выполним задание.

Задание: найдите в стихотворении синонимы и в загадках – антонимы.

Как много с ним канители,
«Бураны, вьюги и метели –
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!» -
Так проворчал Мороз угрюмый

И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила …

Я – антоним слова «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …

Я – антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех,-
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач,
Догадались? Это …

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь …

5. Сообщение пятой творческой группы.

Фразеологические словари включают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов, которые имеют переносный смысл.

Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются сборники С.В. Максимова «Крылатые слова», Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова»,

«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова.

«Школьный фразеологический словарь русского языка» составлен Власом Платоновичем и Анатолием Власовичем Жуковыми. Фразеологические словари объясняют значение и нормы произношения.

Заполните таблицу и выполните задание.

Задание: определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.

  • Яблоку негде упасть (тесно);
  • Хоть глаз выколи (темно);
  • Хоть пруд пруди (много);
  • Кот наплакал (мало);
  • Не успел оглянуться (быстро);
  • Черепашьим шагом (медленно);
  • Ни свет, ни заря (рано);
  • Рукой подать (близко);
  • Из рук вон (плохо).

6. Сообщение шестой творческой группы.

Этимологическими называются словари, в которых объяснены родственные связи слов, их происхождение, исконное значение. Первым этимологическим словарем был «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» Ф.С. Шимкевича (1842).

А если вам захочется узнать историю слов, загляните в книгу Льва Успенского «Почему не иначе?» и «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В.Иванова, Т.В. Шанской. Из этих словарей мы можем узнать происхождение слов, нормы их произношения, а также их морфемный состав.

Заполните таблицу и выполните задание.

Задание: пользуясь этимологическим словарем, ответьте на вопрос: каково происхождение известных вам слов: «каникулы», «тетрадь», «дневник»?

III. Заключительное слово учителя и подведение итогов.

Сегодня мы узнали много нового о словарях, их особенностях, учились ими пользоваться.

Это наши верные друзья и помощники.

Очень хорошо сказал об этом поэт Я. Козловский в стихотворении «Русской речи государь по прозванию Словарь».

Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
… Уважаем государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь.
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!

А у нас получилась следующая таблица:

Тип словаря Авторы Лексическое значение Грамматические пометы Происхождение Норма произношения Состав слова
Орфографический словарь.
  1. Д.Н. Ушаков.
  2. С.Е. Крючков, Л.А. Чешко.
- + - + -
Толковый словарь.
  1. В.И. Даль.
  2. С.И. Ожегов.
  3. Под редакцией Д.Н. Ушакова М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповской, Г.П. Снетова.
+ + - + -
Словарь иностранных слов.
  1. И.В. Лехин, Ф.Н. Петрова.
  2. В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская
+ + + + -
Словарь синонимов.
  1. В.Н. Клюева.
+ - - - -
Словарь антонимов.
  1. М.Р. Львов.
+ - - - -
Фразеологический словарь.
  1. С.В. Максимов.
  2. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина.
  3. А.И. Молотков.
  4. В.П. Жуков, А.В. Жуков.
+ - - + -
Этимологический словарь.
  1. Л. Успенский, 2) Н.М. Шанский, В.В Иванов, Т.В. Шанская.
- - + + +

IV. Задание на дом.

Приготовить ответ на вопрос: что рассказали словари о слове «мир»?

Примерный ответ.

- Мир¹, -а, м.

  1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, вселенная. Происхождение мира.
  2. /мн., -ы, -бв/. Отдельная часть вселенной, планета. Звездные миры.
  3. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь мир.
  4. Объединенное по каким – нибудь признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный мир.
  5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных и т.д.

Мир². –а, м.

  1. Согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. Борьба народов за мир.
  2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить мир.

Мир I.

  1. вселенная;
  2. земля;
  3. сфера.

Мир II.

  1. мирный договор;
  2. замирение;
  3. согласие, спокойствие

(Словарь синонимов).

Мир – война. Отсутствие войны, вооруженных действий между государствами.

Мир – ссора. Согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссоры.

(Словарь антонимов).

- Мир. – Славяно-балтийское. /ср. латинск. miers «мир», «тишина»/.

Литература:

  1. Фомина М.Н. Современный русский язык. Лексикография: Учеб. для филол. спец. вузов. -3-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. шк., 1990.
  2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Ок. 9000 синонимических рядов. /Под ред. Л.А. Чешко. 5-е. изд., стереотип. –М: Рус. яз., 1986.
  3. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. _М.: Просвещение, 1981.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. 18-е изд. –М.: Рус. яз., 1987.
  5. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн. для учащихся. –М.: Просвещение, 1991.
  6. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. для внекл. чтения учащихся ст. классов. –М.: Просвещение, 1988.
  7. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л. Просвещение Ленингр. отд – ние, 1990.
  8. Шанский Н.М. В мире слов.: Кн. для учителя. -3-е изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, 1985.
  9. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина. –М.: Просвещение, 1995.
  10. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. –М.: Просвещение, 1991.