Урок информатики "Координирование информации"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • обучающая показать учащимся многообразие окружающих человека кодов; отметить роль кодирования информации, научить кодированию и декодированию.
  • развивающие – развивать логическое мышление, развивать и отработать умение анализировать, способствовать формированию кругозора при правильном восприятии мира.
  • воспитательные – воспитание культуры труда, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  • показать многообразие кодов и алгоритмы кодирования информации при объяснении нового материала;
  • заучить основные понятия при работе в парах;
  • провести самостоятельную работу за компьютером.

Место урока в учебном плане. Урок на тему “Кодирование информации” с творческим названием “В мире кодов” является 5 в разделе “Информация и информационные процессы” в 5 классе. Учащиеся уже знакомы с понятием “информация” и информационными процессами: хранение и передача.

На уроке ученикам предлагается новый материал и задания по декодированию информации, работа с программой “Мир информатики 4 год обучения Кирилла и Мефодия”.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьсберегающие, дифференцированный подход.

Подготовка кабинета:

  • компьютеры;
  • проектор;
  • презентация для учителя;
  • ЛСМ;
  • презентации учеников;
  • программа “Мир информатики 4 год обучения, раздел “Кодирование как способ обработки информации”.
  • прилодение

Основные понятия:

  • условный знак;
  • код;
  • кодирование.

Учащиеся должны:

  1. знать понятия “Код” и “кодирование информации”;
  2. уметь приводить примеры кодов;
  3. уметь выполнять задания на декодирование информации.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы за компьютером.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 5 мин.
  3. Объяснение нового материала – 10 мин.
  4. Работа в парах по заучиванию основных понятий “код” и “кодирование” - 3 мин.
  5. Физкультминутка – 2 мин.
  6. Практическая работа за компьютером - 15 мин.
  7. Упражнения для глаз – 1 мин.
  8. Домашнее задание – 1 мин.
  9. Подведение итогов – 2 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все готовы? Итак, начнем наш урок.

Сегодня мы с вами повторим материал прошлого урока, изучим новую тему и решим задачи по этой теме.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

Ученики отвечают на следующие вопросы (фронтальный и индивидуальный опрос):

  • Что такое информация?
  • Какие действия человек совершает с информацией?
  • Приведите примеры передачи информации. 1 ученик.

2 ученик готовит сообщение “Как передавали информацию в прошлом” с презентацией.

3 ученик готовит сообщение “Научные открытия и средства передачи информации” с презентацией.(Приложение2)

1. Объяснение нового материала с показом презентации.

В мире кодов

(Слайд №2) Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы.

(Слайд №3) Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

(Слайд №4) Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

(Слайд №5) Итак, тема нашего урока “В мире кодов”.

(Слайд №6) Код — это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — это формирование представления информации с помощью некоторого кода.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.

(Слайд №7) Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2” — плохих).

(Слайд №8) С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

(Слайд №9) Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки.

(Слайд №10) Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1.

(Слайд №11) В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации, или код, для слепых. “Буквы” этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди различают буквы и могут читать.

(Слайд №12) В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Так, каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква “Q” имеет двоичный код 01010001, а цифра “7” — 00110111.

(Слайд №13) Пример 1. Составим простейшую кодовую таблицу, поставив в соответствие каждой букве её порядковый номер в алфавите. Тогда

Котовск – город труженик и воин

в закодированном виде будет выглядеть так:

12 16 20 16 3 19 12 – 4 16 18 16 5 20 18 21 8 6 15 10 12 10 3 16 10 15

(Слайд №14) Пример 2. Можно закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста, например, следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. В этом случае исходное сообщение

АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ

примет вид:

БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ

2. Работа в парах по заучиванию основных понятий “код” и “кодирование”.

Спросить 2 учеников.

(Слайд №15-17)

3. Физкультминутка. Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова “тише, тише” дети приседают, на “выше, выше” - выпрямляются.

(Слайд №18-20)

4. Практическая работа за компьютером “Мир информатики 4 класс Кодирование”

Учитель объясняет условия выполнения заданий.

Ответы к заданиям писать в рабочих тетрадях под №25:

(Слайд №21) Работа на компьютере.

№2, №4, №3 – задания для самостоятельной работы.

1 задание на оценку “3”.

1-2 на “4”

1-3 на “5”

Ответы:

№2 впереди земля

№4 тридцать три утюга на подоконнике – знак, что явка провалена!

№3 продается двухместная летающая тарелка

(Слайд №22)

5. Упражнения для глаз. Использование тренажера. Имеется ссылка на слова “Упражнения для глаз”

(Слайд №23)

6. Домашнее задание: § 1.6, РТ: №№ 14-16 — стр. 15-21, словарь “код” и “кодирование” и сообщение по §3.6 по желанию одному ученику.

Если будут вопросы по выполнению домашней работы приходите на консультации в течении недели.

(Слайд №24)

7. Подведение итогов.

Подвести итоги по новому материалу: каких целей достигли на уроке (ось 1), с помощью определенных задач (ось 2). По оси 4 показать, что узнали нового на уроке и как научились применять новые знания (ось 5).

Оценить устные ответы.

(Cлайд №25)

Для достижения развивающей цели применялись следующие формы, средства и приемы обучения: устный индивидуальный и фронтальный опросы, беседа, рассказ, методы самостоятельной работы, работа в парах. Наглядные методы развивают наглядно - образное мышление, эмоции, познавательный интерес учащихся.

Смена видов деятельности предусматривала движение ученической мысли от легкого известного к более сложному материалу, создание психологической атмосферы урока, способствующей сотрудничеству учеников с учителем и друг с другом.

Оформление урока наглядным материалом способствовало воспитанию культуры учебного труда.

Темп урока выбран так, что позволило каждому ученику чувствовать себя комфортно, работать спокойно и все успевать, проявляя при этом стабильный интерес к занятию.

На уроке применялись здоровьесберегающие технологии, что уменьшило утомляемость учащихся на занятии.

Урок носил развивающий характер как в коммуникативной, так и в творческой, и в познавательной сферах.

Использованные источники:

  • Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 2-е, испр. / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 159с.: ил.
  • Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 256с.: ил.
  • Макарова Н. В. Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс. – СПб.: Питер, 2001. – 160с.:ил.
  • Челак Е. Н., Конопатова Н. К. Развивающая информатика. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г. – 208 с.: ил.