Урок литературного чтения в форме игры "Умники и умницы" по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"

Разделы: Литература

Ключевые слова: умники и умницы


Цели урока:

  • пробудить интерес к произведениям Е.Л. Шварца;
  • способствовать развитию творческих наклонностей учащихся;
  • учить лаконично выразить свой ответ на поставленный вопрос;
  • развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность;
  • воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование:

  • портрет Е.Л. Шварца;
  • знаки отличия для игры “шёлковых умников”;
  • иллюстрации и рисунки детей к сказке;
  • парты расставлены буквой “ П”--это места для теоретиков;
  • в центре класса выложить три дорожки- красную, жёлтую и зелёную, музыкальные заставки к игре на аудиокассете.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети рассаживаются по своим местам. Отводится специальное место для жюри.

II. Постановка цели урока.

- Мы начинаем игру “Умники и умницы”. Сегодня нам предстоит определить самого внимательного читателя, знатока “Сказки о потерянном времени”.

III. Обобщение изученного.

- Вся игра состоит из четырёх частей— четырёх агонов, поэтому мы будем называть участников игры агонистами. “Агон” в переводе с греческого означает “соревнование”.

Если кто-то из агонистов не знает ответа на вопрос, тогда им помогут зрители, которых мы будем называть теоретиками. В переводе с греческого “теория” означает “наблюдение”. За это зрители-теоретики будут получать орден “шёлкового умника”.

Судьи будут не только справедливо судить ответы агонистов, но и внимательно наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку.

Участники игры и дорожки выбираются путём жеребьёвки ( на каждый агон по три участника).

Особенности дорожек.

Красная дорожка состоит из двух квадратов— она самая короткая. Агонист должен ответить всего на два вопроса, но ошибок допускать нельзя.

На жёлтой дорожке, состоящей из трёх квадратов, допускается одна ошибка.

На самой длинной- зелёной- можно ошибаться два раза.

Агон заканчивается, когда один из агонистов пересекает границы своей дорожки.

I агон:

Первый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Фамилия главного героя? (Зубов)
  2. (жёлтая дорожка) Сколько детей потеряли время? (4)
  3. (красная дорожка) В каком классе учился Петя? (3 класс)

Второй тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Номер Петиной школы? (14)
  2. (жёлтая дорожка) Имя женщины, работавшей в раздевалке? (Наташа)
  3. (красная дорожка) По каким предметам отставал Петя? (Русский язык, письмо, арифметика, пение)

Третий тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что крикнул Петя, когда увидел, что он старик? (Мама)
  2. (жёлтая дорожка) Что спросил Петя у мамы, когда пришел домой старым, и что она ему ответила? (“ Ты меня не узнаешь?”; “Простите, нет”.)

Четвёртый тур

Вопрос:

  1. (зелёная дорожка) Что было самое главное для ребят-стариков в избушке у волшебников-детей? (Часы)

II агон:

Первый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что делали волшебники за столом, когда Петя подслушивал? (Считали года).
  2. (жёлтая дорожка) Где Петя находился, когда услышал разговор волшебников? (В сене).
  3. (красная дорожка) Что находилось в избушке волшебников? (Стол; 4 стула; керосиновая лампа; ходики; в углу навалено сено).

Второй тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Как звали стариков-мальчиков из волшебников? (Сергей Владимирович; Пантелей Захарович.).
  2. (жёлтая дорожка) Как звали старушек-девочек из волшебников? (Марфа Васильевна; Ольга Капитоновна.)
  3. (красная дорожка) Что должны были сделать ребята, чтобы вновь стать детьми? ( Разыскать друг друга; прийти ровно в 12 часов ночи к часам; повернуть стрелку ходиков на 77 кругов обратно.)

Третий тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что должно было бы произойти с волшебниками, если бы дети сделались опять детьми, и произошло ли это? (Превратились в стариков, что и произошло).
  2. (жёлтая дорожка) Куда спрятали волшебники счеты? (В стол).

Четвёртый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Кто был на улицах города, когда Петя отправился искать ребят-стариков? (Милиционеры).

III агон:

Первый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что было в руках у той старушки, на которую Петя подумал, что она школьница, которую он первую увидел в городе? (Корзинка).
  2. (жёлтая дорожка) В какое время года происходило действие в сказке, и чем что доказать? (Зимой; Петя подал в гардероб пальто; дворники на улице сметали снег).
  3. (красная дорожка) Каких настоящих стариков видел Петя на улице по профессиям, когда искал ребят? (Учитель, маляр, начальник пожарной охраны города).

Второй тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Какую газету читала Маруся? (“Пионерская правда”)
  2. (жёлтая дорожка) Чем занималась Маруся в сквере? (Плакала; ела ситный с изюмом; читала газету; играла мячом).
  3. (красная дорожка) Кого из ребят Петя встретил первым, где это было, во сколько и как его звали? (Ровно в полдень; в скверике; Маруся Поспелова).

Третий тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) В какую игру мячом играла Маруся? (В трешки).
  2. (жёлтая дорожка) Кого второго встретил Петя, как звали, чем занимался? (Надя Соколова, играла в классики).

Четвёртый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Кого третьего встретил Петя, когда, как звали, чем занимался? (Вася Зайцев; вечером; катался на трамвае).

IV агон-финал

Первый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Номер трамвая, на котором катался Вася Зайцев? (9).
  2. (жёлтая дорожка) На какое дерево влез Петя, чтобы увидеть домик волшебников? (Берёза).
  3. (красная дорожка) На какой части трамвая висел Вася? (На “Колбасе”)

Второй тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что делали волшебники, и были ли они дома, когда ребята ночью вошли к ним в дом? (Спали дома).
  2. (жёлтая дорожка) Сколько кругов сделал на часах Петя, когда волшебники вскочили? (3).
  3. (красная дорожка) Сколько времени показывали ходики, когда ребята заглянули в окно дома и вошли в дом? (Без пяти минут 12; без 1 мин.).

Третий тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что стало происходить с Петей, когда он крутил часы, и что пришлось сделать ребятам, чтобы Петя доставал до часов? (Он уменьшился; его подняли).
  2. (жёлтая дорожка) Что сделали ребята, когда стали детьми? (Засмеялись).

Четвёртый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что должен помнить каждый человек, который теряет время? (Такой человек сам не замечает, как стареет).

IV. Подведение итогов.

Вручение призов:

Финалисту игры - книгу Е.Л. Шварца и диплом победителя.

Финалистам агонов- дипломы.

Лучшему теоретику - орден “шёлкового умника”.

Благодарю за участие в игре. До новых встреч!