Программа курса "Сквозные темы и мотивы отечественной литературы"

Разделы: Литература


“В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний). Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применить обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются базой компетентности человека ”. (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г, М., 2002, С.11). С точки зрения А.В. Хуторского, “введение понятия “образовательные компетенции” в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решить проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо владеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач и ситуаций”. Данные проблемы характерны как для всего российского образования в целом, так и для отдельных школьных дисциплин в частности. Элективный курс “Сквозные темы и мотивы отечественной литературы” призван снять существующее противоречие между имеющимися знаниями по истории и теории литературы и способами их применения в практической деятельности. В основе курса – технология создания образовательной ситуации (А.В. Хуторской), основными составляющими которой являются:

  1. Образовательная напряженность;
  2. Уточнение образовательного объекта;
  3. Конкретизация задания;
  4. Решение ситуации;
  5. Демонстрация образовательной продукции;
  6. Систематизация полученной продукции;
  7. Работа с культурно-историческими аналогами;
  8. Рефлексия.

Таким образом, речь идет о развитии такой составляющей учебно-познавательной компетенции, как функциональная и читательская грамотность.

“Функциональная грамотность - обладание знаниями и умениями, необходимыми для эффективной практической работы на протяжении длительного периода, позволяющими разбираться в любых инструкциях, постоянно чутко реагировать на систематически изменяющуюся информационную и технологическую обстановку, осваивать новую технику и технологию, иметь устойчивую мотивацию к самообразованию. Читательская грамотность - способность человека использовать письменную информацию для собственных целей и в широком диапазоне ситуаций, требующих ее эффективного применения”. (Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. М., 2004, С. 66)

Элективный курс “Сквозные темы и мотивы отечественной литературы” предназначен для старших классов гуманитарного и социально-гуманитарного профиля.

Цель курса – формирование функциональной и читательской грамотности школьника через развитие навыков филологического анализа литературного произведения на основе знаний по теории литературы и русском языке как системе, полученных в основной школе и расширяемых в старших классах.

Идея курса – моделирование исследовательской образовательной среды, основными характеристиками которой являются:

  1. вариативность способов и путей изучения темы занятия, а также – источников информации;
  2. проектный характер работы ученика: сам ставит цель работы, которая может выйти за рамки учебного класса (публикация в стенгазете и т.д.);
  3. сотрудничество как с учителем, так и с одноклассниками;
  4. предоставление школьнику времени для осмысления результатов работы;
  5. создание условий для развития рефлексивного мышления (размышления о методах познания, используемых учащимся).

Задачи курса:

  1. развитие логического мышления, аналитических способностей старшеклассников;
  2. обучение “медленному чтению” текста и его анализу с учетом связей различных его компонентов;
  3. преодоление субъективизма в оценке литературного произведения;
  4. практическое применение сформированных умений и навыков в самостоятельной читательской деятельности;
  5. развитие культуры научного труда старшеклассников;
  6. овладение спецификой и основными особенностями исследовательской работы в области литературоведения.

Элективный курс ориентирует учителя и учащихся не столько на формирование круга новых знаний по теории и истории литературы (разумеется, нуждающихся в дополнениях), сколько на развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения. Расширение круга теоретико-литературных понятий не является основной задачей курса, однако необходимо для овладения учащимися современными подходами к анализу литературного произведения.

Курс “Сквозные темы и мотивы отечественной литературы” носит практико-ориентированный характер. Филологический анализ направлен на решение определенной задачи, достаточно актуальной для современного литературоведения – рассмотрение сквозных тем и мотивов отечественной литературы. Такая направленность придает курсу завершенность и логичность, учащиеся должны четко себе представлять цель работы – “анализ не ради анализа”, а для понимания развития литературного процесса в целом. Отметим, что одной из задач курса является развитие навыков работы с информацией. Составление опорных конспектов и схем, тезирование и конспектирование, представление результатов работы в группе и индивидуально в электронном варианте - важнейшая составляющая курса.

Следовательно, в образовательном маршруте учащегося курс может рассматриваться как завершение основного блока по истории литературы, как практикум к ведущим темам по теории литературы, наконец, как возможность взглянуть на произведения отечественной литературы с точки зрения единого литературного процесса.

Учебные задания, лежащие в основе курса, направлены на развитие исследовательской компетенции учащихся:

  • умение определять цель исследования;
  • формулировать исследовательскую проблематику;
  • целенаправленно и осмысленно фиксировать информацию;
  • использовать научный терминологический аппарат.

Условия успешной работы курса – базовая подготовка по литературе, включающая и навыки анализа литературного произведения, первоначальные навыки работы с научной и справочной литературой, а также владение компьютером на уровне пользователя.

Решение поставленных целей и задач потребовало нового подхода к организации групповых, семинарских и индивидуальных занятий. В основе курса – основные стратегии технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП):

  • графическая разметка текста (Инсерт);
  • стратегия “Знаю – Хочу узнать - Узнал”, “Бортовой журнал”, направленные на развитие навыков работы с информацией;
  • стратегия “Идеал”, “Уголки”, в основе которых развитие навыков работы в группе;
  • приемы графического оформления результатов работы (“Разбивка на кластеры”, “Фишбон” и т.п.);
  • приемы, направленные на развитие умения задавать вопросы (“Ромашка Блума”);
  • стратегии, направленные на развитие рефлексивного мышления (прием “Шесть шляп”, синквейн). (В полном объеме информация о ТРКМЧП и ее основных стратегиях представлена в книге Загашева И. О., Заир-Бека С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: “Альянс “Дельта”, 2003. – 284 с.)

Использование ИКТ важно как в плане организации занятий (поскольку учащиеся работают с электронным приложением к курсу), так и в плане подготовки к ним (умение найти информацию, представить ее графически, использовать возможности сети Интернет, а также электронные пособия по литературе). В этом отношении целесообразно говорить о такой особенности курса, как интерактивность. Автор программы имеет в виду возможность для учащихся представить, увидеть, оценить работы коллег, а также принять участие в создании и совершенствовании системы заданий, учитывающих личностные смыслы каждого. Такая организация работы возможна, если в классе есть локальная сеть и учащиеся могут по сети обмениваться созданными текстами и участвовать в разборе, используя возможности офисных программ (Word).

Другая особенность курса – вариативность, поскольку учащиеся могут выполнить не все задания из предложенных, а лишь несколько (или даже одно), выстроив собственное исследование. Третья особенность – многофункциональность и полигенетичность. При работе в знаниевой парадигме учитель и учащиеся получают возможность систематизации знаний, а также знакомятся с литературоведческими статьями и монографиями (либо получают информацию о них). Учителю-новатору мы представляем систему открытых заданий, способствующих созданию исследовательской среды; нестандартные формы проведения занятий, например, практическая (лабораторная) работа по литературе, разработанная и апробированная автором курса.

Поскольку курс является элективным и традиционная отметка при оценивании здесь не имеет смысла, то для определения качества и динамики развития умений нами предлагается технология “Портфолио”.

Её применение помогает адекватно и корректно оценить достижения всех участников курса (и педагога в том числе; в этом случае речь идет о системе представленных заданий как варианте мониторинга, позволяющего говорить об эффективности/неэффективности применяемых стратегий и приемов).

Один из вариантов оценивания портфолио – это рейтингово-накопительная система. Каждый из блоков, включенных в портфолио, оценивается на определенное количество баллов (как правило, это определяет педагог, но это может быть и предметом обсуждения с учащимися). Чем сложнее работа, чем она больше связана с требованиями, предъявляемыми к государственной аттестации, тем она выше оценивается. Суммарное число баллов переводится в пятибалльную систему и, таким образом, мы находим компромиссный вариант для оценки портфолио.

Под блоками в данном случае мы понимали основные темы, заложенные в системе семинарских занятий. Например, портфолио курса может состоять из следующих блоков:

  1. Вводный, определяющий личностные смыслы каждого;
  2. Анализ эпизода (+ материалы, конкретный образовательный продукт, рефлексия по данному блоку);
  3. Психологизм в литературном произведении (+ материалы, конкретный образовательный продукт, рефлексия по данному блоку);
  4. Художественное время и художественное пространство (+ материалы, конкретный образовательный продукт, рефлексия по данному блоку);
  5. Пейзаж и его функции в художественном тексте (+ материалы, конкретный образовательный продукт, рефлексия по данному блоку);
  6. Образ персонажа (+ материалы, конкретный образовательный продукт, рефлексия по данному блоку);
  7. Сюжет как метафора бытия (+ материалы, конкретный образовательный продукт, рефлексия по данному блоку);
  8. Текст и контекст (+ материалы, конкретный образовательный продукт, рефлексия по данному блоку);
  9. Рефлексия (аргументированное эссе)

Пункт 1 не оценивается, но он важен при проведении рефлексии. Итак, 8 пунктов, каждый из которых может быть оценен 10 баллами, итого - 80 баллов. При переведении шкалы в пятибалльную систему получаем: “отлично” - 65-80 баллов, “хорошо” - 45-65 баллов, а

остальным предлагается ограничиться обычными формами контроля, то есть дополнительной оценки за портфолио они не получают. Но это одна лишь из стратегий оценивания. При выборе процедуры оценивания следует исходить от уровня оценочной самостоятельности. Мы можем заранее предложить критерии оценивания каждой работы в отдельности или ограничиться качественной оценкой, не переходя к формальным моментам. Окончательное решение – за учащимися и педагогом.

Предлагаем критерии оценивания каждой работы в отдельности.

1. зачетная письменная работа

“отлично”

  • тема раскрыта полностью;
  • содержится не больше одной речевой ошибки;
  • нет фактических и терминологических ошибок (неправильно указано авторство произведения, неверно назван жанр, перепутана герои и т.п.)
  • письменная речь учащегося образна и выразительна;
  • рассуждения логически связанны и закончены;
  • ассоциации мотивированы предметом высказывания;
  • использованы примеры из текстов и (или) цитаты, поясняющие мысль учащегося либо подтверждающие ее в тех случаях, когда текст произведения, о котором идет речь, анализируется.

На “хорошо” оценивается работа,

  • содержащая не больше двух речевых ошибок;
  • имеющая не более одной фактической или одной терминологической ошибок;
  • в которой сформулирована, но недостаточно объяснена учащимися собственная точка зрения;
  • в которой не прокомментированы или недостаточно прокомментированы использованные цитаты.

На “удовлетворительно” оценивается работа:

  • содержащая три и более речевые ошибки;
  • имеющая больше одной фактической и одной терминологической ошибки;
  • значительно меньше необходимого объема;
  • в которой не раскрыта тема;
  • в которой отсутствуют собственные размышления о предмете исследования или преобладают оценочные суждения, не подкрепленные примерами не содержащие развернутых объяснений;
  • если в ней пересказывается содержание отрывка из художественного произведения либо другого источника без комментариев;
  • в которой грубо нарушена логическая связь.

“Неудовлетворительно” ставится в том случае, если работа не выполнена.

  • орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки учитываются, но на отметку не влияют. Учитель может порекомендовать сделать работу над ошибками.
  • реферативная работа

“отлично”

  • тема раскрыта полностью;
  • рассуждения логически связанны, закончены;
  • анализ текста проведен грамотно, уместно использованы цитаты;
  • речь учащегося грамотна и логична;
  • в электронном варианте работы отражены основные положения реферата;
  • учащийся отвечает на вопросы уверенно и аргументировано.

“хорошо”

  • соблюдены предыдущие положения, но учащийся допускает 1-2 фактические ошибки, нарушает хронологию при анализе функционирования сквозных тем и мотивов (если нарушение хронологии никак не оговорено), электронный вариант работы перенасыщен текстом, что затрудняет восприятие.

“удовлетворительно”

  • тема раскрыта поверхностно;
  • рассуждения логически не связаны и не аргументированы;
  • нет электронного либо графического варианта;
  • при анализе допущены существенные ошибки, искажающие фактический материал;
  • учащийся отвечает на вопросы неуверенно.

“неудовлетворительно”

  • работа не выполнена
  • монологический ответ

“отлично”

  • учащийся полно и последовательно излагает материал, дает правильное определение литературоведческим понятиям, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры, излагает материал правильно и последовательно с точки зрения норм русского литературного языка, умеет представить материал графически, объяснив буквенно-графическое изображение;

“хорошо”

  • учащийся дает ответ, удовлетворяющий требованиям, перечисленным выше, но допускает 1-2 ошибки, которые сам исправляет, 1-2 недочета в последовательном и языковом оформлении излагаемого;

“удовлетворительно”

  • учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в речевом оформлении; опорный конспект, схема и т.п. не отражают материал либо искажают его;

“неудовлетворительно”

  • ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала

Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), из них 6 часов выделяется на зачетную работу.

К концу изучения основных тем и разделов курса учащийся должен

Знать:

  • основные принципы филологического анализа текста;
  • основные закономерности развития литературного процесса;

Уметь:

  • работать с информацией различного уровня (в том числе и графической);
  • определять цель исследования;
  • формулировать исследовательскую проблематику;
  • целенаправленно и осмысленно фиксировать информацию;
  • использовать научный терминологический аппарат;
  • графически представлять информацию;
  • владеть навыками публичной защиты;
  • владеть навыками рефлексивного анализа.

Программа элективного курса “Сквозные темы и мотивы отечественной литературы” был предложен учащимся 11 класса (гуманитарный профиль) МОУ лицея № 3 г. Сургута в 2006-2007 учебном году.

Приложение 1. Организация семинарских занятий. Система индивидуальных сообщений.

Приложение 2. Литература для учителя и ученика.

Приложение 3. Темы исследовательских работ.