Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Роль имен прилагательных в речи"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Задачи:

1. Образовательная:

  • закреплять знания правописания безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

2. Развивающая:

  • развивать умения распознавать имена прилагательные в речи;
  • формировать умения использовать прилагательные в тексте;
  • развивать умение работать со словарями;
  • развивать умение составлять связный анализ текста, пользуясь памяткой-планом.

3. Воспитательная:

  • воспитывать любовь к родному языку, к родной природе.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности:

Организационный момент. Чтение стихотворения:

“Ищу слова”.

Ищу слова певучие,
Народные, иконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.

В.Выркин

- Ваши впечатления?

- Чем понравилось?

- Из каких частей речи состоит?

- Давайте сосчитаем прилагательные. (13)

Части речи неравноценны и неравноправны. Самую важную информацию мы получаем от двух частей речи: имена существительные и глаголы. Но то, что выражается этими двумя самыми важными частями речи, нуждается в дополнительной информации. Для этого существуют имена прилагательные. Поэтому-то это стихотворение так красиво звучит.

- Вспомним грамматические признаки имени прилагательного.

Имя прилагательное

Признак предмета

какой? м.р. –ой-ый-ий-
какая? ж.р. –ая-яя-
какое? ср.р. –ое-ее-
какие? мн.ч. -ые-ие-

- В парах постарайтесь друг другу рассказать об имени прилагательном по схеме.

- Дать связный, полный ответ об имени прилагательном.

- Какую роль играют имена прилагательные в предложении?

Определение темы урока.

- Исходя из темы урока, какую учебную задачу мы можем поставить? (Какую роль играют имена прилагательные в речи.)

2. Наблюдение над синонимами и антонимами:

весёлый

печальный

радостный

Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное и запишите словосочетание по схеме: сущ. ( ?) прилаг. (род)

- Какие пары слов можно образовать? Объясните свой выбор.

Весёлый – радостный

Весёлый – печальный (голос)

Скучный (фильм)

Грустный (настроение)

Унылый (пора)

Тоскливый (песня)

Мрачный (взгляд)

Угрюмый (человек)

Синонимы, антонимы (работа со словарем).

Вывод: какую роль выполняют прилагательные – синонимы? (уточняют, позволяют избегать повторений)

3. Редактирование текста:

- Давайте попробуем использовать прилагательные – синонимы в тексте.

Прочитайте текст.

Незаметно подкралась … осень. Нависло над головой …, … небо. Его покрывают … тучи. Как сквозь сито, сеет … дождь.

Словарная работа:

Сито – решето с мелкой решёткой.

Вы прочитали текст без прилагательных.

- Интересен ли этот текст?

Самостоятельно вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Можно использовать слова из данного синонимического ряда, но не во всех случаях.

Зачитайте по предложению.

Прочитайте весь текст.

- Какой вариант одного и того же текста звучит лучше, интереснее, красочнее?

Вывод: какую роль играют прилагательные в тексте, в речи? (обогащают нашу речь, распространяют предложения)

4. Анализ текста:

- Какое настроение навеял рассказ об осени? (грустное, унылое)

Прочитайте текст про себя, вслух. (Восприятие учащимися нового текста.)

Зимний календарь начинает сбрасывать листочки. Северное солнце всё чаще заглядывает в окна домов. У нас солнце! Ещё стоят крепкие морозы, метут февральские вьюги...

Но весной уже пахнет. Скоро угомонятся последние метели, Весна играет солнечным светом. В голубой и синий цвет окрашены дома. Весёлый гомон воробьев радует слух. Похудевшие сосульки звенят торопливой капелью. Всё слышнее шаги весны.

- Какие слова непонятны?

Словарная работа с толковым словарем Ожегова:

Гомон – громкий шум от множества голосов, звуков.

Угомонятся – успокоятся, утихомирятся.

Работаем над анализом текста, пользуясь памяткой (приложение 1).

Докажем, что это текст.

Это текст, т.к. предложения связаны общей темой.

Подчеркните слова, которые помогут раскрыть тему.

В этом тексте говорится о приходе весны.

Очень важно понять в тексте основную мысль. В любом произведении, даже в тексте, состоящем из нескольких предложений, есть то главное, что хотел сказать автор, для чего написал эти несколько строк.

Основная мысль – всё слышнее шаги весны.

- Как можно озаглавить текст?

1. Скоро весна (по теме)

2. Шаги весны (по основной мысли)

План текста:

1. У нас солнце!

2. Весной уже пахнет.

Тип текста: описание.

Давайте найдем изобразительные средства языка, которые помогли нам понять тему, главную мысль, образы.

Эпитеты (образные прилагательные):

Похудевшие сосульки

Торопливая капель

Олицетворение:

Солнце заглядывает

Весна играет

Сосульки звенят

Метафоры:

Стоят морозы

Шаги весны

Мы часто забывает выразить своё личное впечатление о прочитанном, об услышанном. Но ведь у каждого сложилось своё отношение.

Результат нашей работы над текстом – самостоятельный связный анализ текста.

Дети самостоятельно анализируют данный текст письменно в тетради, пользуясь памяткой (приложение 1).

5. Итог:

- Какую роль играют имена прилагательные в нашей жизни?