"Не зная прошлого — не построишь и будущего". Урок внеклассного чтения в 8-м классе

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  1. Продолжить знакомство с художественным миром древнерусской литературы.
  2. Развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать, сопоставлять литературные тексты.
  3. Заинтересовать учащихся, вызвать у них желание читать древнерусскую литературу (“Взволновав, заставить задуматься” – Л.М.Предтеченская).
  4. Подготовить детей к восприятию русской классической литературы XIX-XX вв.
  5. Формирование культуры читателя с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному.
  6. Нравственное воспитание.

Оборудование:

  1. Репродукции картин А.М.Васнецова, А.П.Рябушкина.
  2. Иллюстрации из книги М.В.Коротковой “ Путешествие в историю русского быта”.
  3. Словарь: дом, строй, домострой.
  4. Информационные карточки с текстом из “Домостроя” и “Поучения” Владимира Мономаха.
  5. Таблички с высказываниями Д.С.Лихачева, В.О.Ключевского, А.И.Герцена.

Эпиграф:

Вся история развития человеческой культуры есть история не только постепенного созидания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей.

Д.С.Лихачев

Ход урока

1. Слово учителя.

Тема нашего сегодняшнего урока – “Не зная прошлого – не построишь и будущего”. Надеюсь, что знакомство с памятником древнерусской литературы – “Домостроем” – поможет нам понять справедливость этой народной мудрости. Изучать и уважать прошлое нацеливает нас и эпиграф – слова известного академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, человека, посвятившего жизнь изучению древнерусской литературы.

В конце урока каждый из вас попробует ответить на вопрос: что бы я взял в свою жизнь из “Домостроя”? (Записан на доске).

2. Словарная работа.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово “домострой”?

(дом, строить, правила, устройство, строение и т.д.)

(Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое)

- Как видите, слово это сложное, оно состоит из двух частей: дом и строй. Заглянем в словарь В.И.Даля:

ДОМ – строение для житья; хоромы (в городе); изба со всеми ухожами и хозяйством (в деревне) || Семейство, семья, хозяева с домочадцами || Род, поколение.

СТРОЙ – ряд, порядок, расположение, постановка подряд || Лад, устройство, распорядок, согласие || Строитель, попечитель, блюститель (устар).

- В каком еще значении можно употреблять слово “дом”? (Страна, земля, мир в выражениях Россия – наш общий дом, Земля – наш общий дом).

“ДОМОСТРОЙ” — правила жизни, которые выработаны народным опытом и сознанием.

- Как вы думаете, если “Домострой” – это правила жизни, то какое из этих значений (здание, семья, хозяйство, страна, земля, мир, род) имеется в виду в первой части слова “домострой”? (Все)

- А теперь подумайте, можно ли объединить в одном употреблении все эти значения?

(Да, потому что между явлениями, которые обозначаются этим словом, существует связь: если люди “соблюдают” свой род, свою семью, если все (и хозяйство в том числе) они устраивают, а не разрушают, значит, и страна, состоящая из таких домов, устраивается и т. д.)

3. Представление учителем книги “Домострой”.

Памятник древнерусской литературы первой половины XVI в. сложился на основе самых разных источников: деловых, хозяйственных, нравоучительных сочинений.

Составление же книги в целом связывается с именем духовного наставника Ивана Грозного Сильвестра (нач. XVI в. — до 1568 г.).

“Домострой” показывает нормативные отношения в семье, которая предстает моделью государственного устройства. Семья, по “Домострою”, является школой подготовки к жизни, и каждый ее член от слуг и детей до главы (“господина”) имеет свои строго определенные права и обязанности. В композиционном отношении памятник делится на три части: религиозные наставления “Как веровати и как царя чтить” (гл. 1—15), семейные отношения “Как в семье жить мужу, жене, детям и домочадцам” (гл. 16—29), хозяйственные рекомендации “Как дом свой добре строити” (гл. 30— 63). 64-ю главу на современном языке можно назвать резюме всего произведения, она же является практически самостоятельным сочинением, написанным как наставление отца к сыну. Каждое положение книги аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты, главным образом — тексты Священного Писания, но не только его. Домострой отличается от других средневековых памятников как раз тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся также изречения народной мудрости, еще не отлившиеся в тысячеустом употреблении в законченность современной пословицы.

“Дом вести – не лапти плести”. Эта народная мудрость сжато выражает отношение русского человека к Дому — одновременно и хозяйству, и помещению, и людям, его населяющим. Дом вести — государю, то есть одновременно и гражданину (исконное значение слова государь), и хозяину, и господину.

С “Домостроем” в истории русской культуры связаны многие легенды и мифы — верный признак значительности и значимости этого памятника национального самосознания, как бы вдруг возникшего на излете средневековья. Подобные легенды отражают историю самого текста, а мифы — его восприятие, но — восприятие нашего времени.

Если “понять — значит простить”, то понять эпоху, в которую создан памятник литературы, прежде всего и значит правильно оценить значение его для того времени, когда он возник. Но тогда и окажется, что прощать-то некого, да и не за что. Все хорошо в свое время... время оценит... но время и сохранит...

Время сохранило нам “Домострой”.

И сегодня мы обратимся к самому памятнику, вчитаемся в реальный текст, не забывая при этом, что “Домострой” — памятник культуры своего времени.

4. Определение жанра.

- Какие жанры древнерусской литературы вам известны?

(Летопись, житие, повесть, слово, воинская повесть, поучение и др.)

- Просмотрите содержание книги “Домострой” и скажите, к какому жанру вы бы отнесли “Домострой”? Почему?

- Какое произведение этого жанра вам известно?

(“Поучение” Владимира Мономаха).

- Давайте сопоставим эти два произведения и убедимся в том, что “Домострой” действительно принадлежит к жанру поучения (работа с информационными карточками №№ 1 и 2). (Приложение)

- Соотнесите темы, которые поднимают в своих произведениях Владимир Мономах и Сильвестр. Что общего?

Вывод: “Домострой” написан в жанре поучения. Оба произведения написаны в соответствии с основным направлением древнерусской литературы – дидактизмом (наставительность, поучительность).

(Учитель может добавить, что в основе текста “Домостроя” лежит несколько традиционных для русской литературы жанров, оно включает в себя и “поучения от отца к сыну”, и нравственное “слово”, и многие картинки с натуры – городские рассказы простонародного типа).

5. Работа с текстом памятника.

(Приложение. Информационная карточка № 3)

- На доске записаны названия смысловых частей, из которых состоит “Домострой” (“Как веровати и как царя чтить”, “Как в семье жить мужу, жене, детям и домочадцам”, “Как дом свой добре строити”.)

- Как вы думаете, почему такая последовательность в расположении частей?

- Назовите ключевое слово каждой части:

ПРАВОСЛАВИЕ
ОТЕЧЕСТВО
СЕМЬЯ
БЫТ

- Запишите эту схему в тетрадях. Получается, что для православного человека жизнь организуется в виде “лесенки”, и если мы будем подниматься по ней снизу, то окажется, что низшим можно жертвовать в случае необходимого выбора ради высшего: бытом — ради мира в семье, домашним счастьем, покоем — ради сохранения отечества (Иван Сусанин) или ради истинной веры (великомученица Варвара, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София).

Вывод: когда жизнь человека была таким образом организована, у него не было беспорядка в представлениях, он знал, что должен выбрать, предпочесть в нужную минуту.

- Прочтите отрывки из “Домостроя” и скажите, что подходит, а что нет для нашей жизни?

(Дети работают с карточками самостоятельно в течение 30 минут).

- Соответствует ли наша жизнь нормам, которые содержатся в прочитанных отрывках? Приведите примеры.

- Обратите внимание на слова: “...вглядись в тоску их и скорбь...”, “Увидь за бедой телесной беду духовную — страдание согрешившей души”. Как вы понимаете эти слова?

(Учитель рассказывает детям о том, что раньше было естественным событием, когда в церковные праздники люди несли в тюрьмы гостинцы: калачи, пироги.)

- Как вы думаете, почему? Разве приятно в праздник, когда на душе должно быть беспечально, идти к незнакомым арестантам?

(Все православные люди — члены единой христианской общины, и арестанты тоже когда-то были ими, и нужно им помочь вернуться в нее. Не должно быть замкнутости только в своем мире, уюте, в своем “я”: наоборот, если у тебя в душе мир и радость, ты должен нести их тем, кто в скорби. Напомним строчку Пушкина: “И милость к падшим призывал”. Обратим внимание на связь с “Поучением” (о необходимости милосердия в жизни).

- Чем объясняется чрезмерная бережливость при ведении хозяйства? Скупостью ли?

(Нужно хранить всякое добро, чтобы было чем поделиться с нуждающимся, поэтому расточительность, неэкономность — грех: все связаны, даже ведя хозяйство своей семьи, нельзя думать только о себе.)

- Один из мифов об этой книге говорит о том, что “Домострой” – это женоненавистническая и вообще жестокая книга. Подтвердите или опровергните эту мысль.

(Интересный материал о характере межличностных отношений дает пресловутая глава о наказаниях. В этой главе, во-первых, бить рекомендуется только за вину и ослушание “великое и страшное” и при отсутствии раскаяния, а, во-вторых, осуждаются те, кто “с сердца и с кручины бьет”, то есть те, кто вымещает на близких раздражение или досаду. Это любопытный материал к характеристике желательных эмоциональных отношений в семье. Наказывать следует наедине (что относит наказание к сфере не только личного, но и тайного), “с любовью”, а наказав, “примолвить” и “пожаловать”, главное же, чтобы после наказания “гнева не было”. Это высказывание представляется особенно интересным в связи с тем, что гнев и его проявления имеют обычно прямое, непосредственное выражение, что отразилось в ветхозаветном “око за око”, в то время как существует и “отложенный гнев” — обида, которая редко выражается сразу и адекватно. Обиженный, как правило, ждет случая выместить свой гнев на обидчике, накапливая раздражение по мере ожидания, и выражает его косвенным путем, скорее — “око за зуб”. “Домострой” призывает строить отношения так, чтобы не было не только обиды, но и гнева. Автор этих рекомендаций явно считается с чувствами “другого”, пусть и виновного.)

- Что было главным в древнерусской семье?

(Понимание единства рода и ответа, который она держит пред Богом: если человек совершает позорный, бесчестный поступок, то это касается не только его лично, он тем самым бросает тень на весь свой род; если родители не сумели воспитать детей, то они отвечают за это пред Богом.)

- Каким вы увидели русского человека эпохи средневековья на страницах произведений древнерусской литературы, и прежде всего “Домостроя”?

(Дети с помощью учителя “рисуют” “портрет” средневекового человека, его душевный мир:

• человек “самовластен” — своей волей совершает поступки, ведущие к добру или злу, к правде или неправде;

• именно “деяния” определяют положительную или отрицательную оценку данной человеческой личности;

• из всех свойств человека самым ценным признается ум (“разум”, “смысл”) — он лучше видит, чем зрение, лучше слышит, чем слух;

• вместе со словом разум отличает человека от животного, ум следует развивать “наказанием” (учением), а словом надо пользоваться с осторожностью, помня его силу, которая может быть и полезна, и вредна человеку;

• труд — основа жизни (“праздный да не яст”), отсюда резкое осуждение лени, праздности, пьянства — всего, что отвлекает от труда;

• человек обязан уметь владеть собою, быть искренним, нелицеприятным в отношениях с окружающими, помогать каждому, кто нуждается в помощи, не рассчитывая, “достоин” ли он ее.) (По В.П.Адриановой-Перетц)

6. Подведение итогов. Современность памятника древнерусской литературы.

Прошло почти 500 лет со времени создания “Домостроя”. Жизнь, несомненно, идет вперед. Сегодня мы можем говорить о развитии науки и техники, культуры в целом, о развитии общественных отношений, о громадном шаге вперед в изучении природы, о неизмеримо возросших возможностях человека.

– Но стал ли человек духовно богаче, нравственно выше, чем наш соотечественник 400-500 лет тому назад? (Нет, к сожалению).

- И тогда возникает вопрос: современно ли это произведение сегодня?

- Что показалось наиболее актуальным?

- Что бы вы взяли в свою жизнь из “Домостроя”?

- Справедлива ли пословица, вынесенная в название урока?

(В подтверждение этой мысли приводятся слова известного историка В.О.Ключевского: “Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова”.)

7. Заключительное слово учителя.

Время идет, и то, что вчера представлялось нам архаичным, полузабытым, а то и реакционным, сегодня неожиданно предстает как эталон трудолюбия, честности, хозяйственной практичности — и неизбывного романтизма, чистоты, наивности и доверчивости неискушенного человека. Время меняет краски — и мы пересматриваем свой взгляд на то, что осуждали вчера. Мы ясно видим в древнерусском памятнике то, что остается ценным сегодня, что представляет собою общечеловеческие ценности бытия. Мы понимаем, что, целиком выражая идеи и чувства своих современников, авторы “Домостроя” хотели лишь одного: доступным им образом выразить вечную мысль — как жить по совести и умереть достойно.

Чтобы строить будущее, мы берем с собой из прошлого самое ценное.

А.И.Герцен хорошо писал об этом: “...последовательно оглядываясь, мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед...”

8. Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос “Что мне больше всего понравилось (не понравилось) в “Домострое”?

Литература к уроку:

  1. Древнерусская литература. – М.: Олимп, 1996.
  2. Домострой. – М., 1990.
  3. Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Лихачев, Д.С. Земля родная. – М., 1983.
  5. Любимов, Л. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. – М., 1981.
  6. Москва в творчестве А.М.Васнецова. – М., 1986.
  7. Найденова, Л. Свои и чужие в “Домострое” // Родина, 1997, № 6.
  8. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. Под ред. Д.С.Лихачева – М., 1985.
  9. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Домострой. Сильвестровский извод. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.