Урок по теме "Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металлов"

Разделы: Химия


Цель: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Задачи:

  1. Рассмотреть положения металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов.
  2. Повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и кристаллической металлической решетке.
  3. Изучить общие физические свойства металлов, рассмотреть варианты классификации металлов.
  4. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Тип урока: Урок-исследование.

Используемые приемы и стратегии:

Приемы “Мозговой штурм”, “Кластер”, стратегия “ЗХУ”.

Оборудование:

  • ПСХЭ Д.И. Менделеева,
  • коллекции “Металлы и их сплавы”,
  • модели кристаллических металлических решеток.

Алгоритм работы на уроке

Ввод в проблему – стадия вызова

  • Работа по актуализации жизненного опыта и первоначальных знаний о положении металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева, строении их атомов и физических свойствах. (Обучающиеся записывают все, что знают о металлах.)

  • Осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного представления о металлах.
  • Самостоятельная работа с основной информацией учебного занятия.

Осмысление содержания

  • Отчет каждой группы. Оформление рабочих записей в тетради.
  • Определение вывода по изучению основного материала. Работа с обобщающей таблицей.

Размышление (рефлексия)

  • Анализ записи в тетради. (Чему научились?)
  • Анализ приемов, которые использовались при обучении. (Как учились на занятии?)

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Оргмомент Приветствует обучающихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. Приветствую учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.
Актуализация, целеполагание, мотивация

(Вызов)

Обращает внимание обучающихся на тему урока и предлагает ребятам вспомнить и назвать то, что им известно о металлах. Вспоминают материал о металлах.
На основе ответов обучающихся начинает на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу “знаю”.

Предлагает обучающимся обсудить вопросы и ответить на них: чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать.

Работают в своей тетради, заполняют таблицу ЗХУ, графу “знаю”.

Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Продолжает заполнять таблицу на доске, графу “хочу знать”. Делают записи в тетради.
Затем следует “загадочная пауза”. Предлагает загадки о металлах:

- Он в течение многих лет был причиной многих бед. (Au)

- Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Ca)

- Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Na)

- К восьмой группе отнесен, в честь России назван он. (Ru)

- “Камнем” прозван он людьми, но попробуй-ка возьми. (Li)

- Из него солдатик твой, не болеет он “чумой”. (Sn)

Отгадывают загадки.
Изучение нового материала и его закрепление

(Осмысление)

Организует самостоятельную работу с текстом (§§5,6). Читают информацию о металлах (§§5,6).
Организует работу с ПСХЭ Д.И.Менделеева, коллекцией “Металлы и их сплавы”, моделями кристаллических решеток металлов и предлагает ответить на вопросы:

- Назовите особенности строения атомов металлов.

- Охарактеризуйте положение металлов в ПСХЭ.

- Что такое металлическая химическая связь?

- Перечислите особенности металлической кристаллической решетки.

- Назовите самый легкий и самый тяжелый металл, а также самый легкоплавкий и самый тугоплавкий металл. Какие металлы являются самыми мягкими, и какой металл – самый твердый?

- Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены?

Отвечают на вопросы и формулируют выводы.
Предлагает заполнить таблицу, графу “узнал”. Заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графу “узнал”).
Подведение итогов урока

(Рефлексия)

Предлагает обучающимся сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста, а затем составить кластер “Физические свойства металлов”. Работают над кластером, презентуют его.
Домашнее задание Прочитать содержание §§4-6(учебник “Химия -8” О.С. Габриеляна), проработать записи в тетради и выполнить упр №10, с.9. Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.