Разработка урока литературы для 7-го класса по теме "Нужны ли нам праведники?" (по рассказу А.Платонова "Юшка")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • совершенствовать навыки характеристики литературного героя, познакомить учащихся со способами авторского отношения к персонажу;
  • развивать логическое мышление;
  • совершенствовать навыки воссоздающего и творческого пересказа;
  • воспитывать ответственность, милосердие.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке, тему которого я обозначила как “Нужны ли нам праведники?”, мы обратимся к анализу рассказа А. Платонова “Юшка”. Дома я просила вас прочитать его. На уроке же я предлагаю вам попробовать прожить вместе с героями Платонова совсем короткое время. Именно прожить, для того, чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.

II. Аналитическая беседа.

  • Почему рассказ назван “Юшка”?

(Так зовут главного героя рассказа А. Платонова)

  • Это имя он получил от своих родителей?

(Нет. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой)

Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор дает подробный литературный портрет Юшки.

  • Что мы узнаём о нем?

(Юшка был мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. Он помогал кузнецу в кузне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей; а чай, сахар и одежду Юшка должен был покупать за свои деньги. Но он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены…)

  • Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним единственным словом. (Какой он?)

(Слабый, жалкий, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий).

  • Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем мире? Как относятся к нему дети?

(Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криком бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его).

  • Как вы понимаете слово “терзать”? Попробуйте определить его значение через подбор синонимов.

(Мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить).

В “Словаре русского языка” С. Ожегова представлены два значения слова “терзать”.

  1. Разрывать на части.
  2. Мучить нравственно.
  • В каком значении мы сейчас употребляем с вами это слово?

(Во втором).

  •  Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

(Детей удивляло то, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берет хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал.)

  • А как сам Юшка объясняет поведение детей?

(Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.)

  • Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
  • Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?

(Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду взрослые люди с лютой яростью переносили на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему ожесточению окружающих взрослых. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорит ему: “Лучше бы ты умер!” Людей раздражало, что Юшка не походил на них, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость.

Давайте обратимся к диалоги Юшки и Даши. Как вы понимаете выражение Юшки: “Сердце в людях бывает слепое?”

(“Люди часто не понимают друг друга. Бывает, в них бьется умное сердце, благородное, но оно ослеплено жадностью, завистью.”

“Я думаю, что сердце в людях бывает слепое, когда они не делают добро другим, не жертвуют ради них собой.”

“У людей, которые не замечают боли, страха других людей, сердце слепо.”

“Слепое сердце – когда человек смотрит на страдания других людей, и нет у него никакого сочувствия, сожаления.”

“Слепое сердце – это самое худшее, что может быть в человеке.”).

 Если подвести итог, то “слепое сердце” бывает у человека, неспособного понимать другого, жертвовать собой, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

  • А как вы понимаете слово “сострадание”?

(Сострадание, сочувствие, совесть (приставка “Со-” в этих словах говорит о соборности, она совмещает разум и чувство, знание и сердце, правду, добро и красоту).

Продолжим наш разговор. Как бы мы ни относились к словам Юшки о том, что народ любит его, сам он верит в это вполне искренне. Мы же понимаем, что живется Юшке очень тяжело. Но есть все же место, где он вольнее начинает дышать.

  • О каком месте я говорю?

(Это природа).

Прочитайте эпизод “Юшка наедине с природой”.

  • Дополняет ли он что-то новое к образу Юшки?

(На природе Юшка чувствует себя гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою “любовь к живым существам”).

 Мы уже настолько привыкли к Юшке, стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так долго ждали, - Юшка “осерчал”.

  • Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое, близкое по значению – рассердился, разгневался, разозлился. Но он употребил именно слово “осерчал”. Как вы думаете, почему?

(Наверное, трудно представить кроткого, тихого Юшку разгневанным или негодующим. Слово “осерчал” как нельзя лучше соответствует его образу).

  •  Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни? Давайте прочитаем эпизод встречи Юшки с прохожим по ролям.
  • Какие слова в этом диалоге вы считаете самыми важными?

(“Я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…”

 Читать последние строки, повествующие о смерти Юшки, очень тяжело. Но почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.

  • Какой эпизод изображен на ней?

(Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушел из жизни).

  •  Признали они его “своим”, “похожим”? Раскаялись?

(Проститься с Юшкой пришли все те, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили – и забыли про него).

 Ребята, в русском языке есть удивительное слово “праведник”.

  • Можем ли мы с вами отнести Юшку к праведникам?

Я еще раз хочу вам напомнить слова Юшки: “Я всему свету нужен.”

  •  Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки?

(Без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки.)

 Так неужели вся жизнь Юшки сводилась к тому, чтобы принимать злобу и глумление на себя?!

  • Когда и почему вновь вспомнили о Юшке?

(После приезда его воспитанницы. Ради неё он не пил чай и не ел сахара, чтобы она ела его. Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке. Его доброе дело перешло в руки сиротки).

 Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. А Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, - “из смерти работать жизнь”.

Юшка выполнил свое предназначение, и теперь мы еще лучше понимаем его слова: “Я тоже всему свету нужен”.

 III. Подведение итогов.

  • Нужны ли нам праведники?

(Конечно, нужны)

  • Вы почувствовали авторское отношение к герою?

(Платонов несомненно любит своего героя, жалеет его. Мне, как и вам, хотелось бы, чтобы Юшка остался жив, выздоровел бы, чтобы люди по достоинству оценили его душевную простоту, чтобы они пришли к пониманию того, что “…человечество – одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному – больно всем. Умирают одни – мертвеют все”).

Своей волею писатель многое мог бы изменить в сюжете рассказа и оставить Юшку жить. Верный правде жизни, он не делает этого. Но даже при этом трагичном финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, прежде чем “разлиться сильным и ярким потоком”, часто преодолевает множество преград.

У каждого из нас есть свой собственный свет – свет души, добрых мыслей и поступков. У кого-то он ярче, у кого-то тусклее, но он у всех. И его так легко притушить, а то и вовсе – загасить – эгоизмом, равнодушием, злым словом, дурным делом, даже простым невниманием к ближнему. И самому темнее в этом мире станет.

Не гасите свет своей души! Не гасите – ни приходя, ни уходя. Не гасите свет.

 IV. Домашнее задание.

Итоговая творческая работа.

В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, можно услышать “безмолвный голос существа, ждущего помощи. Эти голоса есть и рядом с вами. Напишите о том, как вы понимаете слово “сострадание”. Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?

Или же напишите о том, какие открытия помог вам совершить А. Платонов в самих себе.