Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по предмету "Экология" с применением интерактивных методов обучения "Невидимые ниточки природы"

Разделы: Преподавание экологии


Цели:

  • сформировать понятие о пищевых цепях и сетях питания, о взаимоотношениях в природе,
  • прививать умение школьников работать в группах,
  • воспитывать экологическое мышление.

Наглядные пособия:

  • плакат “Пищевая сеть”;
  • школьная доска с магнитами;
  • изображения животных и растений;
  • клубок ниток;
  • ватман, фломастеры.

Термины: пищевая цепь, пищевая сеть.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Беседа.

  • На какие группы делят животных в зависимости от питания?
  • Каких животных называют растительноядными, хищными, насекомоядными, всеядными.

2. “Мозговой штурм”

Учащиеся в быстром темпе по очереди называют различных животных, обитателей местных лесов, педагог записывает их названия на доске или ватмане. Например: соболь, сова, уж, олень, медведь, лиса, волк, еж, заяц, белка, барсук, мышь, рысь…….

3. “Работа в малых группах

Учащиеся класса делятся на группы по 4 человека: группа “травоядные”, группа “хищники”, группа “насекомоядные”, группа “всеядные”. (Группам выдают по листу ватмана и разные маркеры) Каждая группа детей выбирает то или иное название из предложенного списка и записывает их в соответствующую группу “травоядных”, “хищников”, “насекомоядных”, “всеядных”. Затем группы обмениваются своими списками, проверяют их, они имеют право зачеркнуть что-то из списка или добавить в него. Если насекомоядных или травоядных в списке не окажется, то ученики могут дописать их сами. Списки передают до тех пор, пока они не вернутся к прежнему владельцу.

Один ученик из группы выходит к доске и зачитывает список. Весь класс обсуждает правильность ответов.

“травоядные”: заяц, лось, мышь …

“хищники”: рысь, волк, лиса…

“насекомоядные”: ёж, синица, …

“всеядные”: медведь, ворона, сорока …

Вопрос к детям: существуют ли связи между этими группами?

Ответ: Да. Одни животные поедают других.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

В природе животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что все живые существа связаны между собой в цепи питания.

Возьмём, например, зайца.

- Чем питается заяц?

- Корой деревьев (осины, берёзы, ивы) или травой.

- Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания.

На первое место пищевой цепочки мы поставим растения. Растения поедают травоядные животные, а ими питаются хищные животные. Растение – травоядное животное – хищное животное. (Записать на доске)

Вопрос к детям: Какую можно составить цепь питания по нашему примеру?

Осина – заяц – волк (учитель прикрепляет трафареты животных и растений на доске, ученики пишут в тетрадях). (Рис 1)

Вывод: Получается, что эти животные и дерево связаны между собой.

Возьмем другой пример – мышь.

Вопрос к классу: Чем питаются мыши?

- Мыши питаются зерном.

- А кто питается мышами?

- Мышами питаются лисы.

- Какая получается цепь питания?

Спросить учеников, прикрепить трафареты, записать на доске и в тетради: зерно – мышь – лиса. (Рис 2)

Третью цепь питания предложить учащимся составить самостоятельно. Спросить несколько учеников.

Вопрос к классу. Мы составили несколько пищевых цепей. С чего начинается каждая из них?

Ответы учеников: – c растений – 1-е звено; 2-е звено – растительноядные животные; 3-е звено – хищные живот