Особенности адаптационного периода первоклассника (семинар-тренинг для родителей)

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Актуальность: Первый год обучения в школе - самый сложный не только для первоклассников, но также для их родителей и классных руководителей. Ребенок приходит в новый коллектив детей и взрослых. И на начальном этапе важным моментом является знакомство всех участников педагогического процесса друг с другом. Роль семьи в период адаптации первоклассника особенно важна и является одним из факторов, способствующих успешной адаптации ребенка к школе.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в области взаимодействия с детьми на протяжении всего адаптационного периода первоклассника.

Задачи:

  1. Знакомство участников тренинга друг с другом.
  2. Создание атмосферы доброжелательности.
  3. Осознание причин и проявлений адаптационного периода первоклассника.
  4. Определение способов поддержки и помощи ребенку.
  5. Обобщение опыта и способов взаимодействия с детьми (собственный опыт родителей, педагога и психолога).

Условия проведения: класс либо кабинет для тренингов со стульями (креслами) по количеству участников.

Необходимый материал: бейджики, фломастеры или маркеры, бумага формата А4 для работы в группах, лист формата А4 с изображением геометрических фигур (квадрат, треугольник, зигзаг, круг) для методики “Психогеометрический тест”, планшеты.

Участники: родители первоклассников или лица, их заменяющие (опекуны, бабушки, дедушки), классный руководитель. Наполняемость группы 14-20 человек.

Время проведения: 1,5-2 часа.

Формы работы: упражнения в парах, обсуждения, короткие информационные сообщения, работа в небольших группах, элементы тренинга.

Предполагаемый психологический результат: знакомство родителей друг с другом, создание хорошего микроклимата в родительском коллективе. Его черты: сплоченность, активность и доброжелательность. Осознание необходимости помощи ребенку в период адаптационного процесса.

Структура занятия:

  1. Знакомство.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Знакомство группы.

По мере того, как группа собирается, участники тренинга разбирают бейджики. Бейджики могут быть оформлены заранее или же участники группы подписывают самостоятельно так, как они хотели бы, чтобы их называли во время занятия.

1. Самопрезенация психолога (краткая характеристика ведущего как личности и профессионала).

Самопрезентация психолога (ведущего) может раскрывать следующие вопросы: фамилия, имя, отчество, образование, опыт и стаж работы, краткие личностные характеристики (хобби, увлечения) и т.д.

2. “Психогеометрический тест для изучения личности” [6].

Я использую данный психогеометрический тест с целью установления доброжелательных и открытых отношений путем получения дополнительной информации о каждом участнике и как возможность деления группы на небольшие подгруппы по выбранным формам.

При интерпретации психологической характеристики форм личности зачитываются только положительные характеристики фигур, с целью установления доброжелательного отношения между всеми участниками группы на момент первоначального знакомства. В своей работе иногда использую не пять фигур, как предлагает данный тест, а четыре (квадрат, зигзаг, круг, треугольник) для более удобного деления группы на небольшие подгруппы. Группа делится на подгруппы путем объединения: квадраты с квадратами, треугольники с треугольниками и т. д.

3. Знакомство участников тренинга на основе заданий “Самопрезентация” и “Представление партнера” [3].

При работе в парах можно ограничиться следующими вопросами: имя, фамилия партнера; место работы; две лучшие черты своего характера; хобби; имя ребенка, обучающегося в классе; ожидания участника от семинара-тренинга.

II. Основная часть

1. Работа по группам, на которые разделил психогеометрический тест.

Задание для работы в группе (5 минут):

Отметьте, какие изменения произошли в вашем ребенке при поступлении в первый класс? Например, ребенок стал более плаксивый, капризный или более самостоятельный (проявления могут быть как положительные, так и отрицательные).

По окончании отведенного времени каждая группа зачитывает результаты своей работы. Обсуждение.

Ведущий подводит итог сказанному и дополняет полученную информацию устным способом (см. Приложение 1) или с использованием презентации.

2. Сообщение результатов психодиагностики первоклассников. Диагностика проводится с целью определения степени адаптации учащихся при переходе дошкольного детства в первый класс.

Общие результаты психодиагностики по классу представляются в наглядной форме (в процентом соотношении в виде диаграммы или с помощью презентации).

3. Работа по тем же группам, на которые разделил психогеометрический тест.

Задание для работы в группе (5 минут):

Определите основные пути и способы поддержки ребенка в адаптационный период? Например, как можно поддерживать оптимальный уровень работоспособности или тренировать волевые усилия, какие вы знаете пути и способы снятия напряжения и т.д.

По окончании отведенного времени каждая группа зачитывает результаты своих обсуждений.

Ведущий подводит итог и дополняет полученную информацию (см. Приложение 2).

Для более полного ознакомления с особенностями адаптационного процесса первоклассника и способами помощи и поддержки ребенка, участникам можно порекомендовать такие сайты как:

  • http://www.fiture4you.ru;
  • http://www.psyhologies.ru;
  • http://adalin.mospsy.ru.

III. Подведение итогов. Рефлексия участников:

  1. Оправдались ли ваши ожидания по отношению к тренингу?
  2. Что дало вам участие в этом тренинге?
  3. Ваши пожелания?

Литература

  1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват.центр “Педагогический поиск”, 1997 – 112 с.;
  2. Время адаптации.// Здоровье детей №7, 1-15 апреля/2005;
  3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство “Речь”, 2005. – 256 с.;
  4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с., ил.
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1993. - 144 с;
  6. Организация и проведение психолого-педагогическогоисследования. Учебное пособие / Под ред.д. п. н., профессора Г.Д. Бабушкина, д. п. н., профессораЕ.П. Каргаполова. – Омск – Ханты-Мансийск.2001 – 190 с.
  7. http://adalin.mospsy.ru.