Волшебная сила имен прилагательных (конспект урока)

Разделы: Русский язык


Тип урока – урок развития речи.

Программа под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта

Характеристика исходного уровня ЗУНов для постановки целей, усвоения учащимися материала.

Логика распределения учебного материала при изучении темы определяется целями обучения на второй ступени:

  • углубление полученных ранее знаний,
  • обобщение материала и переход на новый качественный уровень его осмысления,
  • ликвидация пробелов в той или иной области знаний, умений и навыков,
  • дальнейшее развитие познавательных творческих интересов учащихся,
  • реализация творческого потенциала через совершенствование навыков работы с текстом.

В результате изучения темы у ребят должно сформироваться устойчивое представление о многофункциональности имён прилагательных, их полисемии, что обуславливает богатые возможности употребления их в речи.

На предыдущих уроках была проведена работа по анализу функционирования имён существительных в речи, велась работа над точностью употребления имени существительного в создаваемом тексте; в качестве сопутствующего повторения проводилась работа по актуализации орфографического навыка в написании безударных гласных в корне слова, написании не- с существительными и прилагательными, -н – -нн в именах прилагательных, правописанию сложных имён прилагательных, актуализации пунктуационных навыков (постановка знаков препинания при однородных членах предложения, в предложении с обобщающим словом, в сложном предложении), актуализировались знания по словообразованию имён существительных и имён прилагательных.

Система заданий, формы и приёмы работы на уроке определяются высоким уровнем развития большинства учащихся, хорошей гибкостью мышления, развитием всех видов внимания. Дифференцированный подход к учащимся позволяет надеяться на получение хороших результатов в процессе работы.

Цели и задачи урока:

  • Образовательная: познакомить с изобразительными возможностями имён прилагательных, научить применять имена прилагательные в речи; закрепить орфографические знания, умения и навыки, сведения о словообразовании имен прилагательных. Продолжить обучение комплексному анализу текста, расширяя представление о богатстве русского языка.
  • Развивающая: продолжать развивать навыки комплексного анализа текста, совершенствовать умение находить связи между единицами уровней языка , умение грамотно, аргументированно и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста, продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.

Комментарий к подготовке и проведению урока.

В 6 классе проведение уроков по развитию речи, связанных с употреблением различных частей речи, является традиционным. Учащиеся начали изучение данных тем с осмысления роли имен существительных в речи, поэтому можно говорить об относительно сформированном навыке самостоятельной подготовки материала учащимися. Организующая роль учителя при подготовке урока заключается больше в распределении объектов изучения по степени их сложности с учётом индивидуального уровня развития учащегося, консультативной помощи в ходе работы.

В ходе урока рекомендую учащимся составить сводную таблицу, где они запишут опорные слова, связанные с особенностями употребления имён прилагательных в речи.

Ход урока

Эпиграфы записаны на доске:

Не великое дело – великое слово. (Пословица)

Чудо – это то, что невозможно и тем не менее возможно. То, что не может произойти и тем не менее происходит. (Б. Шоу)

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки,.. блеск красок, силу света, шум и тень садов... Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения... Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К.Г. Паустовский) Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.И. Куприн)

Под музыку А. Вивальди LAUTUMNO / DER HERBST №2 ADAGIO учащимся представляются слайды осеннего города (от золотой осени до предзимья).

Спрашиваю, какое настроение вызывает эта мелодия?

Дети отмечают унылое, безрадостное настроение мелодии.

Обращаю внимание на осенние пейзажи.

Созвучно ли настроение мелодии, красок настроению пейзажей?

В чём вы видите сходство? Учащимися отмечается созвучие осенних пейзажей (красок, цветов) настроению мелодии.

При помощи “волшебных” звуков, красок, цветов, которые создают настроение, мы воспринимаем жизнь. Как вы думаете, что в языке обладает “волшебной” силой?

Дети сами формулируют тему урока, называя обладателем “волшебной” силы слово.

Да, сегодня мы с вами поговорим о слове, точнее, об имени прилагательном. И урок этот будет необычным: чувство, настроение, мысль помогает выразить слово, но не простое, а “волшебное”. Имя прилагательное выступит в этой роли. Почему волшебной? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.

Какое высказывание могло бы стать эпиграфом сегодняшнего урока.

В каком стиле, по-вашему, используются чаще имена прилагательные?

Как вы думаете, почему именно в художественном?

Что характерно для данного стиля?

Называют художественный стиль, черты художественного стиля: сферу употребления, задачи речи, языковые и речевые средства, используя стенд “Стили речи”. Учащиеся отмечают богатство художественной речи, подчёркивая, что именно ей свойственно широкое использование имен прилагательных.

Текст для работы:

Хмурится небо – хмурится утро, хмурится солнце, затмив облака... Пусть неизвестны нам тайны природы, зато я пойму волшебство языка!

Давайте обратимся к тексту В. Г. Короленко “Поздняя осень” Над землёй низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи... Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела...

Белый цвет – это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, – цвет величавых горных вершин.

Задаю вопросы по тексту:

Посмотрите, какие изменения происходят в природе осенью?

Какое настроение создает у вас текст? Меняется ли оно?

С какой целью автор использует повтор одного и того же слова “холодный”?

Это речевая ошибка?

Найдите слова, которые помогают “почувствовать” осень, передавая признак непосредственно?

(Холодное(ые), недосягаемая, ровна, одноцветна, бела, смирившаяся, притихшая, овдовевшая).

Объясните лексическое значение словосочетания овдовевшая земля.

Учащиеся отмечают переносное значение слова овдовевшая (работают со словарём), объясняют значение словосочетания, подчёркивая образность переносного значения словосочетания

Как называется этот троп? Какая это часть речи?

Какие чувства передаёт автор с помощью эпитетов?

Вы встретили краткие прилагательные. Какова их роль в тексте?

Спрашиваю, чем являются краткие прилагательные в предложении?

Прошу подчеркнуть в тексте слова, обозначающие цвет.

О чём говорит использование?

Природа живёт своей жизнью: на смену осени приходит зима, которая царственно вступает в свои права.

Заглавие “объединяет” смысл всех прилагательных.

Спрашиваю, есть ли в тексте связь. между заглавием и колоритом пейзажа?

Как заглавие отражает “настроение” текста?

Прошу объяснить лексическое значение слова “поздняя”?

Учащиеся находят в толковом словаре лексическое значение слова “поздний”:

1. Представляющий собой конечную пору суток или какой-л. части суток, года. 2.Задержавшийся появлением, наступивший, совершённый после обычного или нужного времени; запоздалый.

Найдите и подчеркните в тексте контекстуальные синонимы к слову “поздний”.

К какому типу текста вы отнесёте данный?

Повествование с элементами описания (приводятся доказательства: учащиеся отмечают “данное” и “новое” текста, отмечают последовательность действий, находят элементы описания, ссылаясь на прилагательные).

В чём вы увидели волшебство прилагательных?

Отмечают выразительность текста, которая создаётся за счёт имён прилагательных.

Лингвистический эксперимент: Учащимися читается текст без имён прилагательных.

Предлагаю изменить текст, сохранив только повествование, и найти имя прилагательное, которое указывает на признак предмета не прямо, а через отношение к другому предмету.

В чём сила превращения? Чем отличается второй текст от первого?

Учащиеся отмечают, что отсутствие прилагательных помогает глубже понять их роль в тексте: текст стал скучным: утратилась эмоциональность, образность.

Спрашиваю, что произойдёт, если исчезнет последнее прилагательное из текста?

Можно ли назвать текст “Холодная осень”? Почему?

Нет. Подмена слова меняет значение, следовательно, и смысл текста. Имя прилагательное точно предаёт состояние поздней осени.

Далее детям предлагается работа с таблицей:

Работа индивидуально выполняется учащимся (таблица заготовлена за доской).

Работа с тропами (подбор эпитетов)

Солнце Ветер Тучи Земля Снег Облака
           
  1. К указанным именам существительным подберите и выпишите прилагательные из текста В.Г.Короленко.
  2. Подберите и запишите свои имена прилагательные, которые вы могли бы согласовать с данными существительными и использовать при описании поздней осени.

Обращаю внимание на словарь литературных эпитетов.

Следующее “превращение” заключается в замене имен прилагательных, использованных в тексте, своими прилагательными.

Ребята читают наиболее удачные варианты, например:

Над землёй низко подымается уже неяркое солнце, бежит порывистый ветер, несутся снеговые тучи... Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона.

И вот наступает день, когда на эту опустевшую и мёрзлую землю падают миллионы снежинок и вся она становится пустынна, сурова и светла...

Белый цвет – это цвет пушистого снега, цвет прозрачных облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, – цвет величавых горных вершин.

Текст приобрёл новое содержание и звучание.

Напряжённость эмоционального звучания первого текста сменил торжественный тон звучания второго текста. Природа будто ожила: появились новые краски.

Разнообразие имён прилагательных создало новое настроение: нет той тревоги, что была ранее.

Это равноценно тому, что в музыкальное произведение добавили новые аккорды, а в немногоцветную картину – новые краски – появилось новое произведение.

Делают вывод о том, что имена прилагательные придают тексту точность, образность, эмоциональность.

Спрашиваю, чем отличается их текст от авторского, чей рассказ точнее передаёт главную мысль, почему?

Теперь мы понимаем, как бывает важно найти красивое, точное, образное прилагательное. Какое это трудоёмкое, но вместе с тем интересное занятие.

Далее предлагаются индивидуальные задания по группам:

Группа №1

Рассмотрите схему “Словообразовательные возможности имени прилагательного”, расшифруйте её, запишите производные слова.

Словообразовательные возможности имени прилагательного.

См. <рисунок 1>.

Учащиеся первой группы выполняют задания по словообразованию.

(Высоченный, высоконький, высоковатый, высочайший, невысокий, сверхвысокий, высоко, высота, вышина)

В чём вы видите разницу между словами?

(Вносят различия в Л/З слов, подчёркивают их использование в разных стилях. Отмечают стилевую дифференциацию имён прилагательных и авторскую инициативу в подборе лексических единиц).

Почему в тексте В.Г. Короленко нет этих слов?

Группа №2 работает над текстом С.Аксакова, восстанавливая пропущенные прилагательные.

Учащиеся выполняют задание (задание проверяю выборочно, при наличии времени учащиеся читают тексты вслух).

Старые деревья давно облетели. Только * * берёзки сохраняют ещё свои * листья, блистающие золотом, когда тронут их лучи * * солнца. Ярко выступают сквозь * сеть ветвей, как будто помолодевшие сосны и ели. Устлана земля *, * и * листьями.* и * в сырую погоду, * и *листьями в морозы.

Слова для справки: молодой, невысокий, желтоватый, косой, отдельный, красноватый, вечнозелёный, сухой, осенний, берёзовый, разновидный, разноцветный, мягкий, пухлый, жёсткий, хрупкий.

Исходный текст

Старые деревья давно облетели. Только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие сосны и ели. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями. Мягкими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хрупкими листьями в морозы.

(С.Аксаков)

А теперь попробуйте сами, используя имена прилагательные, описать позднюю осень, составив и записав 2-3 предложения по описанию понравившейся вам картины (выставляю заранее приготовленный стенд, на который прикреплены репродукции картин русских художников).

(Составленные предложения учащиеся могут использовать в домашней работе).

Осень горько плачет ледяным дождём о каждом своём прожитом дне. Ничего ей уже не осталось: ни ярких красок, ни тёплого дуновения ветерка, ни улыбки солнца... Только печальные серо-чёрные пейзажи.

Снег выпадает, но всегда тает. Зима уже несколько раз пыталась вступить в свои права, но осень, хоть и стара, всегда умело ставит зиме подножку.

Солнце больше не светит, только дует суровый холодный ветер. Остались лишь тусклые улицы, серые скверы и чёрные дороги

Сделаем вывод об уместности и важности подобранных слов в данном тексте.

(При наличии времени предлагаю подсчитать части речи в этом тексте в процентном соотношении: 1/4 всего текста – имена прилагательные)

Вот вы и стали немного волшебниками, соприкоснувшись ещё раз с удивительной частью речи. Давайте запишем ключевые слова, раскрывающие роль имён прилагательных в речи.

Учащиеся записывают опорные слова, которые помогут им подготовить связный осмысленный рассказ о роли имён прилагательных в речи: меткость и точность, особая выразительность, описательная образность, эмоциональная оценочность, стилевая дифференциация.

Какое предложение (см. эпиграф) наиболее точно передаёт содержание выписанных вами слов?

Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

или

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Подводятся итоги урока.