Урок русского языка во 2-м классе по теме "Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Знакомство с понятием “приставка”.
  • Изучение правописания приставок.

Оборудование:

  • Учебник “Русский язык” 2 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
  • Карточки лото.
  • Тест “Проверь себя” для каждого ученика.
  • Карточки с вопросами для работы над понятием.
  • Карточки с приставками.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Предлагаю детям сыграть в грамматическую игру “лото”. На партах первого ряда лежат карточки синего цвета, на партах второго ряда - красного цвета. На карточках синего цвета начало фразы, на карточках красного – конец фразы. Встаёт ученик с синей карточкой, читает, дети слушают. Затем встаёт тот, у кого на карточке продолжение и заканчивает фразу. Например:

1 ученик: Корень – это…..

2 ученик: главная часть слова

Карточки синего цвета Карточки красного цвета
Корень – это… …однокоренными или родственными
В корне заключён… …образование новых слов
Чтобы правильно выделить корень… …главная часть слова
Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются…. …после корня
Суффикс – это… …общий смысл всех однокоренных слов
Суффикс стоит… …часть слова
Роль суффикса… …нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть

Итак, мы знаем такие части слова, как корень и суффикс.

2. Введение нового знания

а) Создание проблемной ситуации

На доске слова:

Разгон, разгрузка, разговор, разгром.

- Что заметили? ( Во всех словах есть общая часть -разг-)

Делают предположения, что это корень.

б) Поиск решения

Предлагаю вспомнить два признака однокоренных слов.

1 – общий корень (да, во всех этих словах есть общая часть)

2 - общий смысл

Дети объясняют смысл каждого слова, и приходят к выводу, что слова не могут быть однокоренными, т.к. разные по смыслу.

Предлагаю выделить корень в каждом слове.

Дети подбирают к каждому слову однокоренные слова:

Разгон, гонка, гонит, погоня (корень –гон-)

Разгрузка, грузят, грузчик, груз (корень –груз-)

Разговор, говорю, поговорим, говорливый (корень –говор-)

Разгром, погром, громить, гром (корень – гром-)

- Что заметили? (Пред корнем в каждом слове есть ещё какая-то часть! Может быть сегодня на уроке мы узнаем что это за часть слова)

3. Объявление темы урока

- Эта часть слова называется “приставка”. Как вы думаете, почему?

Дети высказывают предположения (от слова “приставлять”)

На странице 83 рассматриваем рисунок. Дети на иллюстрации что-то приставляют, пристраивают к корню.

4. Работа над понятием

а) Намечаем пункты плана определения приставки

- Что бы вы хотели выяснить, узнать о приставке?

Дети задают свои вопросы. Помещаю на доску заранее приготовленные карточки. Поскольку уже велась подобная работа при изучении корня и суффикса, то учащиеся задают следующие вопросы:

  • Что такое приставка?
  • Где находится?
  • Для чего служит?
  • Какие бывают приставки?
  • Как пишутся?

б) Частично отвечаем на поставленные вопросы

- На какие вопросы мы можем ответить?

На первые два вопроса можем дать ответ. (Фиксирую )

Для чего служит приставка - пока не знаем. А на вопрос: “Какие бывают приставки?” можем указать пока только одну – раз-

Как пишутся – тоже затрудняемся сказать. Предполагаем, что на уроке выясним.

Займёмся поиском ответов на эти вопросы.

в) Наблюдение над ролью приставки

Выполняем упражнение № 132

Дети читают слова: бежал, побежал, пробежал, добежал, убежал, сбежал, отбежал, перебежал.

- Какая часть слов выделена? (Приставки)

- Как догадались? (Находятся перед корнем –беж-)

- Понаблюдайте, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки (Получаются разные слова)

- На какой вопрос мы дали ответ? (“Для чего служат приставки?”) Приписываю ответ: для образования новых слов. Дети замечают, что и суффиксы выполняют такую же роль.

- Что ещё можем добавить в план определения приставки? (Можем дополнить ответ на вопрос “Какие бывают приставки?” Записываю: по-, про-, до-, у-, с-, от-, пере-

Продолжим наблюдение над ролью приставки и выясним, каким значком принято выделять приставку. Даю слово “пиши” и показываю карточки с разными приставками. Дети должны образовать слова и записать в тетрадь.

с-, вы-, до-, за-, пере-, на-, под-

Ещё раз убеждаемся, что образовали новые слова с помощью приставок (спиши, выпиши, допиши, запиши, перепиши, напиши, подпиши)

Показываю как принято выделять приставку в слове.

5. Учимся отличать приставки от предлогов

На доске:

по……….. по……….

про………про………

до………..до………..

Подбираем словосочетания. Например: поскакал по полю, прочитал про зверей, довёз до школы. Выясняем, чем являются эти буквосочетания. Обращаем внимание, что бывают одинаковые приставки и предлоги. Делаем вывод: приставки нужно отличать от предлогов.

Приставка – часть слова, значит, пишется слитно со словом. Предлог – отдельное слово, значит, будем писать раздельно с другими словами.

Теперь мы знаем ответ на последний вопрос нашего плана “Как пишутся приставки”.

Читаем вывод на странице 87 учебника, подтверждаем правильность наших рассуждений.

6. Первичное воспроизведение знаний

а) определение приставки

2-3 человека дают определение приставки по плану.

б) Наблюдение над ролью приставки

Упражнение №134 выполняем по рядам. Учащиеся 1ряда образовывают как можно больше слов с разными приставками от слова строить, 2ряд – копать, 3 ряд – рисовать, доказывают, что получились новые слова. Для этого определяют, что обозначает каждое слово.

Даны приставки: на-, за-, при-, до-, от-, пере-, с-, вы-

По ходу работы дети приходят к выводу, что не всякая приставка употребляется с данным словом. Нельзя сказать сстроить, отрисовать, скопать (можно – вскопать; обращаем внимание, что в слове две приставки!).

 в) дополняем лото новыми карточками, играем заново

Карточки синего цвета Карточки красного цвета
Приставка – это… …перед корнем
Приставка стоит… …слитно со словами
Роль приставки…  
Приставки пишутся…..  

Отмечаем, что тот, кому попалась карточка красного цвета “…часть слова”, отвечает дважды – на фразу – “суффикс – это…” и “приставка – это..”, а тот, кому попалась карточка

“ ….образование новых слов”, даёт дважды ответ, т. к. и суффикс, и приставка служат для образования новых слов.

В конце урока проводим рефлексию.

Каждый получает тест, отмечает правильные ответы и записывает запомнившиеся на уроке приставки в задании№4.

7. Проверь себя

1. Приставка – это

а) часть слова

б) часть предложения

2. Приставка стоит

а) перед корнем

б) после корня

в) после суффикса

3. Роль приставки

а) в ней заключён общий смысл всех однокоренных слов

б) приставки образуют новые слова

Я узнал такие приставки:……………………………………………………………

5. Приставки пишутся со словами

а) слитно

б) раздельно

8. Итог урока

Проверка теста.

Оценки за урок.

Домашнее задание.