Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

Разделы: Иностранные языки


Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Язык – это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, – всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, должно быть предметом рассмотрения на уроках родного и иностранного языка.

Важнейшей задачей обучения иностранному языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, развитие творческих способностей. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо увлечь ребёнка, заинтересовать предметом.

Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят различные виды сказок, нестандартные формы проведения уроков, еженедельные олимпиады по языку, необычные формы предъявления изучаемого материала, внеурочная работа по предмету.

Именно перечисленные методы и приёмы способствуют развитию широких познавательных мотивов в младшем школьном возрасте, именно этот возраст является благоприятным для развития познавательных мотивов.

Кроме познавательных, социальных мотивов, психологи выделяют творческие мотивы. Наличие их обозначает, что ученик не только усваивает те приёмы и способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми.

Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику, минуя его (ученика) собственную деятельность по овладению знаниями, не представляется возможной. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы мотивы их самоосуществления себя как личности были у них в первую очередь.

А.Н. Леонтьев под мотивацией понимает «…то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности». (Леонтьев А.Н. «Потребность, мотивы, эмоции», М., изд-во МГУ, 1971, с. 13).

Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранного языка, учителю необходимо  представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы.

Занимаясь проблемой мотивации и поиском путей её формирования, важно не допускать упрощенного её понимания.

Формирование мотивации это не «перекладывание учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения».

Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий  для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации.
Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. (ИЯШ №1 1998 г. с.15)
Как известно, интерес как мотив, играет важную роль в обучении школьников иностранному языку. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются прочные речевые умения и навыки.

Какие же приёмы и способы формирования положительной мотивации  учащихся мне удается использовать на своих уроках?

Все мы знаем, что первое знакомство с грамматикой английского языка часто вызывает разочарование и скуку у детей. Ребёнок, который с радостью осваивал лексику, фонетический материал и основы разговорных навыков, нередко теряет мотивацию к продолжению изучения языка, столкнувшись с необходимостью неоднократного повторения грамматического материала, упорной тренировки грамматических навыков и – что самое сложное для 8–10-летнего ребёнка – выслушивания сухих объяснений преподавателя. Как же быть? Выход один: превратить рутину в игру. По меткому выражению Л.С. Выготского «игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений». Вот этот «большой смысл и такие элементы» игры на уроке иностранного языка я смогла найти в использовании сказок.  Они максимально облегчают понимание и усвоение грамматического материала, соответствующего уровню начального этапа обучения английскому языку. Сказку ребёнок воспринимает как игру, «большой смысл» которой заключается в развитии не только творческих сил и возможностей, но и в отработке языковых навыков и умений, так как речь в данном случае идёт о языковых сказках. Они условно называются: фонетические, лексические, грамматические.

Как показывает практика – это один из эффективных приёмов обучения иностранному языку на раннем этапе. Я стараюсь стремиться к тому, чтобы все упражнения, используемые на уроке для отработки лексического, фонетического, грамматического материала, носили речевую направленность. Но одна из трудностей на начальном этапе обучения заключается в ограниченности речевых ситуаций в силу небольшого языкового запаса обучаемых. Кроме этого, при отработке лексических единиц и грамматических структур присутствуют монотонные многократные повторения. Избежать эти трудности на начальном этапе мне помогают лексические сказки.

В чём же заключается основная задача учителя в организации подобной работы на уроке? Она заключается не только в том, чтобы дать толчок творчеству и пробудить воображение, но умело направлять их в нужное русло, чтобы безудержная фантазия детей не уводила их от предмета изучения.

Рассказывая сказку, я пользуюсь советами английского методиста Сары Филипс: « Если вы хотите, чтобы сказка понравилась деткам, никогда не читайте её, а рассказывайте. Для этого:

  • Подготовьте план рассказа, который содержал бы главные моменты.
  • Расскажите историю вслух кому–нибудь или запишите на магнитофон.
  • Используйте при рассказе мимику и жесты.
  • Не забудьте поддерживать контакт со слушателями глазами.
  • Не торопитесь, наслаждайтесь рассказом».

Заповедь « Будьте, как дети! » определяет поведение учителя на уроке.

Применяя сказку на уроке в системе, дети сами начинают сочинять свои сказки. Поэтому я должна неукоснительно соблюдать принцип свободы творчества, который предполагает три «не»:

  • Не ограничивать содержание и способы изложения сказок.
  • Не делать никаких замечаний по построению сюжета.
  • Не прерывать без необходимости рассказ ученика. (ИЯШ №4 1998 г.)

Одним из важнейших условий обучения младших школьников иностранному языку является формирование у них положительного отношения к учебе и познавательных интересов. Поэтому урок должен быть организован так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечая усталости.

Моим ученикам очень нравится, когда я на уроке использую куклу бибабо, которая одевается на руку. Частыми гостями у нас бывают три поросенка, волк, персонажи сказок «Теремок» и «Репка» и многие другие сказочные герои. Благодаря своей подвижности, такая кукла более выразительная. Создавая самим своим появлением атмосферу кукольного театра, она является прекрасным средством организации внимания младших школьников, повышения их интереса к уроку, активизации их речевой деятельности, а, значит, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка в целом. (ИЯШ  №6 1987 г.)

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу  обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: умения декламировать стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, петь на иностранном языке, умения реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет, широко знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием англоговорящих стран. Вся деятельность учащихся на уроке подчинена главной коммуникативной цели преподавания английского языка.

Данные уроки проводятся в рамках тем школьной программы, но включают самый разнообразный дополнительный материал, тем самым, расширяя лексическую и речевую базу учащихся, выводя их способности на более высокий уровень владения иностранным языком.   В своей работе я использую «Урок КВН», «Урок-соревнование», урок «Смотр знаний», урок путешествие. На таких уроках ребята чувствуют себя более раскрепощено, не остается ни одного равнодушного ученика, каждый старается внести свой вклад в данный урок.

Важную роль в формировании положительной мотивации при изучении иностранного языка я отвожу еженедельным олимпиадам.

Участие в еженедельных олимпиадах, на мой взгляд, способствует раскрытию потенциала учащегося, а достижение определенных достижений укрепляет самосознание ребенка и способствует повышению предметной мотивации. Олимпиада – это путь к самоутверждению.

 Цели проведения еженедельных олимпиад по английскому языку:

  • Повысить предметную мотивацию;
  • Выявить одаренных, творчески мыслящих школьников и всемерно  способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • Совершенствовать практические навыки и умения для выполнения стандартных и нестандартных заданий;
  • Оценить уровень развития навыков самостоятельной работы и стремления к обучению и самообучению.

Подбор заданий для олимпиады является очень важным моментом. Ведь нужны не просто сложные задания, а разнообразные задания творческого характера, которые были бы одновременно и интересны, и имели бы практическое применение. Задания для еженедельных олимпиад по английскому языку подбираются разного уровня сложности – так, чтобы часть заданий могло решить большинство учеников, а 1–2 из них могли решить только самые сильные ученики. Задания подбираются не громоздкие и их выполнение не должно отнимать много времени. Все задания имеют элемент занимательности.

Ребятам необходимо помочь добиваться успехов, т.е. помочь приобретать знания и навыки и применять их на практике.

По форме проведения олимпиада является заочной. Она не требует присутствия ребенка в школе, и учащиеся имеют больше шансов для поиска верного решения.

Участвовать в еженедельных олимпиадах по английскому языку в начальной школе может любой ребенок, для этого необходимо регулярно получить задание и через неделю предоставить результаты.

Важный вопрос, решение которого требует творческого подхода, – реклама олимпиады, создание у учащихся необходимой мотивации. Подведение итогов олимпиады провожу на уроке: объявляю победителей (по количеству набранных баллов). Эти ребята получают диплом. Интерес широких слоев «классного населения» к данному виду деятельности значительно возрастает.

В конце учебного года подвожу итоги и определяю победителя еженедельных олимпиад за год по числу набранных баллов.

Такая форма работы позволяет постоянно совершенствовать умения самостоятельной работы младших школьников, стимулировать желание самосовершенствоваться, а также позволяет мне поддерживать познавательный интерес ребят к моему предмету.

Дополнительный резерв времени для успешного усвоения и поддержания интереса к английскому языку – это кружковая работа. Она позволяет создать речевую среду для совершенствования речевых навыков и умений учащихся, способствует улучшению качества их знаний. Участие в кружковой работе развивает творчество и фантазию школьников, дает им возможность практически применить знания, полученные на уроках.

Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим у меня открываются неограниченные возможности для исследовательской деятельности, совершенствования методических приемов. В процессе подготовки и проведения занятий я проверяю правильность своих предположений, эффективность форм, методов и приемов, практическую и воспитательную значимость подготовленных мною материалов, их влияние на формирование личности школьника.

В период с 2001по 2005 учебные годы я работала в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

В рамках эксперимента разработала и апробировала программу кружка «Театральная студия» (театр на английском языке).

Пожалуй, уже никого не нужно убеждать в том, что театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьёзное препятствие, как «языковой барьер», становиться легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлечёнными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове «вечного троечника» в сказочного героя, произносящего монологи на одном дыхании. Английский язык становится не просто  предметом изучения, а необходимым средством для выражения мыслей, чувств, эмоций героя. Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем развивает у участников умение слушать партнёра, создаёт условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет чувство ответственности за успех общего дела.

В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причём в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель – ученики преобразуются в иную модель отношения режиссёра и актёров.

Основной целью кружка является создание условий для активного и творческого развития личности и стимулировании интереса учащихся к изучению английского языка. Главное в работе кружка – коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность.

Яркие, интересные формы внеклассной работы, одной из которых является организация кукольных спектаклей, помогают мне поддерживать интерес к английскому языку. Драматический кружок, занимающийся организацией кукольных спектаклей, привлекает большое количество учеников. Практика показала, что занятия в кружке помогают повторить, активизировать языковой материал, усвоенный на уроках. Сцена приучает детей к четкой речи, правильно оформленной фонетически и интонационно. А соприкосновение с искусством превращает изучение языка в кружке в яркое увлекательное занятие. Постановка, подготовка спектаклей, их музыкальное оформление, выполнение красочных декораций – все это помогает развивать чувство прекрасного, приобщать детей к доступному им труду, расширять их кругозор.

Работу над спектаклем мы начинаем с организационного занятия, на котором я читаю вслух сказку и задаю несколько вопросов, чтобы проверить понимание содержания. Текст каждой инсценировки хотя и включает небольшое количество незнакомых слов, но это не мешает зрителям понять содержание пьески. Однако от членов кружка я требую хорошего усвоения всей лексики и ясного понимания своих реплик и реплик партнера. Поэтому перед чтением сказки я записываю на доске новые слова и выражения и объясняю их значение. Таким образом расширяется словарный запас кружковцев. Затем идет распределение ролей с учетом возможностей каждого ученика: способностей ярко передать характер персонажа, роль которого он будет исполнять, а также умения манипулировать с куклами. При этом надо проявить такт, не обидеть ребенка, так как каждому хочется исполнять главную роль. В связи с этим я подчеркиваю, что незначительных ролей нет, каждую роль надо исполнить так, чтобы она запомнилась всем зрителям. От этого зависит успех всего спектакля.

При работе с артистами – кукловодами я уделяю большое внимание фонетической отработке материала, добиваюсь от «артистов» правильного, четкого произношения. Речь каждого персонажа должна быть выразительной, эмоционально окрашенной, передавать образ изображаемого персонажа. Только после тщательной отработки текста каждым исполнителем (в течение 4–5 занятий индивидуальной работы с каждым «артистом») я даю задание ребятам выучить роль наизусть. Когда роли выучены, начинаются репетиции в помещении класса.

Декорации для спектаклей мы делаем простыми, но яркими, красочными.    Деревья, домики, траву, цветы ребята рисуют на плотной бумаге, затем раскрашивают, вырезают их. Декорации для задника они выполняют на листе плотного картона. Одни и те же декорации можно использовать для различных спектаклей.

Необходимо отметить, что деятельность младших школьников в кружке приносит им огромную пользу: развивается эстетический вкус, пробуждается творческая активность, воспитывается самостоятельность. В процессе работы у ребят развиваются межличностные отношения, они овладевают культурой общения, умением трудиться сообща.

Для постановки кукольных спектаклей мы используем инсценировки русских и английских сказок. Знакомый сюжет, не снижая интереса зрителей, помогает воспринимать иноязычную речь.

Практическое использование приема сказки, нестандартные уроки, еженедельные олимпиады, внеклассная работа способствовали повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отразилось на результатах обучения иностранному языку в начальной школе. Произошел рост качества знаний по предмету.