Урок родного языка "Сочинение загадок"

Разделы: Начальная школа


Цель: Развитие умения мыслить художественными образами.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с приемами конструирования загадки.
  2. Научите составлять загадки, развивать мыслительную деятельность.
  3. Формировать навыки творческой работы.
  4. Пробудить интерес к устному народному творчеству.

План:

  1. Организационный момент “Посылай хорошие чувства”
  2. Введение в тему:
    • Понятие загадка.
    • Правила составления загадки. Наблюдение.
  3. Коллективная работа над составлением загадки.
  4. Самостоятельная работа в группах (работа по карточкам)
  5. Подведение итога. Оценивание. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент “Посылай хорошие чувства”

Сядьте удобнее, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная, золотая звезда. Это твоя звезда. Она принадлежит только тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив.

Представь, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды. Светом любви и радости.

Представь себе, что этот свет насквозь пронизывает твое тело. Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом к горлу и ко лбу. Чувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах.

Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного, теплого света и этот свет идет ко всем в этой комнате.

Подумай обо всех, кто находится в этой комнате: о гостях и пошли всем немного своего света.

Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу.

(10 секунд).

Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал или у тебя грустное настроение или тебе нужны просто свежие силы.

А теперь как только слово “три”, ты откроешь глаза: один, два, три.

- Какие ощущения вы испытывали?

- Кому вы посылали особенно много света?

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы будем говорить об иносказательном, необычном изображении предметов, которые нужно расшифровать, т. е. отгадать. Что мы отгадываем? Вы догадались, о чем пойдет речь? (о загадке)

- На уроке откроем секреты, по которым они составляются, и попробуем сочинить загадки сами.

- О чем могут быть загадки? Приведите примеры.

- О животных, о временах года, о предметах и явлениях природы, обо всем, что нас окружает.

- Кто сочинял загадки? (народ) Загадка – один из самых древних жанров устной речи.

- На партах у вас лежат технологические карты. Карта поделена на две части (в левой части “работа на уроке” - мы будем делать записи, а в правой “обрати внимание” будем читать и делать соответствующие выводы).

Итак, секреты, по которым составляются загадки: Прочитайте в картах первый текст. Можно ли его назвать загадкой?

- Запишем первый секрет – предмет не называется.

- Прочитайте следующую загадку.

- О чем загадка?

- С чем сравнивается?

- Запишем второй секрет – назван другой похожий предмет

- Следующая загадка

- Назван предмет?

- А ЧТО дано? (признаки, важные особенности)

- Запишем третий секрет – названы важные признаки, особенности предмета

- Давайте понаблюдаем, какие особенности:

Белый, серый – цвет

Кругла, желта – форма, цвет.

Из досок, хранит посуда – из чего сделана, где используется?

- При составлении загадок не надо стараться использовать все признаки, а можно 1-2 самые важные.

- Что это?

Помидор

- Какой ОН? (красный, круглый)

- Признаки одинаковые, не подойдут для составления загадок!

-Возьмем другое важное качество. Где используется?

Помидор едят С мячом играют
В огороде он созрел
Посолить себя велел
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко

- Прочитайте последнюю загадку, обратите внимание на последние слова в строчках:

Что заметили (произносятся складно, есть рифма)

- Запишем последний секрет – “наличие рифмы”

- Молодцы! Все секреты раскрыли. Давайте еще раз прочитаем все секреты.

- О чем же была последняя загадка? (об утке с утятами)

ФИЗМИНУТКА “Танец утят”

- Игра “Доскажи словечко”. Я начинаю, а вы хором продолжаете.

1.

Быть должны всегда в порядке
Твои книжки и … (тетрадки)

2.

Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и … (вода)

3.

Если у тебя с пятерками дневник
Значит ты примерный … (ученик)

4.

Должен каждый ученик
Изучать родной … (язык)

- А сейчас, зная все секреты, попробуйте отгадать мою загадку.

На карте, как березовый листок
Раскинулась привольно, вдоль Урала
Земля моих отцов
Ты светлый мой исток
Воспетый переливами курая.

- О чем эта загадка? (О республике Башкортостан)

- ПО каким признакам вы определили? (раскинулась вдоль Урала, земля отцов моя Родина)

- Такое сравнение придумал известный башкирский поэт М. Карим.

3. Работа над составлением загадок.

- Сейчас попробуем сочинить загадку.

На урок я принесла национальное башкирское блюдо.

Как оно называется? (Чак-чак)

- Вспоминаем, 1 секрет-предмет не называется.

- Вспоминаем 2 секрет – назван похожий предмет.

На ЧТО ПОХОЖ? (стог сена, муравейник, холм, гору)

- Третий важный признак. В чем особенность его приготовления? (мёдом облит)

- Кто обычно печет? (мама)

- Теперь представьте: вся семья собралась за столом, мама ставит на стол чак-чак. Какие чувства вы испытываете? (радость)

На столе, как холм стоит,
Сверху медом он облит,
Мама к чаю испекла,
Всем нам радость принесла!

4. Работа в группах по карточкам.

- Какой же чак-чак без чая? Посмотрите внимательно на рисунок. На что похож чайник? Кого напоминает? (на слона в беретке, на пузатого слона, на паровоз, на пароход)

- Для чего нужен? (воду кипятить, чаем поить)

- Где обычно стоит? (на столе, на плите, на огне)

Выслушивание загадок, оценивание.

5. Подведение итога. Домашнее задание.

Сочинить загадку и сделать к ней иллюстрацию.

Приложение