Тестовые задания в курсе органической химии

Разделы: Химия


Оптимальным можно считать только такое обучение, которое способствует самообучению, овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся.

В курсе органической химии для проверки уровня знаний учащихся, степени усвоения ими изученного материала я использую метод тестирования. Тестовые задания включают наиболее существенные вопросы темы. Каждый ученик получает отпечатанный вариант тестов, на тестирование отводится до 30 мин. Применение ЭВМ заметно сокращает время выполнения заданий.

Приведу примеры тестовых заданий по теме “Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе”, содержание которой можно разделить на несколько разделов: “Общие понятия химии ВМС”, “Пластмассы”, “Синтетические волокна”, “Синтетические каучуки”. Я использую тесты как на обобщающем уроке по теме, так и на промежуточных уроках данной темы с целью текущего контроля знаний и умений учащихся.

Общие понятия химии ВМС

Вариант I

1. Мономер – это

а) участок цепи макромолекулы
б) низкомолекулярное вещество, из которого синтезируют полимер
в) многократно повторяющаяся в макромолекуле группа атомов

2. Структурное звено – это

а) многократно повторяющаяся в макромолекуле группа атомов
б) молекула вещества, из которого синтезируют полимер
в) часть макромолекулы полимера

3. Для полимеров, полученных реакцией полимеризации, мономер и структурное звено имеют

а) одинаковое строение
б) одинаковые состав и строение
в) одинаковый состав

4. Кристалличность полимеров означает, что

а) макромолекулы полимеров имеют форму кристаллов
б) такие полимеры – твердые вещества
в) макромолекулы полимера расположены упорядоченно

5. Молекулярная масса полимера – это

а) средняя величина, поскольку массы отдельных молекул различны
б) приближенная величина
в) постоянная величина

6. Линейные полимеры при нагревании

а) сразу подвергаются химическому разложению
б) сначала размягчаются, образуют вязкотекучую жидкость, затем разлагаются
в) сначала размягчаются, образуют вязкотекучую жидкость, затем переходят в газообразное состояние

7. Растворяются полимеры

а) линейного строения
б) пространственного (сетчатого) строения
в) линейного и разветвленного строения

8. Полимеры не имеют определенной точки плавления, потому что

а) степень полимеризации полимера колеблется в определенном интервале, а значит, сила, способная нарушить взаимодействие между этими макромолекулами, переменна
б) макромолекулы полимера неодинаковы по ширине
в) невозможно точно определить точку плавления

9. Широкое применение полимеров обусловлено сочетанием

а) легкости, химической стойкости и высокой механической прочности
б) растворимости, легкости, термостойкости
в) пластичности, термостойкости, растворимости

10 Полимеризация – это

а) процесс соединения крупных молекул в еще более крупные
б) процесс образования высокомолекулярных соединений из низкомолекулярных без выделения побочных продуктов
в) процесс образования высокомолекулярных соединений из углекислого газа и воды

Вариант II

1. Полимер – это

а) соединение большой молекулярной массы
б) продукт реакции полимеризации
в) высокомолекулярное соединение, состоящее из многократно повторяющихся групп атомов

2. Степень полимеризации – это

а) среднее число структурных звеньев в молекуле полимера
б) число молекул мономера
в) число, атомов водорода в молекуле

3. Для полимеров, полученных в результате реакции полимеризации, мономер и структурное звено различаются

а) составом
б) количеством атомов водорода
в) строением

4. Аморфное состояние полимера характеризуется

а) вязкостью
б) отсутствием упорядоченности макромолекул
в) изменением молекулярной массы

5. Молекулярная масса полимера – средняя величина, потому что

а) макромолекулы полимера имеют разную длину цепи и, следовательно, разную молекулярную массу
б) различные методы исследования позволяют определять молекулярную массу с разной точностью
в) невозможно точно измерить молекулярную массу

6. При нагревании сетчатых полимеров происходит

а) размягчение полимера, переход в вязкотекучее состояние, а затем разложение
б) переход полимера из твердого состояния в жидкое
в) разложение молекул полимера без перехода в вязкотекучее состояние

7. Пространственные полимеры нерастворимы, потому что

а) имеют очень большую молекулярную массу
б) их макромолекулы расположены неупорядоченно
в) макромолекулы соединены большим числом химических связей

8. Полимеры нельзя перегнать, так как

а) невозможно создать температуру, достаточную для перехода полимеров в газообразное состояние
б) при температуре, необходимой для перегонки полимера, происходит его химическое разложение
в) полимеры не переходят в жидкое состояние

9. Наиболее прочны полимеры

а) разветвленные
б) линейные
в) пространственные

10. На первой стадии реакции полимеризации происходит

а) зарождение цепи
б) образование макромолекулы
в) образование димера

Синтетические волокна

Вариант I

1. Все волокна подразделяются на

а) природные и синтетические
б) природные и химические
в) животные и растительные

2.Отичие между искусственными и синтетическими волокнами в том, что

а) сырье для получения искусственных волокон – природный полимер, для получения синтетических волокон-синтетический полимер
б) сырье для получения искусственных волокон – искусственно полученный полимер
в) искусственные волокна получают механической обработкой природных полимеров, а синтетические при химической обработке природных полимеров

3. Лавсан получают

а) по реакции полимеризации
б) по реакции поликонденсации с выделением хлороводорода
в) по реакции поликонденсации с выделением воды

4. При производстве тканей для одежды лавсан используют преимущественно в смеси с другими волокнами, потому что

а) лавсан неизносостоек, необходимо добавлять более прочное волокно
б) лавсан негигроскопичен, поэтому необходимо добавлять волокно, обеспечивающее гигиеничность изделия
в) ткани из чистого лавсана сильно мнутся

5. Исходным веществом для получения капрона является

а) Е капролактам
б) Е-аминокапроновая кислота
в) капроновая кислота

6. Волокно капрон обладает следующими свойствами

а) устойчивость к истиранию, действию кислот и щелочей, теплостойкость
б) износостойкость, малая устойчивость к действию кислот, небольшая теплостойкость
в) износостойкость, растворимость в воде, теплостойкость

7. При получении волокна лавсан и капрон расплавленную смолу продавливают черезфильеры для того, чтобы

а) ориентировать макромолекулы вдоль оси волокна
б) получить тонкую нить
в) отделить друг от друга макромолекулы

Вариант II

1. Химические волокна подразделяются на

а) искусственные и синтетические
б) ацетатные и синтетические
в) лавсан и капрон

2. Исходными веществами для получения волокна лавсан являются

а) этилен и терефталевая кислота
б) терефталевая кислота и диэтиловый эфир
в) терефталевая кислота и этиленгликоль

3. Волокно лавсан характеризуется следующими свойствами

а) большая прочность, износостойкость, свето- и термостойкость, устойчивость к действию концентрированных кислот и щелочей.
б) большая прочность, износостойкость, свето- и термостойкость, устойчивость к действию кислот и щелочей средней концентрации
в) износостойкость, свето- и термостойкость, кислотостойкость, электропроводность

4. Волокно лавсан относится к

а) полиэфирным волокнам
б) полиамидным волокнам
в) искусственным волокнам

5. Волокно капрон получают по реакции

а) полимеризации
б) обмена
в) поликонденсации

6. Недостатками капрона являются

а) малая износостойкость и прочность
б) малая кислото – и теплостойкость
в) водонепроницаемость и малая теплостойкость

7. В производстве волокон лавсан и капрон их вытягивают на вращающихся с разной скоростью барабанах для того, чтобы

а) увеличить ориентацию макромолекул, степень кристалличности полимера и, следовательно, прочность
б) распрямить макромолекулы полимера и получить как можно более тонкую нить
в) получить макромолекулы полимера близкие по молекулярной массе, т.е. получить как можно более однородный полимер

Ответы (“Общие понятия химии ВМС”)

Вариант 1: 1-б; 2-а; 3-в; 4-в; 5-а; 6-б; 7-в; 8-а; 9-а; 10-б.

Вариант 2: 1-в; 2-а; 3-в; 4-б; 5-а; 6-в; 7-в; 8-б; 9-в;10-а.

Ответы (“Синтетические волокна”)

Вариант 1: 1-б; 2-а; 3-в; 4-б; 5-а; 6-б; 7-а.

Вариант 2: 1-а; 2-в; 3-б; 4-а; 5-в; 6-б; 7-а.

При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

С помощью таких и аналогичным образом составленных тестов учитель может оперативно получать информацию об уровне сформированности знаний учащихся. Учащиеся же, выполняя тестовые задания, еще раз систематизируют и обобщают учебный материал.