Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Творчество С.Я. Маршака"

Разделы: Литература, Начальная школа


Вид урока: урок изучения нового материала.

Технология: развивающая технология.

Форма проведения: урок с элементами творчества.

Цели урока:

  1. Обучающая: создать условия для эмоционального восприятия нового материала; обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении творчества С.Я.Маршака; совершенствовать устную речь учащихся.
  2. Развивающая: развивать креативное мышление, творческое воображение и актёрские способности детей, умение работать со справочной литературой.
  3. Воспитательная: формировать экологическую культуру учащихся, прививать чувство прекрасного.

Оборудование:

  • “Литературное чтение”, учебник чтения для 4 класса (Л.Е. Ефросинина, 2001),
  • карточки-памятки об охране природы,
  • толковые словари,
  • магнитофон,
  • компьютеры,
  • мульти медиапроектор,
  • выставка книг С.Я. Маршака.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, пожелание успеха в уроке.

2. Сообщение темы и цели урока (Слайд №1)

Учитель: цель нашего урока - расширить представление о творчестве С.Я.Маршака.

(Слайд №2)

Учитель: А, что вы знаете о творчестве С.Я.Маршака? (ответы детей).

Да, ребята он написал очень много произведений для детей, со многими мы уже знакомы ( внимание на выставку книг С.Я. Маршака). Давайте вспомним….

Викторина “Прочитай и назови”. (Слайды 3-10)

Мотивация урока.

Учитель: Вспомните, где происходили события в “Тихой сказке”?

Ученики: В лесу.

Учитель: А вы хотите попасть в лес?

Ученики: Да.

Слайд №11

Учитель: К нам на урок заглянула Весна – красна и приглашает погулять не просто по лесу, а по весеннему лесу.

Хотите послушать пение птиц, журчание ручейка, ощутить запах весенних цветов и услышать красивое стихотворение?

Ученики: Да.

Учитель: Тогда закрываем глазки и в путь…(звучит музыка)

3. Учитель читает стихотворение под музыку.

Учитель: Открываем глазки. Вы послушали стихотворение С.Я.Маршака “Ландыш”.

Рассмотрите этот цветок на слайде. Ваши впечатления? Какие чувства вы испытали (ответы детей).

4. Работа над новым материалом (Слайд №12)

Учитель: А теперь обратимся к тексту.

Как понимаете значение выделенных слов? (ответы детей)

А где же нам найти более точное значение слов?

Работа в парах со словарями

(Слайд №13)

Учитель: Назовите точное значение слов: объят, спелёнутый, томиться, благоуханье

(ответы детей).

А какой может быть аромат у ландыша? (ответы детей).

5. Физкультминутка (Слайд №14)

Слайд №15 (заставка)

Учитель: А теперь поработаем над стихотворением.

Расставляем паузы и логические ударения (работа с учебником).

Работа с труднопроизносимыми словами.

Чтение текста вполголоса.

Чтение вслух хорошочитающими детьми.

Учитель: Каким вы видите и представляете цветок?

А как автор описывает ландыш? Найдите слова в тексте.

С чем сравнивает автор ландыш? Зачитайте.

Слайд №16

Учитель: Прочитайте четверостишье.

Какой приём применил автор здесь?

Учащиеся: Олицетворение.

Учитель: А в каких словах это выражается? Зачитайте.

Слайд №17

Учитель: А как лес относится к цветку? Читаем четверостишье. В каких словах мы это слышим? (ответы детей).

Как понимаете значение словосочетания “счастливая тоска”? (ответы детей).

А как понять выражение “горький цветок”? (ответы детей)

Да, ребята, ландыш маленький, хрупкий, ароматный, красивый цветок, поэтому его часто срывают, чтобы принести домой, подарить. К тому же он является лечебным цветком, из его листьев делают настойки для лечения сердечных заболеваний. Именно поэтому лесные ландыши постепенно исчезают с территории земли. Поэтому они занесены в “Красную книгу”.

Слайд №18, 19

Учитель: Посмотрите сколько видов разных растений исчезает с территории Самарской области и среди них ландыш.

Какой же вывод должны сделать мы, жители Земли? (ответы детей).

Учитель: Мы готовили памятку по охране окружающей среды, вспомним её.

Слайд №20

Учитель: Давайте ещё раз перечитаем это красивое стихотворение и прочувствуем любовь и нежность к цветку, которую нам передал С.Я.Маршак.

Слайд №21

6. Творческая работа (Слайд №22)

Учитель: Представьте, что вы художники. И вам нужно смоделировать обложку к стихотворению “Ландыш”.

Какие правила нужно вспомнить?

7. Подведение итогов

Учитель: С каким стихотворением познакомились? Кто автор?

Какие впечатления от урока?

8. Рефлексия

Примечание: Презентацию к уроку, можно получить у автора.