Урок русского языка в 3-м классе по теме "Способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова”.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цели урока:

  1. Учить детей слышать слово, выделять в нём ударный и безударный гласный, парный согласный, проверять эти орфограммы разными способами (способом изменения формы слова и способом подбора однокоренного слова), объяснять выбранный способ проверки. Формирование практического опыта разбора слова по составу.
  2. Развивать познавательную активность, орфографическую зоркость, способствовать обогащению активного словаря учащихся, создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, природе. Воспитание внимания, аккуратности.

Оборудование: сигнальные круги, лента букв, записи на доске, карточки для индивидуальной работы, таблица – алгоритм разбора слов по составу, кассета с музыкальным сопровождением для гимнастики для глаз, у учащихся – рабочие тетради, учебники.

План урока.

1. Организация учащихся.

    Прозвенел уже звонок,
    Начинается урок!

- Настройтесь на работу, улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов на уроке себе и своим одноклассникам.

2. Мобилизующий момент.

На доске:

- На перемене в открытую форточку ворвался порыв ветра и разбросал части слов.

Помогите мне собрать слова.

Запись на доске: ЗИМА, ЗИМЫ, ЗИМНИЙ.

- Что общего у этих слов?

- Можно ли их все назвать родственными?

- В каком слове гласная в корне находится в слабой позиции?

- Есть ли необходимость проверять гласную в корне в других словах? Почему?

- Рассмотрите пары слов: зимы – зима, зимний – зима. Как подобрали проверочное слово? (В 1-й паре изменили форму слова, во 2-й подобрали родственное слово)

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем тренироваться в правильном написании слов с безударными гласными в корне, подбирая к ним проверочные слова разными способами. Также вспомним правило написания парной согласной в словах и повторим разбор слов по составу.

3. Чистописание.

- Какой первый звук в этих словах?

- Дайте его характеристику (согласный, звонкий, мягкий, парный).

- Какая буква обозначает этот звук на письме?

На доске:

Зз за зв оз

зв..зда

зв…рёк

м…роз

 

- Запишите 1 строчку, выполнив правильно соединения букв.

- Посмотрите на следующие 2-й строчки. Что общего в этих словах? (Безударная гласная в корне слова)

Вспомните правило о безударной гласной.

Если буква гласная вызвала сомнения
Ты её немедленно ставь под ударение!

Работа с сигнальными карточками.

- Покажите букву, которую вы вставите. Устно объясните. Запишите столбиком пары слов, сначала проверочное, затем проверяемое, выделите корень, обозначьте ударение.

ЗВЁЗДЫ – ЗВЕЗДА

ЗВЕРЬ – ЗВЕРЁК Самопроверка с доски.

- Какими способами проверяли слова? (Звёзды – звезда изменили форму слова, зверь – зверёк подобрали родственное слово)

С помощью какой части слова образовалось слово “зверёк”? Слово разобрать по составу. Обратить внимание на алгоритм разбора.

- Какая звезда является путеводной для путешественников и мореплавателей? (Полярная звезда)

Зарядка для глаз. Звучит музыка.

- Закройте глаза, представьте себе красоту звёздного неба. Тысячи звёзд в ночном небе, а самая яркая из них привлекла ваше внимание – это и есть полярная звезда. Полюбуйтесь красотой звёздного неба. А теперь откройте глаза, поморгайте и вернитесь в класс.

4. Словарная работа.

Можно ли проверить безударную гласную в последнем слове?

Как называются такие слова? (Cловарные, написание их надо запомнить или можно посмотреть в словаре)

- Запишите словарное слово, объясните.

А кто увидел ещё правило в слове МОРОЗ? Объясните.

Какой способ вы выбрали для проверки парной согласной? Как ещё можно было проверить?

                                         ф.               одн.
Запись в тетрадях. МОРОЗЫ, МОРОЗЕЦ – МОРОЗ

Развитие речи. Устно составить предложения с этим словом.

Назовите близкое по значению слово? (Холод)

На доске:

В декабре на север придут холода.

- Найдите и прочитайте слова с гласными в слабой позиции.

- Подберите проверочные слова. Какие способы проверки выбрали?

Запишите предложение. Какие ещё правила надо помнить при записи этого предложения?

Найти основу предложения, обозначить части речи. Слово “север” – разобрать по составу.

Как по-другому сказать “придут холода”? Взаимопроверка в парах.

Скоро и в наш город придут холода. Уже наступила полярная ночь, зима в Норильске продлится 8–9 месяцев. Но мы с вами можем гордиться, что живём в таком северном крае, в таком снежном городе Земли.

На доске:

5. Физминутка.

Разгадав ребус, вы узнаете физминутку.

Совушка – сова, большая голова.
На суку сидит, головой вертит.
Крыльями хлоп-хлоп,
Ногами топ-топ.
Полетела, полетела
И села.

6. Закрепление материала.

Есть ли в тексте физминутки родственные слова?

СОВУШКА – СОВА. Объясните. Запишите эту пару слов в тетрадь, разберите слова по составу.

Какой из способов проверки безударной гласной в этой паре? Как ещё можно было проверить?

- А живут ли совы на крайнем севере? (Полярная сова)

РК.

Совы зимуют в тундре. Это большие белые хищные птицы, обычным кормом для которых являются полярные мыши и даже зайцы. Эта замечательная птица очень рано выводит птенцов, и что удивительно, даже в сильные морозы яйца не замерзают.

Работа по вариантам.

Подобрать проверочные слова: сначала изменив только форму слова, затем – подобрав однокоренное слово.

Работа по вариантам: 2 человека у доски за шторкой.

I вариант: В…ДА, Л…СА

II вариант:  К…СА, ТР…ВА

Например: вoды, вoдный – водa.

Устная проверка.

Домашнее задание будете выполнять аналогично этому заданию, подбирая разными способами проверочные слова.

Самостоятельная работа.

Для всех учащихся – работа с учебником стр. 127, упр.93.

Задание: записать текст, в скобках записывая проверочные слова.

Для “сильных”: 3 человека – работа с карточкой “Исправь ошибку”.

Зимой в лисной чяще стаит тишына. Диревья покрыты инием. Около старого пня седит пушистый зайчишка. Ему страшно. Последам косого идёт леса. Крепко спит вберлоге мидведь.

4 человека работа в парах с карточками.

Карточка 1

Прочитай слова, вспомни правило, подбери проверочные, запиши слова по образцу. Запиши слова столбиком по образцу: зимний – зима, снега – снег.

Г…лова, з…лотой, в…дичка, л…сонька, хор…шо, шу…ка, в…сной, горо….

Для “слабых” учащихсякарточки-помогайки.

Карточка-помогайка

К упражнению на стр. 127.

Из данных слов выбери проверочные слова к словам в упражнении.

Слова для справок: дороженька, лисонька, санки, рыба, лисы, прилёг, стороны, сторонка

Выборочная проверка упражнения.

6. Домашнее задание.

Записать по 4 слова с безударной гласной и парной согласной в корне слова, подобрать к ним проверочные слова разными способами, указать способ проверки орфограммы.

7. Итог урока.

1. Обобщение.

  • Какие орфограммы вспоминали на уроке?
  • Какие два способа проверки безударных гласных и парных согласных запомнили?

2. Рефлексия.

  • Кто сегодня доволен своей работой на уроке?
  • С каким настроением уходим с урока?
  • Чью устную работу на уроке особо хотите особо отметить?