Нетрадиционная форма урока обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Нетрадиционная форма урока (игра, путешествие, сказка, аукцион) способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости.
Для того чтобы вызвать познавательный интерес у первоклассников к изучению новой буквы, подбираются разнообразные приёмы, методы обучения.
Однако учитель при предварительной подготовке, подборке материала должен помнить о содержательной стороне урока. Любой урок должен соответствовать конечному результату, т.е. достижению поставленной цели. Нетрадиционный урок должен принадлежать к конкретному типу. Приводим конспект одного из уроков путешествий обучения грамоте. По типу это урок изучения нового материала «Знакомство школьников с новой буквой  – Ц, ц».

Тема: «Знакомство с буквой  Ц, ц »

Форма: урок-путешествие

Цель: познакомить учащихся с новой буквой «Ц, ц »;

Задачи:

  • Образовательные:
  • формировать умение слышать и произносить новый звук, давать ему правильную характеристику; 
  • производить звуковой анализ слов;
  • научить печатать изученную букву; формировать навык чтения слов с новой буквой;
  • повторить знания о предложении.
  • Развивающие: способствовать развитию речи; развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Воспитывающие: воспитывать в детях уважение к окружающим.

Оборудование: учебник «Грамота» для 1 класса (авт. Журова Л. В. , Евдокимова А. О. , Кочурова Е. Э. , Рудницкая В. Н.); рабочая тетрадь «Грамота» (авт. Безруких М. М. , Кузнецова М. И. , Кочурова Е.Э.); лента букв; «волшебная» палочка; картинка «цыплёнок»; цирковое оформление; баян; костюм клоуна, шары; фишки; мультимедийный проектор; экран; магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

У. Звонкий прозвенел звонок,
Первоклассников собрал он на урок.
Вы, ребята, не скучайте,
На вопросы смело отвечайте,
А теперь тихонько сели девочки,
А за  ними тихо сели мальчики.

II. Сообщение темы и целей урока.

У. Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку:

Там всегда веселье, смех
Для ребят один успех:
Клоуна здесь повстречать,
С ним немножко поиграть.
Поднимите руку те, кто знает отгадку.

Д. Цирк.

(На доске плакат с изображением цирка)

У. Но наш цирк необыкновенный, его артисты не будут показывать цирковые трюки, а постараются помочь нам услышать новый звук, изучить новую букву. Мы будем учиться писать новую букву, читать слова с ней, а также узнаем много нового и интересного.

III. Работа по ленте букв

У. Посмотрите, ребята, на арене появляется клоун. Он хочет узнать, какие звуки и буквы вы уже изучили?
У. На какие группы делятся звуки?
Д. Звуки делятся на гласные и согласные.
У. Как вы отличаете гласные звуки от согласных звуков?
Д. Гласные звуки поются, произносятся свободно, а согласные произносятся с препятствием.
У. Чем мы обозначаем звуки на письме?
Д. Звук на письме обозначают буквой.
У. Назовите гласные буквы верхнего ряда.
Д. А, о, у, э, ы.
У. Что придают гласные буквы верхнего ряда согласными при слиянии?
Д. Гласные буквы верхнего ряда при слиянии с согласными придают им твердость.
У. Назовите гласные буквы нижнего ряда.
Д. Я, ё, ю, е, и.
У. Что придают гласные буквы нижнего ряда при слиянии?
Д. Гласные буквы нижнего ряда при слиянии придают согласным мягкость.
У. Назовите «особенные» буквы.
Д. Я, ё, ю, е.
У. Почему их называют «особенными»?
Д. Они дают два звука.
У. Когда они дают два звука?
Д. Особенные буквы дают два звука, когда стоят в начале слова или после ъ и ь.
У. Придумайте имя девочки, которое начинается на букву я (ю).
У. Что вы знаете о согласных звуках? (их классификация)
У.Где живут звонкие согласные?
Д. Звонкие согласные живут в домике наверху.
У. Где живут глухие согласные?
Д. Глухие согласные живут в домике внизу.
У. Проведем игру «Волшебная палочка» (Если учитель показывает на букву зеленым концом палочки, то звук произносят дети мягко, а если синим, то твёрдо.)
У.Назовите буквы, которые дают один мягкий звук?
Д. Ч, щ, й.
У. Назовите буквы, которые дают один твердый звук?
Д. Ж, ш.

IV. Знакомство с твердым согласным звуком [ц] и буквой «Ц»

а) Подготовительная работа

Загадка:

Он в белом доме раньше жил,
А потом его разбил.
Он пушистый, как пушок
Золотистый наш комок.
Кто это?

Д. Цыпленок (Слово на доске)

У. Посмотрите, на арене появился цыпленок.

б) Выделение звука

У. Выделите первый звук в этом слове. Произносим:
[ц] – согласный, глухой, твердый. Как вы думаете, какую букву цыпленок принес на урок?
Попытайтесь определить тему урока.

(Появляется 1  слайд Презентации на доске и учитель  комментирует тему урока.)

У. Придумайте слова с буквой ц в начале (в конце, в середине)

в) Знакомство с буквой

Анализ элементов букв

– Составление из этих частей буквы Ц, ц (на магнитной доске).

У.Сегодня на уроке мы научились печатать эту букву.
Откройте рабочие тетради по закладке.

Учитель печатает на доске и комментирует:

«Найдите верхнюю линию, на ней поставьте точку. Опустите из точки прямую (сверху вниз);  правее ставим точку и из неё тоже опускаем прямую (сверху вниз). Внизу соединяем прямые горизонтальной линией, выходя за вертикальную прямую с одной стороны и опускаем, маленький вертикальный элемент».
Письмо в воздухе.
– Аналогичное объяснение буквы «ц» (но точки ставим на средней пунктирной  линии).
Учитель напоминает учащимся правила красивого письма:
Все буквы должны быть одинаковой высоты и ширины; элементы, выходящие за нижнюю строку, должны заканчиваться на одинаковом расстоянии от строки; расстояние между элементами букв и между буквами должно быть одинаковым; все линии при письме должны быть параллельными; прямые линии должны быть ровными.
При письме: сидеть надо прямо; опираться спиной о спинку стула; не опираться грудью о стол; туловище, голову, плечи держать надо ровно; обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола; тетради лежать должны под наклоном.
Итак, открываем тетради и  начинаем  писать буквы: половина строки – Ц, а вторая половина – ц, и помогите художнику дорисовать буквы Ц, ц.

V. Физминутка (музыкальная)

Танец «Цыганочка». На арене появляются цыгане.

У. Почему мы пригласили их в гости?
Д. Мы их пригласили в гости потому, что в слове цыгане встречается звук [ц].
У. А теперь потанцуем вместе с цыганами.

VI. Развитие речи

Скороговорка: Цыган цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»

Установки:

1. Проговорите вместе с учителем четко.
2. Выделите голосом 1 (2, 4, 5) слово.
3. Проговорите скороговорку быстро по-очереди. (3 человека)

VII. Чтецкая разминка

Цветок, цветочек, цветик.

Прочитайте слова по слогам.
– Прочитайте слова с ударением.
– Что общего у этих слов?

Д. Общая часть – цвет-.
У. Как называют эти слова?
Д. Эти слова – родственные.
Цыпленок похож на цветок.
У.Прочитайте запись.
У. Как называется эта запись?
Д. Эта запись называется – предложение.
У. Докажите.
1. Законченная мысль.
2. Слова связаны друг с другом.
3. Заглавная буква и точка.
У. О ком говорится в предложении?
Д. В предложении говорится о  цыпленке.

VIII. Чтение стихотворения В.Лунина

У. Поставили свои маленькие указки на начало строки.
– Прочитаем по цепочке (где каждому ученику достанется одна строчка)
У. С кем автор сравнивает цветок?
Д. Автор сравнивает цветок с цыпленком.

Жужжащее чтение.

У. Что общего у цветка и цыплёнка?
Д. Цветок и цыплёнок одного цвета – желтого, цыплёнок стоит на одной ножке и цветок тоже.
У. Прочитайте две последние строчки с нужной интонацией.

IX. Звуковой анализ слов

У. Кого вы видите на предметной картинке?
Д. На картинке цапля и синица.
У. В каком из этих слов звук [ц] встречается в начале слова?
Д. В слове цапля.
У. Где стоит звук [ц] в слове « синица»?
Д. Звук [ц] в слове синица встречается в середине.
У. Дайте этому звуку характеристику.
Д. [ц] – согласный, глухой, твердый
У. Посмотрите, на арене появилась цапля.
– К сегодняшнему уроку познавательную справку подготовила
Прокудина Анна.
Познавательная справка о цапле: Окраска цапли – бурая, желтая, белая. Шея тонкая, клюв длинный. Цапли летают медленно. Питаются цапли водными животными, насекомыми, иногда ужами. Гнезда строят самцы, самки насиживают яйца.

(Появляется 2 слайд)

У. Но наша цапля важная, носатая
Цирковая она статуя.

X. Звукобуквенный анализ слова «цапля»

У. Достали фишки. К доске пойдёт работать…
У. Сколько слогов в слове?
Д. В слове «цапля» 2 слога.
У. Поставьте ударение.
Д. Ударение падает на 1 слог, гласную а.
У. Сделайте звукобуквенный анализ (1 ученик – у доски, другие – на месте выкладывают фишки.)
У. Сколько звуков в этом слове?
Д. В этом слове 5 звуков.
У. Сколько букв в слове?
Д. В этом слове 5 букв.

XI. Физминутка

У. Все ребята дружно встали
И тихонько зашагали,
Мы отправились гулять,
Чтобы цаплю повстречать.
Тише, тише – вот она.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.

У. Закрыли глаза и представили себе цаплю. Расскажите о своих представлениях.

XII. Работа со сказкой «Цыплёнок Цып»

У. Посмотрите, мы снова видим клоуна. Он очень хочет послушать сказку «Цыплёнок Цып».

Библиография автора Г. Юдина (краткая).

Выразительное чтение сказки (учителем).

У. После прослушивания вы должны ответить на вопрос: «Кто герои сказки?»

Показ 5 слайа к сказке (сюжетные картинки).

 Самостоятельное чтение.  Анализ сказки

У. Кто герои сказки?
Д. Герои этой сказки цыпленок, курица, цветок, гусеница, цапля.
У. Понравилось ли вам поведение цыплёнка?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Цыпленок мне не понравился потому, что он грубо разговаривал с другими героями.
У. Какой был цыплёнок?
Д. Цыпленок был важный, гордый, невоспитанный, хвастливый.
У. Почему цыплёнок попал в беду?
Д. Я думаю, он попал в беду потому, что никого не слушал, а только хвастался.
У. Как нужно вести себя, разговаривая с окружающими?
Д. Разговаривая с окружающими нужно вести себя вежливо, нельзя перебивать, хвастаться.
У. Клоун был невнимательный, он просит о помощи: «Расположите сюжетные картинки в той последовательности, которая была в сказке».

Работа с картинками на магнитной доске.
Выразительное чтение по ролям.
Выборочное чтение.

У. Зачитайте, что сказала цапля, спасая цыплёнка?
У. Что должен был понять цыплёнок Цып?

XIII. Итог урока

У. С каким новым звуком мы познакомились?
Д. Мы познакомились с новым звуком [ц].
У. Что особенного в  звуке [ц]?
Д. Звук [ц] всегда твёрдый.
У. Какой буквой мы обозначаем этот звук?
Д. Этот звук мы обозначаем буквой Ц.
У. Правильно, ребята, спасибо вам за урок!  (6 слайд)

Оценивание учебных достижений учащихся на уроке учителем.

У. Вам от меня подарок.

(Входит клоун с шарами.)

Клоун: Ребята, я за вами наблюдал весь урок, вы мне очень понравились. Я тоже знаю слово с новой буквой – МОЛОДЦЫ! Вы, ребята, МОЛОДЦЫ!

(Звучит весёлая музыка, клоун дарит шары детям)


* Изображение  цирка, на арене которого появляются цирковые гости, сделано из бумаги с вырезанным окошком арены. В окошко вставляется лента с рисунками цирковых персонажей, которая двигается слева направо.