"Односоставные предложения", 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

  1. Сообщение темы урока.
  2. Сегодня на уроке (план урока на доске).

II. Разминка (“Угадай слово!”).

III. ОК (устно) – учитель.

IV. Графический диктант.

V. Самостоятельная работа.

VI. Устный опрос (теория).

VII. Дополнительное задание (лист 1, 2, 3) по вариантам.

VIII.Текст.

IX. Творческая работа (мини-сочинение).

X. Подведение итогов.

  1. Цель урока - проверка знаний учащихся.
  2. “Рожицы” - под той, которая соответствует вашему настроению, поставьте время.

II. “Угадай слово!” (разминка).

(Самопроверка - ответы закрыты на переносной доске)

  1. Раздел науки о языке, который изучает строение и значение синтаксических единиц (синтаксис).
  2. Сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетание).
  3. Основная единица синтаксиса, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение (предложение).
  4. Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? (подлежащее).
  5. Главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и имеет значение, выраженное в вопросах : что делает предмет?что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? (сказуемое).

III. Воспроизведение ОК.

Односоставные предложения

С главным членом- сказуемым

1.

О/Л

  • в ф.1-2 лица ед. и мн. ч.
  • н.t- б.t
  • изъяв. н
  • в ф.2л. ед. и мн. ч.
  • пов. накл.
Люблю грозу в начале мая.
Любишь читать?
Уходим завтра в море.
Уходите?

Выбери меня.

Выберите себе книгу по вкусу.

2.

Н/Л

  • в ф. 3 л. н.t- б.t
  • в ф. пр.t мн.ч.
Звонят.

Ученые проведут эксперимент.

Позвонили в дверь.

3.

ОБ/Л=Н\Л, О\Л

(все, каждый)

Пословицы!

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

4.

 

 

 

Б/Л

  • безл. гл.
  • личн.=> безл.
  • н. ф.
  • не было, нет
  • ф. пр. t О
  • было +нареч. на о
  • кр. стр. прич.в ф. ср. р.
Вечереет.
Пахнет сеном.
Быть грозе великой.

Герасима не было на дворе.
У меня нет линейки.
Думалось легко.
Было тихо.

В избе жарко натоплено.

 

С главным членом-подлежащим.

5.

НАЗЫВН.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

IV. Графический диктант.

Определи вид односоставного предложения и заполни таблицу:

  1. Береги время
  2. Подморозило
  3. Принесли почту
  4. Выходим в море
  5. Вот и снег
  6. Светает
  7. Слезами горю не поможешь
  8. Строят школу
  9. Чего себе не хочешь, того и другому не делай
  10. Ночь.
  О/Л Н/Л Б/Л НАЗ. ОБ/Л

1

+

--

--

--

--

2

--

--

+

--

--

3

--

+

--

--

--

4

+

--

--

--

--

5

--

--

--

+

--

6

--

--

+

--

--

7

--

--

--

--

+

8

--

+

--

--

--

9

--

--

--

--

+

10

--

--

--

+

--

Ответы:

IV. Графический диктант.

О/Л

Н/Л

Б/Л

НАЗ.

ОБ/Л

1

3

2

5

7

4

8

6

10

9

V. Самостоятельная работа.

Определи вид предложения.

  1. На братских могилах не ставят крестов.
  2. Желаю вам успехов в учебе.
  3. Родину себе не выбирают.
  4. Без совести и при чужом уме не проживешь.
  5. Снегу намело почти до крыши.
  6. Голубые вспышки электросварки.
  7. Умом Россию не понять.
  8. Небо начинало темнеть.
  9. После уроков идем всем классом в кино.
  10. В темноте что-то серело.

Более сложный уровень! Внимание ловушки!

Ответы:

  1. Н/Л
  2. О/Л
  3. Н/Л
  4. ОБ./Л
  5. БЕЗЛ.
  6. НАЗ.: 10 ответов-“5”
  7. БЕЗЛ.: 8-9 ответов-“4”
  8. Двусоставное: до 5 ответов-“3”
  9. О/Л
  10. Двусоставное

VI. Устный ответ.

Фамилия

1.

Н/Л

+

2.

О/Л

+

3.

ОБ/Л

+

4.

Б/Л

+

5.

НАЗ.

+

Чисто механическая работа у проверяющих на предмет сравнения ответа с правилом.

VII. Дополнительные задания (по вариантам).

I вариант - Найдите безличные предложения (№ 2, 5, 9).

II вариант - Найдите определенно-личные предложения (№ 3, 6, 7, 10).

  1. Его срочно вызвали на работу.
  2. Начинало светать.
  3. Это задание выполнишь после уроков.
  4. В нашем районе сеют лен.
  5. Хорошо в лесу зимой!
  6. За правое дело стой смело.
  7. Ребята, бережно относитесь к хлебу!
  8. У нас любят спорт.
  9. Аленке спать не хотелось.
  10. Перед выступлением всегда волнуешься.

ЛИСТ 2

VIII. Работа с текстом.

Подчеркните грамматические основы, укажите вид односоставных предложений, способ выражения главного члена.

Красив лес в зимнем убранстве. Крепко спят деревья. Надолго сохранишь радость свидания с зимним лесом. Встанешь в эту пору на лыжи, объедешь простор полей, навестишь перелески и побываешь в бору.

Много интересного можно увидеть в зимнем бору. Ходи и внимательно присматривайся, постигай лесную грамоту. Когда научишься читать чудесную белую книгу зимы, полюбишь родную природу и познаешь, что нигде нет такой красоты зимой, как в нашем краю.

IX. Творческая работа.

Задание 1: Напишите продолжение текста (миниатюру), изобразив свою “дивную картину” и разумно используя односоставные предложения.

Ясный морозный денек! Хочется встать на лыжи и податься в ближний лес. И вот я уже мчусь на лыжах по заснеженному полю. Замедляю свой бег только у леса. Вхожу в него, как в загадочный храм, и останавливаюсь, завороженный дивной картиной.

Задание 2:

“Кто больше?”

Напишите рассказ-миниатюру, состоящий из возможно большего количества назывных предложений (распространенных и нераспространенных) на любую из тем: “Вот и зима”, “Строительство”, “Вечерний город”.

X. Подведение итогов.