Творческий урок "Школьный городок" (обобщающий урок по чтению, 3-й класс, образовательная система "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


С 1994 года я работаю по программе образовательной системы “Школа 2100”. Учебники по чтению и начальному литературному образованию серии книг “Свободный ум” авторов Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой “Капельки солнца”, “Маленькая дверь в большой мир”, “В одном счастливом детстве”, “В океане света” дают благодатный материал для проведения интегрированных уроков. Каждый раздел заканчивается интегрированным уроком.

Интеграция предусматривает использование различных типов уроков.

  1. Вступительные – уроки введения в тему.
  2. Уроки практической деятельности учащихся, на которых они учатся применять полученные знания по разным предметам, вести исследовательскую работу, выполнять её индивидуально, самостоятельно и в группах, в соответствии со своими склонностями и интересами.
  3. Творческие уроки.
  4. Уроки обобщающего характера. Примером такого типа служит урок “Наполним музыкой сердца”, на котором дети не только инсценировали сказку “О поездке Моцарта в прекрасный Париж”, но и, прослушав два произведения В.А. Моцарта “Колыбельная” и “Турецкий марш”, написали сочинение – миниатюру “Что я представлял себе, когда слушал музыку”.
  5. Интегрированные уроки-праздники. К ним идёт специальная подготовка. На практических занятиях по музыке разучиваются музыкальные произведения, на занятиях по изобразительному искусству готовятся выставки детских работ. Это праздник осени “Унылая пора! Очей очарованье!”, проведению которого предшествовала долгая кропотливая работа и учителя и учащихся. В результате такой подготовки роль учителя на этом уроке выполняли Марина Н. и Тимур К. Остальные же учащиеся, разбившись на творческие группы (“Золотой лист” – художники; “Осенинки” – поэты; “Осенние ребята” – мастера прозы, сочинители; “Листопад” - чтецы), выступили с защитой своих творческих работ. Чтецы под сопровождение классической музыки читали стихи поэтов К. Бальмонта, А. Пушкина, В. Трутневой, А. Майкова и пр.; поэты читали стихи об осени, которые написали на уроке; прозаики зачитывали сочинения “Разная осень”, написанные на уроке чтения; художники рассказывали о своих рисунках, на которых изображена осень.
  6. Интегрированные уроки, которые проводятся в форме игры. Подведение итога изученного материала о Древней Руси по чтению, истории и изобразительному искусству проводилось в виде игры “Что? Где? Когда?”. На этом уроке соревновались две команды из класса: команда знатоков и команда зрителей. Участники команды зрителей задавали вопросы членам команды знатоков: “Где создавался самый древний жанр древнерусской литературы? Чем отличается монастырь от храма? Чем занимались предки нашего края? Какими орудиями труда пользовались? Какую литературу использовали для детского чтения до появления специальных детских книг? Что изображено на гербе Нижнедевицка?” и другие. В заставках между вопросами из области чтения, МХК, истории звучали стихи, присутствующие знакомились с выставкой творческих работ учащихся по изобразительному искусству, разгадывали кроссворд.  По теме “Сказка – ложь, да в ней намек” был проведен брейн–ринг “Животные – герои литературных произведений”.
  7. Уроки контроля, публичный экзамен. Публичный экзамен “Семь муз” проходил в форме игры “Счастливый случай”, на котором дети показали полученные знания по чтению, МХК, истории, музыке, изобразительному искусству, продемонстрировали своё актерское, танцевальное и вокальное мастерство.

Предлагаю разработку творческого урока, посвященного 120-летию нашей гимназии. На этом уроке ребята путешествовали по “Школьному городку”, подводя итог изученного материала по разделу “Уроки и переменки” учебной книги “В одном счастливом детстве”. Учащиеся работали по творческим группам, выполняя определенное творческое задание: “Бюро фантастических проектов” предложило проекты о том, какими они видят в будущем школу, учителя и урок, фольклорный ансамбль городка исполнил частушки, написанные ими же; актеры театра сыграли пьесу “Шутка” своего драматурга Владимира Кононова; дети читали стихи и исполняли песни на школьную тематику. В конце урока были заданы вопросы по изученному материалу, а активных участников ждали поощрительные призы.

ТВОРЧЕСКИЙ УРОК

“ШКОЛЬНЫЙ ГОРОДОК!”

(Звучит музыка “Городок”)

Учитель. Сегодня в этом зале мы собрались для того, чтоб подвести итог изученного материала по разделу “Уроки в переменки” в нашей учебной книге “В одном счастливом детстве”. Этот необычный урок мы также посвятим юбилею нашей гимназии. Итак, начинается урок под названием “Школьный городок”.

Мы надеемся, что путешествие по нашему школьному городку будет очень интересным. Итак, в путь! А какое путешествие без песни. И песня в нашем городке тоже о школе.

(Исполняется песня “Чему учат в школе”)

Учитель. Так как наш городок необычный, и школа в нем тоже необычная. И учителя здесь особенные, и уроки о каких только можно мечтать. А создали это чудо сами ребята из бюро фантастических проектов.

(Вывешивается вывеска “Бюро фантастических проектов”)

(Выходят три группы детей. Первая группа поднимает слово “Школа” и начинается рассказ о школе городка.)

Все. Если бы мне предложили открыть школу, я бы сделал ее такой:

  • Я хотел бы, чтобы школа была десятиэтажная.
  • А чуть повыше двери я бы написала серебром: "Школа, где много-много смеха!"
  • Я бы хотела учиться в школе, которая была бы сделана в основном из стекла. В коридорах было бы много фантастических растений и птиц, много рыб в аквариумах. Вокруг школы был бы красивый парк и сад, а также много цветов.
  • ... с просторными светлыми классами.
  • В каждом классе на столах стояли компьютеры и электронно-вычислительные машины. Ученикам так легче было бы учиться.
  • Мне хотелось бы, чтобы там стояли парты, которые могли трансформироваться в тренажер, доска светилась и тоже складывалась.
  • …с широкими окнами, с просторным спортивным залом.
  • …большой столовой, где готовились вкусные обеды.
  • В моей школе звенит заливистый звонок. Только он звенит радостней и звонче на перемену.
  • На каждой перемене звучит веселая музыка и показывают мультики.
  • В моей школе есть бассейн и уроки плавания. Есть живой уголок, в котором живут ёжик, белка, морская свинка.
  • Чтобы на школьном дворе было много деревьев и цветной фонтан. Каждый месяц ездить в цирк.

(Вторая группа детей поднимает слово “Учитель” и продолжает свой рассказ об учителе этой школы)

  • Я хочу, чтобы в моей школе было 60 детей и 6 учителей. Рядом со школой была бы пристройка, в которой жили учителя.
  • На уроках у них не бывает скучно.
  • Эти учителя добрые и не кричат на детей, не ставят плохих оценок.
  • Они не задают домашнего задания. Они увлекательные и веселые.
  • Разрешают приводить на уроки животных.
  • Все учителя разные и интересные.

(Третья группа детей поднимает слово “Урок”  и продолжает рассказ об уроке в этой школе)

  • Уроки не были бы скучными. Контрольные были бы только по вторникам и пятницам.
  • Чтобы каждый день первым уроком была физкультура.
  • Чтобы уроки истории и природоведения показывали по телевизору.
  • На уроках много интересных рассказов и опытов.
  • На уроках математики загадывались бы задачи на смекалку.
  • Уроки русского языка и математики проводились бы в виде игр и соревнований между командами.
  • Было бы больше интегрированных уроков и уроков – праздников.

Учитель. Ребята нашего городка написали сочинения, в которых изложили свои фантастические проекты, а самые интересные и ценные предложения вы сейчас прослушали. Давайте поблагодарим наших фантазёров за необычные, захватывающие проекты и продолжим наше путешествие по школьному городку.

(Исполняется песня “Дважды два – четыре”)

Учитель. Как в любом городке, в нашем есть своя самодеятельность. Вас приветствует фольклорный ансамбль городка. Участники ансамбля сами пишут частушки о жизни в городке, и сами с удовольствием их исполняют.

(Звучит музыка. Прикрепляется вывеска “Клуб народного творчества”.  Исполняются частушки)

Все вместе.

Послушайте частушечки,
Послушайте, любезные,
Про наши школьные дела
Такие интересные.

Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Только нету одного,
Вовиком зовут его.
Вот звонит уже звонок,
Начинает урок.
Открывает тетрадь Колька,
А в тетради стоит двойка.
Нерадивый ученик
Получил двояк в дневник.
А учитель говорит:
“Нужно лучше подучить”.
Вот сегодня на уроке
Опыт проводили мы:
Из чего нефть состоит,
Формулу открыли мы.
Как учитель в класс зайдет,
Сразу станет тихо.
Как учитель уйдет,
Все заскачут лихо.
Перемена, перемена,
Двойка снова в дневнике.
И не рады перемене
Те, кто с двойкой в дневнике.
Начинается урок,
Прозвенел уже звонок.
Открываю я тетрадь,
А в тетради цифра “5”.
Уронила Оля ручку,
И в тетради – закорючка,
Наша Оля громко плачет,
Закорючка в строчке скачет.
Ну, реши эту задачу:
За задачей есть удача.
Не дай бог поставишь кляксу -
Превратишься сразу в плаксу.
Нерадивый ученик,
Подавай сюда дневник!
И пока не перемена,
Двойку схватишь непременно.
Вот кончается урок,
И звенит уже звонок.
Колька, Юрка, Сашка, Тимка
Вылетают за порог.
Вылетают за порог,
Семерых сбивают с ног,
И считают: 1, 2, 3
Тимка, Тимка, ну, води!
Прозвенел звонок с урока,
Вылетает ребятня.
И вот с этого момента
Начинается война.
Тимка, Колька, и Максим
Носятся туда-сюда,
И на наши замечанья
Нет вниманья никогда.
Вот звонок на урок,
Стало очень тихо.
Но потом еще звонок,
Все поскачут лихо.
На столе лежит тетрадь,
А в тетради цифра “5”.
Завтра снова поучу
И еще “5” получу.
Как возьмусь я за тетрадь,
Сразу хочется гулять.
Как же с ручкой – закорючкой
Получить в тетради “пять”?
Ученик ревет и плачет:
Не решил опять задачу.
Скачет двойка по тетрадке,
Скачет двойка на лошадке.
У меня в тетради “пять”,
А у Кольки - “двойка”.
Двойку, Колька, исправляй,
Чтоб была “пятерка”.
Петя дразнится на ручку:
“Ручка, ручка – закорючка”,
Но в тетради снова “два”,
Ведь не в ручке все дела!
Вот кончается урок,
Прозвенел уже звонок.
У меня в тетради “пять”.

Смело я иду гулять.

Учитель. И, конечно же, как в любом городке у нас есть свой театр, в котором работают драматурги и актеры. Как раз сейчас в театре идет пьеса нашего драматурга Владимира Кононова “Шутка”. На сцене артисты нашего городка.

(Прикрепляется вывеска “Театр”)

ШУТКА

Пьеса в двух действиях

Действующие лица:

Мария Петровна – учительница

Максим, Коля, Вова – ученики 3 “А” класса

Действие первое

Вечер, улица.

Коля. Привет!

Максим и Вова. (Идут навстречу) Привет!

Коля. Знаете, что сказала мне учительница?

Вова. Что?

Коля. В четверг будем писать контрольную по математике.

Максим. Но ведь мы только что писали!

Вова. Зачем писать так часто?

Коля. Я тоже не знаю, но нужно что-то делать!

Вова. Может не пойдем в школу в четверг?

Максим. Все равно потом переписывать.

Коля. Тогда надо подготовиться к контрольной, чтобы не ошибиться.

Вова. Давайте соберемся вечером у меня и почитаем учебники.

Максим. Давай.

Коля. Можно попробовать, но я не знаю, что из этого выйдет.

Вова. Ну, тогда в 17-00.

Максим. В 5 часов у тебя.

Коля. Я принесу свою тетрадь с задачами.

(Мальчики расходятся по домам.)

Действие второе.

Школа. Классная комната. Входит учительница.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Проверим домашнее задание.

Максим. Мария Петровна, а как же контрольная?

Учитель. Контрольной сегодня не будет, это была шутка.

(Мальчики смотрят на Колю.)

(Звучит песня “С понедельника возьмусь”.)

Учитель. Да, бывают в городке и такие жители, которые из всей школьной жизни любят только перемены.

(Чтение стихотворения Б. Заходера “Перемена”)

Учитель. Бывают и коты, которые дружат с такими жителями городка.

(Читается стихотворение Б. Заходера “ Вредный кот”)

Учитель. Но в основном ребята в городке хорошие, добросовестные, дружные, старательные! А какая же школьная жизнь без экзамена? Сейчас мы проведем небольшой экзамен для жителей нашего городка. Вам придется вспомнить то, о чем я говорила в начале нашего необычного урока. Итак, внимание! Самых активных участников экзамена “Это мы знаем!” ждут поощрительные призы.

(Задаются вопросы по изученному материалу)

  1. По какому из прочитанных нами произведений написан сценарии мультфильма?
  2. К родителям какого героя относятся слова: “Но больше всего родители боятся, чтобы ты не попал в плохую компанию. Это для них страшнее всякой свинки и скарлатины. И каждого твоего нового товарища они разглядывают и рассматривают так, будто он может оказаться взломщиком несгораемых касс, а может, кем-нибудь и похуже”.
  3. В каком произведении учитель сообщает детям, что крыс теперь научились убивать смехом?
  4. Учитель. И поскольку наш урок посвящен и юбилею нашей гимназии, вопросы из её истории.

  5. С какого года можно вести отсчет существования нашей гимназии?
  6. Какие предметы изучали слушатели женской гимназии в те времена?
  7. Кем они могли работать по окончании гимназии?

(Награждение самых активных участников)

Учитель. Вот и подошло к концу путешествие по школьному городку. Большое спасибо всем участникам путешествия. До новых встреч на наших необычных уроках. А закончим его песней “О маленькой точке”.

(Исполняется “Песня о маленькой точке”)