Урок литературы "Как стать крылатым" (по сказке-притче Ф.Сологуба "Крылья")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • дать представление о жизни и творчестве Ф. Сологуба;
  • познакомить с жанром притчи;
  • развивать умение составлять сравнительную характеристику героев одного произведения и произведений различных жанров;
  • воспитывать уважение к людям, умение различать в людях наносное, лживое и истинное.

Оборудование:

  • презентация (Приложение 1);
  • запись произведения Моцарта “Фантазия”;
  • карточки для самостоятельной работы.

Техническое оборудование:

  • магнитофон;
  • компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент. Релаксация.

Любое искусство – это создание образов, поэтому приглашаю вас сначала настроить своё воображение. Закройте глаза и попробуйте представить себе капельку воды. Она совсем-совсем меленькая. В ней играет лучик солнца, и она переливается. Капелька чистая и прозрачная настолько, что сквозь неё можно смотреть на мир, словно через увеличительное стекло. Она почти совсем круглая, еле держится на лепестке цветка, готовая вот-вот скатиться. Представили?! А теперь об этой капельке сказочку. Попробуйте понять, о чём она.

2. Чтение сказки Ф. Сологуба “Капля и пылинка”.

(Читает учитель или подготовленный ученик.)

Капля падала в дождь, пылинка лежала на земле.

Капля хотела соединиться с существом твёрдым,- надоело ей свободно плавать.

С пылинкою соединилась она, - и легла на землю комом грязи.

Есть множество жизненных ситуаций, когда человеку трудно оставаться самим собой, отстаивать своё мнение. Стараясь подражать кому-то, он теряет свою индивидуальность…

3. Слово учителя.

Сказка написана русским писателем, поэтом, драматургом, известным под псевдонимом Ф. Сологуб. Этот человек, несмотря на тяготы судьбы, сумел сохранить свою индивидуальность … Он не любил рассказывать о себе, поэтому мы немного знаем о его детстве и юности. Но даже эти скудные сведения помогают понять его характер.

4. Рассказ о жизни писателя.

(Индивидуальное задание. Приложение 2) (Слайды 1-2)

- Какова, по-вашему, главная черта характера Ф. Сологуба?

5. Работа над литературоведческими понятиями.

Писатель создавал произведения различных жанров: роман, рассказы, сказки, лирические стихотворения. Жанр произведения во многом определяет его особенности, поэтому давайте вспомним отличительные черты сказки и басни. Пользуясь литературоведческим словарём, дадим определение притчи и определим общее между этими жанрами. Результаты нашей работы запишем в таблицу. (Слайд 3)

Особенности

Басня

Сказка

Притча

иносказательность

мораль

фантастика

на основе повествования раскрывается смысл философской проблемы

Сходство

Эпические жанры

 Теперь, я думаю, мы готовы поговорить о притче Ф. Сологуба “Крылья”. (Запись темы урока.) (Слайд 4) Дома вы уже прочитали это небольшое произведение. Своё восприятие этой сказки представят нам наши актёры. Каждый из них перед началом маленького спектакля расскажет о характере персонажа, роль которого будет исполнять. У вас же есть возможность высказать свои пожелания и дать советы актёрам. После обсуждения смотрим инсценировку.

6. Инсценировка притчи.

Звучит “Фантазия” Моцарта. (Задание в группе.) Просмотр инсценировки обязательно завершается обсуждением.

7. Беседа.

- Для чего хотела иметь крылья девочка, пасшая гусей? ( Летать по белу свету да петь во весь голос песни.)

- Для чего нужны крылья всем остальным? ( Каждая из девушек считала себя лучшей, достойнейшей. Для них крылья – способ подчеркнуть своё превосходство над другими. Никто, кроме дочери хозяйки, не говорит, зачем нужны крылья. Главное для них своё звание, поэтому и мажутся они дорогими средствами. Царевна настолько высокомерна, что с вопросами обращается не сама, посылает служанок. Они смеются над другими, оскорбляют (“дура”, “глупая”).

- Кто такая Крылья - Мать? ( Мечта. Она окрыляет человека.)

- Почему крылья выросли только батраковой дочки? (Только она мечтала.)

- Признаки какого жанра можно найти в этом произведении? ( Сказка – фантазия. Притча – философское размышление о мечте.)

- Можно ли “превратить” сказку-притчу в басню? (Необходимо сформулировать мораль произведения.)

8. Творческая работа.

(Слайд 5) Пишем мораль, идею сказки-притчи. ( Только тот, кто мечтает бескорыстно, может рассчитывать на исполнение мечты.)

9. Подбор эпиграфа к уроку.

(Слайд 6) Многие известные люди говорили о гордости и мечте. Познакомьтесь с несколькими высказываниями и подберите эпиграф к нашему сегодняшнему разговору. Обоснуйте свой выбор.

Мечты придают миру интерес и смысл. (А. Франс.)

Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям. (В. Гюго.)

Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.С. Тургенев.)

Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству. (Л.Н. Толстой)

10. Словарная работа.

(Слайд 7) В русском языке существует несколько фразеологизмов о крыльях. Объясним их значение.

- Крылья подрезаны. (О человеке, который лишён возможности проявить себя.)

- Опускать крылья. (Становиться пассивным, бездеятельным.)

- Подрезать крылья. (Лишить возможности проявить себя.)

- Придавать крылья (устаревшее). (Окрылять, воодушевлять.)

- Каково общее значение слова “крылья” во всех фразеологизмах?

11. Обращение к произведениям мировой художественной культуры.

(Слайд 8) Тема человеческой души отразилась и в древнегреческих мифах. Рассмотрите изображение скульптуры А. Кановы “Амур и Психея”.

Бабочка - символ души у древних греков. Психея осторожно кладёт Амуру на ладонь бабочку, как бы отдавая ему при этом свою душу. Миф о влюблённых имеет своё продолжение. (Индивидуальное задание.) Послушайте эту историю и подумайте, почему бабочка олицетворяла у древних греков душу человека. (Красота души рождается в муках.)

12. Обобщение.

Есть ли что-то общее между героинями сказки-притчи Ф. Сологуба и мифа? (Только тот, кто отдаёт всего себя для других, может рассчитывать на счастье. Героини способны на это, поэтому и обретают крылья.)

13. Релаксация.

Нарисуем бабочку. На её крыльях запишем человеческие качества, которые позволят душе стать крылатой.

14. Итог. Домашнее задание по выбору.

(Слайд 9) Разговор о стремлении человека к полётам мы продолжим с вами на следующем уроке.

  1. (Репродуктивный уровень.) Стр. 138-139, пересказать.
  2. (Конструктивный уровень.) Нарисовать иллюстрацию к сказке- притче Ф. Сологуба “Крылья”.
  3. (Творческий уровень.) Сочинение-миниатюра “Можно ли быть крылатым на земле?”